Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».
проект (старшая группа)

Инна Анатольевна Рахматова

-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.

-Формирование у воспитанников  толерантного отношения к представителям других национальностей.

-Знакомство дошкольников с народными праздниками, традициями в рамках поликультурного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_duhovno_-_nravstvennyh.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Формирование духовно- нравственных  качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».

                                          Паспорт проекта.

Участники проекта:

– Дети
– Родители

– Педагог

Возраст участников проекта: старший  дошкольный  возраст.

Тип проекта: развитие  познавательных коммуникативных способностей.

Продолжительность: Долгосрочный-1год

Проблема проекта:

В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно нравственных идеалов . Разрушение семейного уклада, отрицательно воздействует на детские души. Очень остро ощущается недостаток нравственных принципов и правил жизни, жизненных ориентиров граждан.

Актуальность: 

Духовно нравственное воспитание и развитие личности ребенка дошкольника начинается в семье. Данный проект предполагает:  формирование основ духовно нравственных качеств в триаде «ДЕТИ –РОДИТЕЛИ – ПЕДАГОГИ» совместное посещение музеев, создание развивающей образовательной среды, подбор дидактических материалов.

Цель проекта:

Формирование духовно нравственных качеств у старших  дошкольников, посредством народной культуры.

 Задачи проекта:

-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.

-Формирование у воспитанников  толерантного отношения к представителям других национальностей.

-Знакомство дошкольников с народными праздниками, традициями в рамках поликультурного воспитания.

-Создание условий для реализации в ДОО направлений ФГОС, достижения целевых ориентиров.

-Воспитание самостоятельности, интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству обычаям и традициям.

Предполагаемый результат:

У детей сформированы основы ценностных сфер личности.

Усвоены ценности: милосердия, стремление к добру, толерантность.

Активность, родителей к совместной деятельности.

Продукт проекта.

Презентация мини-музеев: «КИБИТКА»  «РУССКАЯ ИЗБА».

Циклограмма народных праздников.

Трансляция положительного опыта в КРИПКРО.

Постановка проблемы.

В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов, очень остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров. 

Социально – экономические и политические изменения в нашей стране повлекли  за собой изменения и в сфере морально – нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο  справедливости и доброте, милосердии и великодушииУ родителей современных детей растут требования к качеству образования, но они не задумываются над его духовностью, гуманностью и другими человеческими качествами. А вот как раз духовности нашему обществу не хватает.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

.  В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи ».

  Данный проект предполагает активное участие родителей,  детей,  совместное посещение музеев. Оформление мини –музеев «Русская изба», «Кибитка», подбор дидактического материала.

Участники проекта

– Дети старшего дошкольного возраста
– Родители (законные представители)

– Воспитатель

– Музыкальный руководитель

– Педагог дополнительного образования

Принципы

        

1. Доступность – содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманнистичность  – ребенок является активным субъектом совместной деятельности , основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3.  Деятельность – знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция – реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность – принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Механизмы реализации проекта

Детско-родительские проекты по тематическим блокам: «Русская изба»

« Кибитка»

-«Цаhан сар»

-«Как колосок хлебом стал»

-Мини музей «Кибитка»

-Праздник урожая

-Масленица

Предполагаемый результат.

–У детей сформированы основы  ценностных сфер личности;

– усвоены  ценности: милосердие, правдолюбие, стремление  к добру , толерантность.

-Активность родителей  к совместной деятельности.

Продукт проекта.

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками.

-«Русская изба»

- «Кибитка»

В рамках диалога культур реализуемыми в процессе подготовки к народным праздникам.

«Зул» - «Рождество»

«Цаhан сар» - «Масленица»

-«Гимн тюльпана» - «Пасха»

-«Yр сар»- «Праздник лета»

Этапы реализации:

1Этап- подготовительный.

Постановка целей, определение актуальности, и значимости проекта.

Накопление информационного багажа по проекту.

Подбор дидактических материалов., экспонатов, предметов быта.

Циклограмма планирования народных праздников.

2 Этап- Основной.(с практикой)

Мини-музей «Кибитка»

Выставки- экспозиции по темам:

-«Гиичляд иртн». (Приглашаем в гости)

Познакомить с калмыцкой кибиткой ее деталями (войлок, деревянные стены, дымоход, дать представление о кибитке , как о жилище калмыцкого народа, ведущего кочевой образ жизни.)

- «Ээжа пришла в гости».

-Знакомство детей с церемонией приготовления калмыцкого чая.

-Обычаи и традиции калмыцкого народа(познакомить с предметами быта, их назначение, национальной кухни, пищей.

-. Оденем куклу

- Познакомить детей с калмыцким национальным костюмом (мужским, женским, детским, девичий). Материалом деталями одежды, головными уборами, украшениями.

Воспитывать умение увидеть красоту.

- Знакомство детей  с калмыцкими народными инструментами: домбра, йочин,  гармонь, бушкур.

Мини-музей «Русская изба»

Выставки-экспозиции по темам.

-«Не красна изба углами, а красна пирогами». Знакомить детей с предметами обихода: с посудой, деревянной и глиняной, с домашней утварью, чугунном ,ухватом, кочергой, печкой, прялкой.

-Рукоделие в народном творчестве. Познакомить детей с одной из старинных русских форм общения – посиделками. Показать самобытность русского народа, появляющегося в мастерстве народных умельцев (вязание крючком. Спицами, прядение, вышивание.

- «На завалинке» Знакомство с русскими народными инструментами (балалайка, гармошка, гусли,  трещётка,  дудочки , бубны)

3-й. Этап заключительный

Презентация музеев:

-«Калмыцкая кибитка»,

-«Русская изба»

-Сценарии  народных праздников. (циклограмма)

Список литературы

1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

2.Приказ Министерства Образования и науки  РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

3. Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». 4.Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры». – СПб,2005.5.Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 23.

5. Соколова Л. Воспитание ребёнка в русских традициях. Москва – Пресс. 2003г

6.Лопсонова З.Н., Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят:   методическое      пособие. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006.

7. «Народная педагогика» О.Д Мукаева;  « Становление этнопедагогики,  как отрасли педагогической науки» Г.Н Волков

8. «Этнопедагогика калмыков и национальная школа» О.Д.Мукаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...

"Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре"

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ...

Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"

laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...