Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
проект (младшая группа)

Проект

по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

«Улыбка малыша в период адаптации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ulybka_malysha_v_period_adaptatsii.docx78.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»

 

 

 

 

 

 

Проект

по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

«Улыбка малыша в период адаптации»

 

 

 

Руководители проекта:

Рей М.С., Силютина Д.В., Назимова В.М.,

воспитатели

 

 

Бийск 2021-2022

Пояснительная записка

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Задача педагогов ДОУ – поиск новых форм и методов работы с воспитанниками и их семьями для успешной адаптации к детскому саду.

Проект направлен на построение комплексного подхода по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возрастак условиям ДОУ: работа с педагогами, с родителями, с воспитанниками, а также работа по ведению документации по адаптации детей.

Актуальность

Основной ценностью ФГОС ДО является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения ФГОС  дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Тип проекта:

Образовательный.

Вид проекта:

Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный – 8 месяцев (июль-февраль  2022). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Цель:

Оказание социально-психолого-педагогической поддержки детям раннего и младшего возраста и их родителям к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

- Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;преодолевать стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду;

- Установить дружеские партнёрские отношения между воспитателем и родителями, приобщать их к процессу адаптации;формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.

- Обучить педагогов методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;

- Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.

Участники проекта:

Дети раннего и младшего дошкольного возраста (группы №22,17,21), воспитатели, родители.

Формы работы:

1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);

2. релаксационные игры;

3. подвижные, дидактические игры, игровые ситуации;

4. чтение, рассказывание, беседы;

5. игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых         формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

    6. игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;

  1. игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации.

Методы и приёмы работы

1. Наглядные:

- презентации;

- видеоролики;

- фотовыставки;

- группа в мессенджере WhatsApp;

2. Практические:

- обыгрывание;

- рассматривание;

- физкультминутки и артикуляционная гимнастика;

3. Словесные:

- ситуативные беседы с детьми младшего дошкольного возраста;

- вопросы, объяснение, пояснение, указание.

- разучивание потешек, стихотворений.

4. Игровые:

- дидактические игры,

- настольно-печатные,

- пальчиковые игры,

- сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.

5.Исследовательские.

Предполагаемый результат:

- Успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.

- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный этап:

  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Улыбка малыша в период адаптации»;
  • разработка анкет для родителей;
  • составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

  • реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

План проекта

Работа с родителями

Период

Мероприятия

Июнь-июль

- Памятка для родителей «Улыбка малыша в период адаптации»

- Виртуальная экскурсия для родителей и воспитанников по группе

- Оформление и обновление развивающей предметно-пространственной среды;

- Подбор и оформление картотеки игр;

- Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

- Буклет для родителей «Период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

- Консультация для родителей «Я сам.»  (Как научить ребёнка одеваться.)

-Информация в родительский уголок (Режим дня, «С вашими детьми работают…»).

- Выставка детских работ

- Онлайн-выставка детских фотографий «Как я играю»

Август

- Организационное родительское собрание «Давайте познакомимся!»

- Консультация для родителей «Детские капризы»

- Папка передвижка «Детские манипуляции»

- Выставка детских работ

-Индивидуальное консультирование родителей Просветительская работа с родителями

- Онлайн-выставка детских фотографий «Как я играю»

- Информация в родительский уголок «Читаем дома»

Сентябрь

- Выставка детских работ

- Онлайн-выставка детских фотографий «Как я рисую»

- Информация в родительский уголок  

-Индивидуальное консультирование родителей

- Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей»

Октябрь

- Буклет для родителей «Играем всей семьей»

- Консультация для родителей «Сказкотерапия»

- Папка передвижка «Театр дома»

- Выставка детских работ

- Онлайн-выставка детских фотографий «Как я рисую»

- Информация в родительский уголок  

- Индивидуальное консультирование родителей

Ноябрь

- Консультация для родителей «Детские капризы»

- Папка передвижка «Безопасность»

- Выставка детских работ

- Онлайн-выставка детских фотографий «Рисуем пальчиками»

- Информация в родительский уголок  

- Индивидуальное консультирование родителей

- Организационное родительское собрание

Декабрь

- Папка передвижка «Новый год у ворот»

- Выставка детских работ

- Онлайн-выставка детских фотографий «Новогодние фантазии»

- Индивидуальное консультирование родителей

- Информация в родительский уголок  

- Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность дома»

Работа с педагогами

Период

Содержание деятельности

Июнь-июль

Подготовительный.

Цель: формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов.

1.Совместное комплектование групп и составление подвижного графика поступления в ДОУ.

2.Консультация для педагогов «Ведение листов адаптации»

3.Выступление на родительском собрании по теме: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ»

 4. Обеспечение наглядной информации на сайте и стендах по теме: «Как подготовить ребенка к детскому саду».  

4. Беседы с родителями с целью изучения семьи и прогноза адаптации.  

5. Анкетирование родителей «Портрет моего ребенка. Давайте познакомимся».

6.Организация консультаций для педагогов по вопросам возрастного развития детей младшего дошкольного возраста.

7. Оказание помощи педагогам в организации благоприятной предметно-развивающей среды группы.

 8.Памятка для родителей «Первый раз в детский сад»

Август-октябрь

Основной

Цель: оптимизация условий и снижение психоэмоционального напряжения на основе изучения процесса адаптации.

1.Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня.

2.Оказание помощи в заполнении адаптационных листов.

3.Консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса.

4. Реализация индивидуального подхода к ребёнку, учёт его актуальных потребностей и потребностей семьи, уровня психофизического развития.  

5. Совместно с родителями каждого ребенка разработка режима посещения ДОУ в первые две недели (по дням) адаптационного периода.

6. Наблюдение за поведенческими реакциями ребёнка. Диагностика навыков и умений. Заполнение индивидуального листа адаптации на каждого ребёнка. Консультирование семьи.  

7. Цикл развивающих игр, способствующих снятию психоэмоционального напряжения и благоприятной адаптации детей к ДОУ.

8. Наглядная информация в родительский уголок.

9. Изучение детско-родительских взаимоотношений (при тяжелой степени адаптации у ребенка).

10. Беседы с воспитателями, испытывающими затруднения в период работы по адаптации детей.

11.Проведение мониторинга.

Ноябрь-декабрь

Заключительный

Цель: анализ и корректировка процесса адаптации в целом.

1. Установление постоянного режима пребывания ребенка в ДОУ.

 2. Анкетирование родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению (Диагностика эффективности процесса адаптации.)

3. Определение степени адаптации ребёнка. Выводы и рекомендации.

4.Составление аналитической справки по результатам адаптационного процесса.

3.Круглый стол с педагогами «Итоги адаптации» с целью:

а) системного анализа причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения отдельных воспитанников;

б) анализа выявленных психолого-педагогических затруднений в деятельности педагогов и определения путей их преодоления.

3.Профессиональная рефлексия воспитателей по итогам адаптационного периода.

Работа с детьми

Период

Название мероприятия

Место проведения,

ответственные

Задачи

Июнь-

июль

Игры для налаживания контакта с ребенком

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать культурно-гигиенических навыков у детей.

Игры, направленные на освоение окружающей среды

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками.

Пальчиковые игры

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать  мелкую моторику  рук;

речевой активности

Дидактические игры

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать мышление, память, речь.

Наблюдение за трудом взрослых (см.картотеку прогулок)        

Площадка. Воспитатель группы.

Формировать у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Дыхательная гимнастика

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать плавный, длительный выдох.

Беседа «Как много интересного вокруг»

Групповое помещение, на участке.

Воспитатель группы.

Знакомить детей с окружающим в группе и с площадкой на улице.

Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»

Групповое помещение, на участке.

Воспитатель группы.

Расширять  знания  детей о детском саде.

Проведение адаптационных игр

(см. картотеку)

Площадка,групповое помещение, на участке.

Воспитатель группы.

Сближать детей и воспитать дружеские, доброжелательные отношения в группе. Формировать эмоционально-нравственные основ поведения детей

Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру»

 (в санитарную комнату).

Групповое помещение, на участке.

Воспитатель группы.

Знакомить с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения.

Песочная терапия: «Игры с песком», «Песочные куличики»

Площадка. Воспитатель группы.

Создать радостное настроение, помочь избавиться от страхов, застенчивости.

Август

Игры для налаживания контакта с ребенком

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать эмоциональный контакт доверия детей к воспитателю.

Беседа «Кто у нас хороший?» (игра у зеркала).

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Вызывать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

Трудовые поручение на прогулке, в группе

Групповое помещение, площадка.

Воспитатель группы.

Воспитать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формировать  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Настольно- печатные игры: мозаика, собери правильно половинки.

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать мелкую моторику рук, мышления.

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей.

Игры, направленные на освоение окружающей среды

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Помогать ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками.

Наблюдение за трудом взрослых

(см.картотеку прогулок)        

Площадка. Воспитатель группы.

Воспитать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Чтение стихотворений А.Барто «Уронили мишку на пол», «Идет бычок, качается»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Знакомить со стихотворениями А.Барто, развитие речи детей.

Дидактические игры  

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать речевой аппарат.

Песочная терапия:

«Песочные следы» , "Замок из песка"

Площадка. Воспитатель группы.

Создать радостное настроение, развивать мелкую моторику рук,

затормозить отрицательные эмоции.

Проведение адаптационных игр

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Учить сближению детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе.

Пальчиковые игры

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность

Дыхательная гимнастика

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Оказывать успокаивающее действие на нервную систем.

Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба». Беседа по сказке.

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Познакомить детей со сказкой, развитие речи детей.

Подвижные игры

(см. картотеку)

Групповое помещение, на участке.

Воспитатель группы.

Формировать навыков игровой деятельности.

Сентябрь

Потешки, стихи А.Барто, сказки, настольный и пальчиковый театр

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов.

Игры-забавы

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

Трудовые поручение на прогулке, в группе

Групповое помещение, площадка.

Воспитатель группы

Формировать у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать навыки самообслуживания.

Настольно- печатные игры: мозаика, сортер, лото "Мой дом"

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать  мелкую моторику рук, мышления.

Дидактические игры

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве

Беседа«Как много интересного вокруг»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Познакомить детей с окружающим в группе.

Дидактические игры  

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать память, умственные и творческие способности.

Сюжетнаяигра "Детский сад"

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Познакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развивать способности взять на себя роль.

Игра-драматизация по стихотворению А.Усачева «Мишка косолапый по лесу идет»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Побуждить понимать содержание стихотворения, воспроизводить движение в соответствии с текстом.

Рассматривание игрушек в группе

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Продолжать давать представление об игрушках, приемах игры с ними.

Театрализованная игра "Сказка колобок"

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами.

Дидактические упражнения: 

«Новая кукла», «Поздоровайся, попрощайся с игрушкой»

 «Кукла Катя обедает»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения.

Сенсорные игры

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Способствовать развитию восприятия у детей.

Слушание песен из мультфильмов

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей.

Наблюдение за трудом взрослых

(см.картотеку прогулок)        

Площадка, групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Песочная терапия:

«Рисуем пальцами на подносе с песком».

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность.

создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное друг к другу.

Октябрь

Конструирование «Как мы строим кукле комнатку»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать навыки конструирования.

Потешки: «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Петушок, петушок».

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать речь у детей.

Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Карусели», «Курочка и цыплята»

Площадка, групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать  навыки игровой деятельности.

Трудовые поручение на прогулке, в группе

Групповое помещение, площадка.

Воспитатель группы

Формировать  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Показ настольного театра «Теремок»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать речь у детей, познакомить со сказкой.

Беседа«Покажем Мишке уголок природы»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Познакомить детей с уголком природы в группе.

Пальчиковые игры

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать  культурно-гигиенические навыки у детей.

Рассматривание картины: «Дети моют руки»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество.

Дыхательная гимнастика

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Оказывать успокаивающее действие на нервную систем.

Игра-ситуация «Для деда, для бабу Курочка-Ряба яичко снесла золотое»

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

Развивать двигательную активность детей.

Песочная терапия:

 «Найди игрушку в песке».

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность.

создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное друг к другу.

Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Настроить на положительные эмоции.

Трудовые поручение на прогулке, в группе

Площадка, групповое помещение.

Воспитатель группы.

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Игры-забавы

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

Игры, направленные на освоение окружающей среды

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками.

Наблюдение за трудом взрослых

(см.картотеку прогулок)        

Площадка, воспитатель группы

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Досуговая деятельность: развлечение "Осень"

Музыкальный зал. Воспитатель группы, муз. руководитель.

Создать праздничное настроение, формировать первоначальных представлений о времени года «Осень» посредством песен, танцев, игр.

Ноябрь

Пальчиковые игры

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать  культурно-гигиенические навыки у детей.

Рассматривание картины: «Дети играют в кубики»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество.

Наблюдение за трудом взрослых

(см.картотеку прогулок)        

Площадка, воспитатель группы

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Дыхательная гимнастика

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Оказывать успокаивающее действие на нервную систем.

Театрализованная игра "Зверята"

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать у детей навыки звукоподражания.

Трудовые поручение на прогулке.

Площадка,

Воспитатель группы.

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Игры-забавы

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

Игры, направленные на освоение окружающей среды

(см. картотеку)

Площадка, воспитатель группы

Помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками.

Дидактические упражнения: 

«Покажем кукле Кати, как мы умеем подниматься по ступенькам»,

 «Что мы скажем на прощанье», 

«Кукла Катя проснулась

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Познакомить  детей с элементарными правилами культуры поведения.

Сенсорные игры

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Способствовать развитию восприятия у детей.

Слушание песен из мультфильмов

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Настроить на положительные эмоции.

Песочная терапия:

«Рисуем пальцами на подносе с песком».

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам,

снять эмоциональное напряжение.

Декабрь

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Формировать  культурно-гигиенические навыки у детей.

Наблюдение за трудом взрослых

(см.картотеку прогулок)        

Площадка, воспитатель группы

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Игры, направленные на освоение окружающей среды

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками.

Пальчиковые игры

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность

Рассматривание картины: «Мама моет дочку»

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество.

Дыхательная гимнастика

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Оказывать успокаивающее действие на нервную систем.

Игра «Зайчата на прогулке»

Площадка, воспитатель группы

Учить детей выполнять игровые действия, включаться в игру со сверстниками.

Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия.

Игры-забавы

(см. картотеку)

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

Сенсорные игры

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Способствовать развитию восприятия у детей.

Слушание песен из мультфильмов

Групповое помещение.

Воспитатель группы.

Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей.

Трудовые поручение на прогулке.

Площадка,

Воспитатель группы.

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Досуговая деятельность: развлечение "Новый год"

Музыкальный зал.

Воспитатель группы, муз. руковод.

Создать праздничное настроение, формировать первоначальных представлений опразднике "Новый год" посредством стихов, песен, танцев, игр.

Основные проблемы с которыми столкнулись педагоги в период адаптации:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;
  • сильная отрицательная эмоциональная реакция на разлуку с матерью (причины: нет опыта разлуки с матерью или с отцом, узкий круг общения ребенка).

Анализ листов адаптации показал следующие результаты, что- у 65% детей течение адаптации прошло в легкой форме: период адаптации длился от 5 до 10 дней, у детей быстро установилось устойчивое эмоциональное состояние, адекватное поведение, они  легко вступали в контакт со сверстниками, у них быстро восстановились крепкий, спокойный сон и хороший аппетит; у 25 % детей наблюдалась адаптация средней степени: период адаптации длился до  одного месяца ,  дети на короткое время теряли в весе из-за плохого аппетита, у них наступало однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, наблюдались легкая пассивность,  проявление тревоги, нарушение сна, тяжело адаптировались к детскому саду два ребёнка- адаптация длилась 2 месяца, дети в этот период неоднократно болели.

Вывод: В целом, процесс прохождения адаптационного периода можно считать положительным, на это указывают такие показатели в поведении детей как глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение. Они активно контактируют со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируются к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

Выбранные направления работы и проведенные мероприятия   по преодолению трудностей адаптационного периода можно считать эффективными.

У детей преобладает радостное, устойчиво-спокойное эмоциональное состояние.

Список литературы:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика. Рекомендации/ авт.сост Соколовская Н.В.-Волгоград: Учитель,2011.-188с.

2. Лапина И..В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2012. -127с.

3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

4.Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ». Практическое пособие. –Воронеж: Учитель, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"

Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).

Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...