Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной культуры
консультация (средняя группа) на тему

Мирошник Марина Юрьевна

Консультация для воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnv_cherez_traditsii_dorabotat.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях русской, духовной культуры. 
Слово «традиция» пришло в русский язык из латинского и означает передавать. Т.е. традиция - это, в буквальном смысле , передача из поколения в поколение каких- то жизненных устоев. Передача из поколения в поколение. В культурно-историческом контексте традиционная передача не имеется в виду передача какого-то установления, порядка, а передача чего-то ценностно-значимого. И потому, можно было бы определить понятие традиция, как передачу ценностно-значимого в культуре, в жизни семьи, от поколения к поколению, от носителей культуры, к тем, кто ещё только приобщается, к тем, кто ещё только входит в неё.

В традиции духовно- нравственного развития человека компонентом традиционного уклада жизни являлись обычаи, т.е. нечто установившееся, сопровождаемое внешней атрибутикой, какими- то привычными зафиксированными действиями, нечто повторяющееся в жизни человека. Благочестивые обычаи в жизни русского народа известны издавна.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре.

В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В процессе воспитательной работы  необходимо решать такие  задачи, как:

-повышать качество духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания ;

-развивать традиции патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания ;

-знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни;

-формировать принципы здорового образа жизни у детей ;

-внедрять инновационные формы и направления воспитательной работы;

оказывать помощь семьям  в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организации и развитии  просвещения родителей; -  использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);

-знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками;

-усилить роли семьи в воспитании детей;

-формировать патриотические чувства и сознание детей на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, город, лицей, семью;

-воспитывать личность гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны.

Для решения поставленных задач  необходимо:

-воспитание гражданина и патриота нашей Родины через изучение , символики, истории  страны, жизни и деятельности выдающихся личностей;

-организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста,  их интересов и склонностей;

-обеспечение вариативности воспитательных систем;

-усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей;

-оказание содействия родителям в организации воспитания и обучения детей.

Конечно, воспитатели и педагоги могут столкнуться с такими трудностями, как:

- Потребность в инструктивных и методических материалах;

- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;

- знания педагогов получены лишь путем самообразования;

- необходимы разработки нормативно-правовой базы;

- подготовка кадров;

- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;

- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание дошкольников средствами народной культуры.

В работе  освещен опыт  по  формированию нравственно-трудовых качеств дошкольников средствами народной культуры....

Проектная деятельность на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры.

Данный материал поможет сформировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому народного творчества, умение видеть историю вокруг себя, научит понимать , что  у людей и у вещей есть сво...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры

В статье рассмотрено понятие патриотизма и нравственно-патриотического воспитания в контексте дошкольной педагогики. Выявлен педагогический потенциал музея народного быта как образовательного простран...

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...

"Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре"

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ...

Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».

-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.-Формирование у воспитанников  толерантного отношения к представ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры и быта.

Данная работа ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, занимающихся нравственно-патриотическим воспитанием. В ней представлены материалы из опыта работы по приобщению детей к ...