Главные вкладки

    Статья: "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"
    статья (младшая группа)

    Главным механизмом в обучении младшего дошкольника является его способность к имитации и подражанию поведения взрослых и других детей. В дошкольном возрасте, усваиваемые ребенком общественные модели поведения начинают воспроизводиться в игре с другими детьми. Игра станет ведущей деятельностью уже в старшем дошкольном возрасте, но в 3 года уже начинает проявлять признаки социальности, «содержание которой у младших дошкольников связана с предметной деятельностью людей, и немного отражающая отношения между людьми…»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tanya_kuzina_statya.doc125 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23

    Колпинского района Санкт-Петербурга.

    Особенности адаптации к детскому саду

    детей младшего дошкольного возраста

                                                                            Подготовила: Воспитатель 1 младшей группы Кузина Т.С.

    ГБДОУ детский сад №23

            2019г.


    СОДЕРЖАНИЕ

    1.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

    3

    1.1.

    Педагогическая и психологическая характеристика ребенка младшего дошкольного возраста

    3

    1.2.

    Детский сад, как условия, к которым адаптируется ребенок

    6

    1.3.

    Признаки адаптации и причины её нарушения в младшем дошкольном возрасте

    1.4.

    9

    2.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

    2.1.

    Адаптация к режиму дня ребенка и возможности его совершенствования

    2.2.

    Внедрение в групповую игру представлений о правилах поведения дома и в детском саду

    2.3.

    Формирование у ребенка обратной связи на предъявляемые требования

    3.

    ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ В ПРЕВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ГБДОУ № 23 г. Колпино

    3.1.

    Факторы адаптации

    3.2.

    Содействие членов семьи процессу адаптации к детскому

    Заключение

    Выводы

    План

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
    1. Педагогическая и психологическая характеристика ребенка младшего дошкольного возраста
    2. Детский сад, как условия, к которым адаптируется ребенок
    3. Признаки адаптации и причины её нарушения в младшем дошкольном возрасте


    ВВЕДЕНИЕ (1-2с.)

    Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада и детскому коллективу – это многоаспектный процесс, требующий от ребенка ..

    До поступления в детский сад ребенок имеет малый круг социальных контактов, его поведенческий опыт ограничивается небольшим перечнем социальных ситуаций, в которых он

    Не случайно возраст 3 лет в психологии является одним из критических.  

    1. Актуальность педагогического опыта.

    Раскрывается необходимость, степень важности решения проблемы для дошкольного образовательного учреждения (системы дошкольного образования) предложенными педагогическими средствами, обосновывается современность подходов к решению затронутой проблемы, инновационность опыта (что нового он привносит в практику работы воспитателя, дошкольного образовательного учреждения).

    2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование.

    Раскрывается основной замысел работы: ее ключевая идея, иными словами — «изюминка», новизна предложенного педагогического подхода и т.п.

    Используйте для этого простые, не наукообразные формулировки. Прежде, чем описывать свой опыт, попробуйте одним предложением ответить на вопрос: «Чему посвящена ваша работа? О чем она?» Если вы можете ответить на этот вопрос, значит, опыт действительно удался.

    Всякий опыт имеет теоретическое обоснование, это ведущие концепции, теории и научно-методические посылы, которые развивают вашу идею, позволяют ей быть объективной и правильной. Определиться с теоретическими основами (предпосылками) вашей идеи поможет ознакомление с соответствующей литературой. Читая ее, выделяйте главное по смыслу и содержанию, попробуйте выделенное пересказать своими словами, как будто вы переводите теорию на язык практики, интерпретируйте (объясняйте сами себе) прочитанное. Основополагающие теоретические идеи вашего педагогического опыта, постарайтесь кратко (тезисно) представить до изложения вашей технологии, методики, совокупности способов и приемов работы с детьми.

    В качестве примера рассмотрим краткое теоретическое обоснование педагогической технологии развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством музыки:

    1. Сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета. Игровой сюжет — это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях, эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности, что в полной мере отражается в его играх.

    2. Умения сюжетосложения — это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве, и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников. Придумывание сюжетной линии — это уже игра, в соответствии с ней ребенок распределяет роли и игровые действия, определяет их последовательность, особенности ролевого взаимодействия. Уже в играх детей пятого года жизни обнаруживаются умения простейшего сюжетосложения, ребенок начинает игру с проговаривания: во что он сейчас будет играть, кем будет в игре, что будет делать.

    3. В играх старших дошкольников ясно прослеживается замысел, сюжет, усложнение игрового содержания. Оно основывается на развитии определенных отношений между участниками игры. Общая сюжетная линия вырабатывается детьми по ходу игры посредством пошагового планирования, т.е. в общении друг с другом дети определяют игровые действия партнеров. Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, для создания которых ребенок использует различные выразительные средства (речь, движение, мимика, позы и жесты), игровые атрибуты, выражает отношение к исполняемой роли.

    4. Эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает взаимодействие людей, а сюжеты детских игр строятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление, а это необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра — образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой.

    5. Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как эмоциональна, образна, подвижна и поэтому привлекательна для детей, она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре. Обогащать сюжеты детских игр в первую очередь будет музыка, которая соответствует таким критериям, как: художественность, образность, богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

    6. Обогащение сюжетов игр детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки будет происходить эффективнее, если воспитатель использует соответствующий музыкальный репертуар, создает в группе интегративную музыкально-игровую среду, организует разные формы совместной деятельности с детьми по слушанию музыки и игр в нее в педагогическом процессе детского сада.

    3. Цель и задачи, которые решает воспитатель в ходе своей работы.

    Цель всегда шире, чем задачи. Задачи конкретизируют цель, определяют, что вы будете делать на пути достижения цели. Цель — это тот результат, к которому вы стремитесь, реализуя опыт своей работы. Поэтому, подводя итоги опыта, обратитесь еще раз к цели, сравните, тот ли результат получен вами.

    4. Этапы накопления и систематизации опыта.

    1-й этап — предварительный или подготовительный. Описывается работа по созданию условий для реализации педагогического опыта.

    Например, разработка игр-этюдов или игр-экспериментирований здоровьесберегающего характера, создание банка дидактических игр или разработка сюжетно-ролевых игр, создание игровой предметно-развивающей среды и прочего, необходимых для формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей.

    Практическим результатом на этом этапе являются картотека игр, конспекты проблемных ситуаций, примеры ситуационных задач, конспекты занятий или бесед с детьми, поисковой, исследовательской деятельности и др. (они могут быть вынесены в приложения). Описываются изменения, произошедшие в предметно-развивающей среде, каким образом она изменилась, что добавилось и т.п.

    2-этап — внедренческий или этап внедрения. Описывается логика реализации опыта, т.е. последовательность действий воспитателя по внедрению своей работы, место и время введения педагогических инноваций в жизнь ребенка.

    Например: репродуктивное обучение детей культурно-гигиеническим умениям и навыкам → развитие навыка и закрепление его в разных видах детской деятельности → закрепление навыка в самостоятельной деятельности (перенос в игровые и манипулятивные действия). Описывается, как включены игры-этюды, игры-экспериментирования, дидактические и сюжетно-ролевые игры в каждый из этих этапов, как используются воспитателем в организованной образовательной деятельности (на занятиях), в режимных моментах, в самых разных видах детской деятельности, в самостоятельной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы, фрагменты профессиональной деятельности в определенной, уже описанной последовательности.

    5. Приложения.

    Содержат разработки игр, циклов игровых ситуаций, картотеки ситуационных задач, планирование работы на год, подробные конспекты занятий, бесед, игр с детьми, фотографии и прочие материалы, иллюстрирующие опыт работы воспитателя.


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

    Проблема адаптации ребенка интересовала ни одно поколение педагогов и психологов. Для понимания данного процесса определим основные феномены, о которых пойдет речь в главе.

    Термин адаптация (лат. «adapto» – приспособляю) заимствован из медицины и означает «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение относительного постоянства внутренней среды организма» [Головин]. В психологии и педагогике адаптация связана с психологическим процессом приспособления ребенка (или взрослого) к изменившимся условиям среды: социальной или личностной (переживания в связи с теми или иными событиями). Психологическая адаптация имеет своей целью стабилизацию психического состояния и предполагает перестройку поведения, в соответствии с внешними требованиями. Уровень того, насколько человек приспособился к изменившимся условиям определяет его адаптивность или неадаптивность. «Под воздействием воспитания и обучения, условий образа жизни уровень адаптивности повышается или понижается» [Коджаспирова, стр 11].

    Младший дошкольный возраст в периодизации развития – это условный период, начинающийся приблизительно с 3-х лет, и протекающий один-полтора года (индивидуально). Переход из раннего детства в младший дошкольный возникает в связи с расширением круга социальных контактов (как детских, так и ребенка со взрослым) и является критическим, потому что требует от ребенка освоение новых моделей поведения для взаимодействия с другими, а также активное расширение словарного запаса, в тех же целях взаимодействия. Рассмотрим характеристики данного возрастного этапа подробнее.

    Педагогическая и психологическая характеристика ребенка младшего дошкольного возраста

    Для полноценной характеристики младшего дошкольного возраста обратимся к культурно-историческому подходу развития психики в онтогенезе в работах Л. С. Выготского и его последователей. Данный подход выбран в связи с тем, что он является экспериментально подтвержденным и наиболее авторитетным как в российской педагогике и психологии, так и во многих зарубежных странах. Итак, с позиций культурно-исторической теории психического развития ребенок, на всем этапе взросления, проживает разные периоды: стабильного развития и критические. Эти периоды сменяют друг друга и влияют на весь процесс развития и его поведение в целом.

    Кризис 3-х лет. Критические периоды представляют собой противоречия социальной ситуации развития. Под социальной ситуацией развития понимается «характеристика возрастного периода… представляющего собой специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой» [электронный словарь]. Эта ситуация определяет «объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания, и требования, предъявляемые нему обществом» [там же]. Другими словами, в докритический период ребенок был приспособлен ко всему, что его окружало. Его режим дня, количество членов ближайшего общества и требования, предъявляемые к его поведению, были ему понятны и привычны. Но, с поступлением в детский сад, социальная ситуация развития меняется, а значит терпит противоречия: социальный круг расширятся, требования нарастают, ребенок сталкивается с тем, что некоторые взрослые относятся к нему с меньшим вниманием чем ранее, его начинают обучать определенным навыкам и ожидать их вполнения в конкретный и ограниченный период и т.д.

    Все эти изменения не могут протекать спокойно, так как старых моделей поведения ребенку становится недостаточно, а новые он еще не освоил. В поведении это проявляется «упрямством, строптивостью, своеволием, протестом» (Выготский  стр. 207). По свидетельству ученых «если кризис 3-х лет в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте» [Хрестоматия дубровина-прихожан с.15]. Следовательно, поведение ребенка, которое взрослые расценивают как непослушное и капризное, является естественным этапом адаптации ребенка к новым требованиям, которым он еще не в состоянии соответствовать.

    Новообразования младшего дошкольного возраста. Постепенно, приспосабливаясь к новой ситуации ребенок расширяет свои поведенческие и речевые способности, которые в научной литературе называют новообразованиями. В младшем дошкольном возрасте основные новообразования сводятся преимущественно к воображению. Кроме того, происходит интенсивное освоение ребенком способов социального функционирования. «Ребенок, младшего дошкольного возраста, пытается соответственно мере своей заинтересованности запомнить предлагаемый ему материал естественным или примитивным способом» [28, с. 596].

    Ограничения понимания требований взрослых младшим дошкольником. Воображение ребенка на рассматриваемом этапе развития подчинено предметной деятельности и мало связано с отвлеченными понятиями, так как его мышление еще не способно к абстрагированию, является сугубо конкретным и мало способным к выводам и обобщениям. Неподчинение ребенка правилам в этом возрасте определяется ограничениями его понимания и отсутствием чувства перспективы. По этой причине ребенок может интуитивно соглашаться на объяснения родителей и воспитателей, при этом полностью забывать о них спустя непродолжительное время. Ограниченное чувство языка и недостаточное понимание значения слов не позволяет ему осмыслить большую часть информации, которую он слышит от взрослых, следовательно, недостаточное понимание правил общества приводит к тому, что ребенок искренне и непосредственно производит ранее заученные модели поведения вразрез новым требованиям.

    Механизмы освоения общественных правил. Главным механизмом в обучении младшего дошкольника является его способность к имитации и подражанию поведения взрослых и других детей. В дошкольном возрасте, усваиваемые ребенком общественные модели поведения начинают воспроизводиться в игре с другими детьми. Игра станет ведущей деятельностью уже в старшем дошкольном возрасте, но в 3 года уже начинает проявлять признаки социальности, «содержание которой у младших дошкольников связана с предметной деятельностью людей, и немного отражающая отношения между людьми…» [Эльконин, с. 105-136]. В игре ребенок имеет возможность имитировать наблюдаемые модели поведения и отношения к событиям, тем самым эффективно из заучивать.

    Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется естественным протестом перед резко изменившимися социальными условиями развития, связан с активным развитием воображение и вынужденным освоением социальных стереотипов поведения, которые ребенок осваивает с помощью игры.


    1. Детский сад, как условия, к которым адаптируется ребенок

    До поступления в детский сад жизнь каждого ребенка определялась режимами их семей. Во-первых, он постоянно находился с матерью, которая поддерживала, выслушивала и учила его.  Поступление в детский лишает его постоянного контакта с матерью отделение от которой известный психолог Д. Боулби называет «печалью детства». Ребенок становится лишен знакомого окружения, которое теперь составляют посторонние люди, от которых он не знает чего может ожидать. Он пребывает в новой обстановке и должен привыкнуть к расположению комнат, размещению игрушек и т.д.

    Большие перемены ожидают его во всем режиме дня. Так, до поступления в детский сад дети принимали пищу в разные часы. На подготовку к прогулке затрачивалось необходимое и, чаще всего неограниченное время. Утренний подъем, подготовка ко сну и сам сон имел разную длительность. Таким образом, поступление в детский сад представляет совершенно новый жизненный уклад с временным ограничением каждого вида активности. В младшей группе такая активность включает утреннюю встречу детей воспитателем, проведение гигиенических процедур перед завтраком, завтрак, занятия, направленные на развитие познавательной деятельности, подготовку к прогулке и саму прогулку, гигиенические процедуры перед обедом, обед, дневной сон, активный подъем, гигиенические процедуры, полдник, познавательно-игровую деятельность, подготовку к вечерней прогулке, прогулку и сборы детей домой. Каждая из этих деятельностей составляет от 15 до 30 минут (исключая прогулки). Таким образом, поступление в детский сад ставит перед ребенком совершенно новые задачи адаптации, с которыми ему предстоит справиться. Следовательно, сопровождение ребенка и облегчение адаптационного периода является основной задачей родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

    1.3. Признаки адаптации и причины её нарушения в младшем дошкольном возрасте

    Адаптация младшего дошкольника предполагает освоение им следующих систем отношений и навыков:

    1) Установление взаимоотношений с воспитателем;

    2) Формирование легкости расставания с родителем;

    3) Нахождение общего языка в детском коллективе (совместная игра, отсутствие конфликтов);

    4) Свободная ориентировка в обстановке и помещениях, принадлежащих группе;

    5) Соблюдение режима дня в обозначенное время (сборы на прогулки, приемы пищи, дневной сон);

    6) Соблюдение гигиенических правил.

    В соответствии с перечисленными требованиями, предъявляемыми ребенку, признаками нормальной адаптации будет выполнение каждого из них в определенный срок. По данным Мошанцевой [Божович], адаптация к детскому саду проявляется кратковременныможет протекать в легкой, средней и тяжелой степени. Автор указывает следующие временный нормы:

    Таблица 1

    Степень адаптации

    Длительность пребывания ребенка в ДОО

    Проявления в поведении ребенка

    Легкая

    До 14 дней

    - кратковременное нарушение настроения

    - снижение игровой и речевой активности,

    - ухудшение сна и аппетита;

    - незначительные нарушения поведения.

    Средняя

    От 14 до 30 дней

    - частые нарушения настроения

    - частое снижение игровой и речевой активности,

    - стабильное ухудшение сна и аппетита;

    - нарушения поведения

    - заметное ухудшение общего самочувствия/легкие заболевания (7-10 дней)

    Тяжелая

    От 30 дней до нескольких месяцев

    - нарушение психоэмоционального состояния ребенка, выраженные в тревоге, напряженности, беспокойстве, заторможенности, слезливости;

    - неспособность уснуть во время дневного сна;

    - отказ от еды;

    - длительные заболевания с осложнениями.

    Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой [11] у немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7--10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Иногда фиксируются стойкие нарушения поведения, граничащие с неврологическими состояниями. В последнем случае можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к условиям данного микросоциума.

    Критерии оценки ( по Ф. Б. Березину) психической адаптации в условиях профессиональной деятельности[5]

    1. успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность)
    2. способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий)
    3. осуществление деятельности без значимых нарушений физического (телесного) здоровья.

    Показатели адаптации

    Список/возраст

    Адаптивность по режиму дня

    Расставание с родителем утром

    Прием пищи

    Время сборов на прогулку (в среднем)

    Засыпает в течении 15 минут (дневной сон)

    Поведение в детском саду

    Взаимодействие с детьми, воспитателем

    Легко без капризов

    Со слезами, долго

    быстро

    медленно

    Спокойный, послушный

    Конфликтует с др. детьми

    Слезливый часто плачет

    Игнорирует замечания

    Самосоятелен по 10бальной шкале

    1

    Иванов ваня,

    2 года

    +

    5

    2

    Петров коля 3 года

    +

    8

    3

    Сидоров артем,3 года

    -

    4

    5

    +

     


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1-2 с.)


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. - 464 с
    2. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Пер. с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – с.
    3. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. М., «Просвещение», 1967. –
    4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. с. 
    5. Головин, С.Ю. Словарь практикующего психолога. – Минск, 2006
    6. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.
    7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство. 1996. –
    8. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: «ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС», 1994. –
    9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
    10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
    11. Хейссерман, Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка М., «Просвещение», 1964. –
    12. Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Д. Эльконин. – – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. с. 
    13. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 384 с.
    14. Психологический словарь http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=926 


    Приложение

    Анкета для родителей (автор Т.Н. Вострухина)

    Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

    1.Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

    а) ребенок адаптировался полностью;

    б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;

    в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;

    г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.

    2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:

    а) с плачем;

    б) с уговорами;

    в) без эмоций;

    г) с удовольствием.

    3. Что, по вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию?

    а) действия сотрудников детского сада;

    б) совместные действия сотрудников и родителей;

    в) действия родителей.

    4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

    а) обычным;

    б) отказывался от еды;

    в) плохо засыпал;

    г) был сильно угнетен;

    д) полон впечатлений;

    е) всем перечисленные выше факторы имели место.

    5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

    Ваши пожелания________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Благодарим за ответы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

    Адаптация в детском саду (младший дошкольный возраст)

    Информационный материал для родителей, обычно предоставляемый в приемной комнате в виде папки-передвижки....

    Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

    Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

    Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

    Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

    Авторская программа по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста "Малыши - карандаши"

    Программа «Малыши – карандаши» адаптирована к условиям детского сада  и рассчитана на детей от 2 до 4 лет. Программа учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этог...

    Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста путем анализа научной литературы....