Обучение плаванию в детском саду детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме

Краткое содержание занятий в бассейне с детьми от 1,6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ  ПЛАВАНИЮ  В  БАССЕЙНЕ  ДЕТСКОГО  САДА  ДЕТЕЙ  ОТ                                                                                                                                      1 ГОДА  6  МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ.

С.Н. Таран, инструктор по физкультуре.

МДОУ   центр  развития  ребёнка -  детский  сад  №161,  г.  Тверь.

Проблему обучения плаванию дошкольников изучали ведущие педагоги, специалисты по физическому воспитанию: Осокина Т.И.

        Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании. Выполнение движений в воде благоприятно для развития физических качеств, для укрепления иммунитета, для сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Вода уменьшает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, что делает  занятия в воде безопасными для неокрепшего детского скелета. Одновременно с этим повышенная вязкость воды по сравнению с воздухом  создаёт дополнительную нагрузку при движениях в воде, поэтому мышцы укрепляются быстрее. В нашей стране уделяется большое внимание раннему обучению плаванию, строятся бассейны при детских садах, детских поликлиниках.

 В МДОУ центре развития ребенка – детском саду №161с 1993 года с детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия по программе «Обучение  плаванию в детском саду» ( Осокина Т.И.).Актуальность обучения плаванию детей от 1г.6м. в том, что дети быстрее адаптируются в детском саду, меньше болеют, раньше становятся готовыми к обучению плаванию спортивными способами.

 При составлении планирования во 2 ясельной группе учитывается, что дети второго года жизни отличаются   быстрой   утомляемостью, неуравновешенностью, непоследовательностью поведения; отсутствует точность, чёткость выполняемых движений, координация. Ведущими методом обучения является наравне с показом выполнение упражнения с помощью взрослого. Поэтому  дети  для проведения занятий в бассейне разделяются в подгруппы по 4-5 человек. Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребёнок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Также не стоит забывать, что дети  находятся ещё в процессе адаптации к детскому саду. А посещение бассейна у  некоторых детей  вызывает негативные эмоции,  чувство страха. Поэтому занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме с использованием предметов, игрушек. Широко применяется индивидуальный подход  к детям. Преподаватель находится с детьми в воде. Постепенно, по мере того как ребёнок  будет приобретать всё большую уверенность в воде, индивидуальные игровые упражнения обогащаются коллективными играми и упражнениями. Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам 4-5 человек.

      Содержание  занятий в бассейне с детьми от 1 года 6мес.

                         Сентябрь.

Провести экскурсию в бассейн, познакомить с новым помещением, дать представление о том, чем занимаются в бассейне. Рассказать о правилах поведения в бассейне. Рассказать о работе инструктора и медсестры бассейна. Показать инвентарь и игрушки, рассказать о том, как их используют на занятиях. Провести экскурсию на занятие старших детей. Показать, как можно играть, плавать в бассейне. Рассказать о технике безопасности на занятиях и в помещении бассейна. Показать на примере старших детей, что нужно делать в душе и в раздевалке. Предложить  игры в  мини – бассейне, показать, как плавают или тонут игрушки. Как можно играть с лейкой,  мячом, удочкой, водяной мельницей. Знакомить со стихами и потешками , подходящими по  содержанию( о водичке, о дождике , солнышке, мяче, лягушатах, утятах ).                                                    

                                      Октябрь

 Учить подготавливаться к занятию, спускаться в воду, не бояться передвигаться по воде, играть в игрушки, сидеть на дне, брызгать руками и ногами  (уровень воды по колено), топать ножками, играть ногами в мяч, сидя выполнять  движения ног кроль, брасс. Играть в плавающие и тонущие игрушки , лейки, удочки и др. Продолжать сопровождать игры подходящими потешками и стишками. Предлагать надевать нарукавники, демонстрируя, как  они всплывают из - под воды. Многократно повторять, что воду в бассейне нельзя брать в рот, поэтому надо успевать закрывать рот, когда брызгаешься, умываешься, наклоняешься к воде.

                                    Ноябрь.

             Продолжать  учить  играть в воде, выполнять движения руками (кроль, брасс), дуть на воду, не брать воду в рот, не вытирать лицо руками при попадании брызг. Продолжать учить передвигаться по воде, постепенно увеличивая глубину воды. Чтобы исключить испуг при случайном падении в воду, побуждать детей надевать нарукавники. Если дети отказываются, ненадолго можно предложить круг. Ознакомить с различными движениями рук (кроль, брасс). Продолжать играть в различные игрушки, учить дуть на воду, передвигать игрушки по воде, дуя на них. Продолжать учить задерживать дыхание и закрывать рот, чтобы не брать воду в рот.  

Декабрь.

Дальнейшие занятия проводятся с детьми в нарукавниках до момента, когда дети безбоязненно будут опускать лицо в воду. Продолжать учить играть в воде, передвигаться в воде (уровень – по пояс, по грудь), выполняя  различные движения руками, брызгаться, умываться, дуть на воду, учить принимать  положение, лежа на груди  с помощью взрослого, с опорой  о поручень, без опоры.  Продолжать играть плавающими, тонущими игрушками, сопровождать игры потешками и стихами.

                                   Январь - февраль.

          Продолжать учить передвигаться по воде (уровень - по грудь), лежать на груди с опорой и без, выполнять движения ногами, руками в безопорном положении, брызгаться, играть с игрушками, дуть на воду и игрушки, сопровождая игры стихами, учить принимать положение, лёжа на спине (с помощью взрослого, с опорой и без). Учить мочить губы во время выдоха (пускать пузыри). Пробовать мочить кончик носа, всё лицо на задержке дыхания или пуская пузыри.

                                   Март.

Продолжать  учить работать руками и ногами в положении  лёжа на груди и спине, дуть в воду (пускаем пузыри), обливаться водой с головой. Учить прятать лицо в воду, окунаться в воду на задержке дыхания или пуская пузыри. Продолжать учить играть самостоятельно с водой, в воде с игрушками.

                      Апрель.

Провести несколько занятий на мелкой воде без поддерживающих средств. Побуждать детей бегать, играть с игрушками, ползать на четвереньках, вытягивать ноги (упор, лёжа), из этого положения прятать лицо под воду, чтобы почувствовать выталкивающую силу воды (на задержке дыхания или на выдохе). Постепенно прибавлять уровень воды, побуждать погружаться под воду, плавать удобным способом под водой.

                    Май.

Закреплять умение передвигаться, играть в воде, плавать с поддерживающими средствами и без них. Прививать любовь к занятиям в бассейне, радоваться совместным играм в воде. Учить действовать по словесным командам, используя изученные потешки и стихи самостоятельно и группой.

К концу учебного года дети проходят этап ознакомления с водой: умеют передвигаться в воде, выполнять движения руками как при плавании спортивными способами, лежать на воде в опорном  положении, выполнять движения ногами, погружаться под воду, выполнять выдохи в воду, учатся плавать без поддерживающих средств.

Разумеется, не все  полностью справляются с задачами данного этапа. Тем не менее, все дети испытывают огромное удовольствие от общения с водой, с нетерпением ждут занятий. Становятся физически крепче, меньше болеют. Приобретают возможность снять психо-эмоциональное напряжение.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

В статье привед анализ понятия "адаптация" и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного у...

Статья: "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"

Главным механизмом в обучении младшего дошкольника является его способность к имитации и подражанию поведения взрослых и других детей. В дошкольном возрасте, усваиваемые ребенком общественные модели п...

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Данная статья полезна как для родителей, так и для воспитателей...

Консультация для родителей "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"

    Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна....

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста.Оглавление:1. Введение.2. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ.3. Эмоциональные состояния детей в усл...

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Статья "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"...

Конспект занятия педагога-психолога по психологической адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский сад, несомненно, является еще неизведанным пространством, ребенок встречается с новым ок...