Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
проект (младшая группа)
Проект
по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Улыбка малыша в период адаптации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ulybka_malysha_v_period_adaptatsii.docx | 78.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»
Проект
по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Улыбка малыша в период адаптации»
Руководители проекта:
Рей М.С., Силютина Д.В., Назимова В.М.,
воспитатели
Бийск 2021-2022
Пояснительная записка
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Задача педагогов ДОУ – поиск новых форм и методов работы с воспитанниками и их семьями для успешной адаптации к детскому саду.
Проект направлен на построение комплексного подхода по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возрастак условиям ДОУ: работа с педагогами, с родителями, с воспитанниками, а также работа по ведению документации по адаптации детей.
Актуальность
Основной ценностью ФГОС ДО является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения ФГОС дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Тип проекта:
Образовательный.
Вид проекта:
Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный – 8 месяцев (июль-февраль 2022). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Цель:
Оказание социально-психолого-педагогической поддержки детям раннего и младшего возраста и их родителям к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;преодолевать стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду;
- Установить дружеские партнёрские отношения между воспитателем и родителями, приобщать их к процессу адаптации;формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.
- Обучить педагогов методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;
- Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.
Участники проекта:
Дети раннего и младшего дошкольного возраста (группы №22,17,21), воспитатели, родители.
Формы работы:
1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);
2. релаксационные игры;
3. подвижные, дидактические игры, игровые ситуации;
4. чтение, рассказывание, беседы;
5. игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
6. игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;
- игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации.
Методы и приёмы работы
1. Наглядные:
- презентации;
- видеоролики;
- фотовыставки;
- группа в мессенджере WhatsApp;
2. Практические:
- обыгрывание;
- рассматривание;
- физкультминутки и артикуляционная гимнастика;
3. Словесные:
- ситуативные беседы с детьми младшего дошкольного возраста;
- вопросы, объяснение, пояснение, указание.
- разучивание потешек, стихотворений.
4. Игровые:
- дидактические игры,
- настольно-печатные,
- пальчиковые игры,
- сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.
5.Исследовательские.
Предполагаемый результат:
- Успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Улыбка малыша в период адаптации»;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте.
План проекта
Работа с родителями
Период | Мероприятия |
Июнь-июль | - Памятка для родителей «Улыбка малыша в период адаптации» - Виртуальная экскурсия для родителей и воспитанников по группе - Оформление и обновление развивающей предметно-пространственной среды; - Подбор и оформление картотеки игр; - Анкета для родителей «Давайте познакомимся» - Буклет для родителей «Период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» - Консультация для родителей «Я сам.» (Как научить ребёнка одеваться.) -Информация в родительский уголок (Режим дня, «С вашими детьми работают…»). - Выставка детских работ - Онлайн-выставка детских фотографий «Как я играю» |
Август | - Организационное родительское собрание «Давайте познакомимся!» - Консультация для родителей «Детские капризы» - Папка передвижка «Детские манипуляции» - Выставка детских работ -Индивидуальное консультирование родителей Просветительская работа с родителями - Онлайн-выставка детских фотографий «Как я играю» - Информация в родительский уголок «Читаем дома» |
Сентябрь | - Выставка детских работ - Онлайн-выставка детских фотографий «Как я рисую» - Информация в родительский уголок -Индивидуальное консультирование родителей - Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей» |
Октябрь | - Буклет для родителей «Играем всей семьей» - Консультация для родителей «Сказкотерапия» - Папка передвижка «Театр дома» - Выставка детских работ - Онлайн-выставка детских фотографий «Как я рисую» - Информация в родительский уголок - Индивидуальное консультирование родителей |
Ноябрь | - Консультация для родителей «Детские капризы» - Папка передвижка «Безопасность» - Выставка детских работ - Онлайн-выставка детских фотографий «Рисуем пальчиками» - Информация в родительский уголок - Индивидуальное консультирование родителей - Организационное родительское собрание |
Декабрь | - Папка передвижка «Новый год у ворот» - Выставка детских работ - Онлайн-выставка детских фотографий «Новогодние фантазии» - Индивидуальное консультирование родителей - Информация в родительский уголок - Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность дома» |
Работа с педагогами
Период | Содержание деятельности |
Июнь-июль Подготовительный. Цель: формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов. | 1.Совместное комплектование групп и составление подвижного графика поступления в ДОУ. 2.Консультация для педагогов «Ведение листов адаптации» 3.Выступление на родительском собрании по теме: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» 4. Обеспечение наглядной информации на сайте и стендах по теме: «Как подготовить ребенка к детскому саду». 4. Беседы с родителями с целью изучения семьи и прогноза адаптации. 5. Анкетирование родителей «Портрет моего ребенка. Давайте познакомимся». 6.Организация консультаций для педагогов по вопросам возрастного развития детей младшего дошкольного возраста. 7. Оказание помощи педагогам в организации благоприятной предметно-развивающей среды группы. 8.Памятка для родителей «Первый раз в детский сад» |
Август-октябрь Основной Цель: оптимизация условий и снижение психоэмоционального напряжения на основе изучения процесса адаптации. | 1.Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня. 2.Оказание помощи в заполнении адаптационных листов. 3.Консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса. 4. Реализация индивидуального подхода к ребёнку, учёт его актуальных потребностей и потребностей семьи, уровня психофизического развития. 5. Совместно с родителями каждого ребенка разработка режима посещения ДОУ в первые две недели (по дням) адаптационного периода. 6. Наблюдение за поведенческими реакциями ребёнка. Диагностика навыков и умений. Заполнение индивидуального листа адаптации на каждого ребёнка. Консультирование семьи. 7. Цикл развивающих игр, способствующих снятию психоэмоционального напряжения и благоприятной адаптации детей к ДОУ. 8. Наглядная информация в родительский уголок. 9. Изучение детско-родительских взаимоотношений (при тяжелой степени адаптации у ребенка). 10. Беседы с воспитателями, испытывающими затруднения в период работы по адаптации детей. 11.Проведение мониторинга. |
Ноябрь-декабрь Заключительный Цель: анализ и корректировка процесса адаптации в целом. | 1. Установление постоянного режима пребывания ребенка в ДОУ. 2. Анкетирование родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению (Диагностика эффективности процесса адаптации.) 3. Определение степени адаптации ребёнка. Выводы и рекомендации. 4.Составление аналитической справки по результатам адаптационного процесса. 3.Круглый стол с педагогами «Итоги адаптации» с целью: а) системного анализа причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения отдельных воспитанников; б) анализа выявленных психолого-педагогических затруднений в деятельности педагогов и определения путей их преодоления. 3.Профессиональная рефлексия воспитателей по итогам адаптационного периода. |
Работа с детьми
Период | Название мероприятия | Место проведения, ответственные | Задачи |
Июнь- июль | Игры для налаживания контакта с ребенком (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. |
Игры на формирование культурно-гигиенических навыков (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать культурно-гигиенических навыков у детей. | |
Игры, направленные на освоение окружающей среды (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками. | |
Пальчиковые игры (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук; речевой активности | |
Дидактические игры (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мышление, память, речь. | |
Наблюдение за трудом взрослых (см.картотеку прогулок) | Площадка. Воспитатель группы. | Формировать у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
Дыхательная гимнастика (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать плавный, длительный выдох. | |
Беседа «Как много интересного вокруг» | Групповое помещение, на участке. Воспитатель группы. | Знакомить детей с окружающим в группе и с площадкой на улице. | |
Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!» | Групповое помещение, на участке. Воспитатель группы. | Расширять знания детей о детском саде. | |
Проведение адаптационных игр (см. картотеку) | Площадка,групповое помещение, на участке. Воспитатель группы. | Сближать детей и воспитать дружеские, доброжелательные отношения в группе. Формировать эмоционально-нравственные основ поведения детей | |
Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату). | Групповое помещение, на участке. Воспитатель группы. | Знакомить с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения. | |
Песочная терапия: «Игры с песком», «Песочные куличики» | Площадка. Воспитатель группы. | Создать радостное настроение, помочь избавиться от страхов, застенчивости. | |
Август | Игры для налаживания контакта с ребенком (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать эмоциональный контакт доверия детей к воспитателю. |
Беседа «Кто у нас хороший?» (игра у зеркала). | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Вызывать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость. | |
Трудовые поручение на прогулке, в группе | Групповое помещение, площадка. Воспитатель группы. | Воспитать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формировать у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
Настольно- печатные игры: мозаика, собери правильно половинки. | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук, мышления. | |
Игры на формирование культурно-гигиенических навыков (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать культурно-гигиенические навыки у детей. | |
Игры, направленные на освоение окружающей среды (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Помогать ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками. | |
Наблюдение за трудом взрослых (см.картотеку прогулок) | Площадка. Воспитатель группы. | Воспитать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. | |
Чтение стихотворений А.Барто «Уронили мишку на пол», «Идет бычок, качается» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Знакомить со стихотворениями А.Барто, развитие речи детей. | |
Дидактические игры (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать речевой аппарат. | |
Песочная терапия: «Песочные следы» , "Замок из песка" | Площадка. Воспитатель группы. | Создать радостное настроение, развивать мелкую моторику рук, затормозить отрицательные эмоции. | |
Проведение адаптационных игр (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Учить сближению детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. | |
Пальчиковые игры (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук; речевую активность | |
Дыхательная гимнастика (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Оказывать успокаивающее действие на нервную систем. | |
Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба». Беседа по сказке. | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Познакомить детей со сказкой, развитие речи детей. | |
Подвижные игры (см. картотеку) | Групповое помещение, на участке. Воспитатель группы. | Формировать навыков игровой деятельности. | |
Сентябрь | Потешки, стихи А.Барто, сказки, настольный и пальчиковый театр | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов. |
Игры-забавы (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом. | |
Трудовые поручение на прогулке, в группе | Групповое помещение, площадка. Воспитатель группы | Формировать у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
Игры на формирование культурно-гигиенических навыков (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать навыки самообслуживания. | |
Настольно- печатные игры: мозаика, сортер, лото "Мой дом" | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук, мышления. | |
Дидактические игры (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве | |
Беседа«Как много интересного вокруг» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Познакомить детей с окружающим в группе. | |
Дидактические игры | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать память, умственные и творческие способности. | |
Сюжетнаяигра "Детский сад" | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Познакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развивать способности взять на себя роль. | |
Игра-драматизация по стихотворению А.Усачева «Мишка косолапый по лесу идет» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Побуждить понимать содержание стихотворения, воспроизводить движение в соответствии с текстом. | |
Рассматривание игрушек в группе | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Продолжать давать представление об игрушках, приемах игры с ними. | |
Театрализованная игра "Сказка колобок" (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами. | |
Дидактические упражнения: «Новая кукла», «Поздоровайся, попрощайся с игрушкой» «Кукла Катя обедает» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения. | |
Сенсорные игры | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Способствовать развитию восприятия у детей. | |
Слушание песен из мультфильмов | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей. | |
Наблюдение за трудом взрослых (см.картотеку прогулок) | Площадка, групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
Песочная терапия: «Рисуем пальцами на подносе с песком». | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук; речевую активность. создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное друг к другу. | |
Октябрь | Конструирование «Как мы строим кукле комнатку» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать навыки конструирования. |
Потешки: «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Петушок, петушок». | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать речь у детей. | |
Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Карусели», «Курочка и цыплята» | Площадка, групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать навыки игровой деятельности. | |
Трудовые поручение на прогулке, в группе | Групповое помещение, площадка. Воспитатель группы | Формировать у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
Показ настольного театра «Теремок» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать речь у детей, познакомить со сказкой. | |
Беседа«Покажем Мишке уголок природы» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Познакомить детей с уголком природы в группе. | |
Пальчиковые игры (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук; речевую активность | |
Игры на формирование культурно-гигиенических навыков (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать культурно-гигиенические навыки у детей. | |
Рассматривание картины: «Дети моют руки» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество. | |
Дыхательная гимнастика (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Оказывать успокаивающее действие на нервную систем. | |
Игра-ситуация «Для деда, для бабу Курочка-Ряба яичко снесла золотое» (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; Развивать двигательную активность детей. | |
Песочная терапия: «Найди игрушку в песке». | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук; речевую активность. создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное друг к другу. | |
Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Настроить на положительные эмоции. | |
Трудовые поручение на прогулке, в группе | Площадка, групповое помещение. Воспитатель группы. | Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
Игры-забавы (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом. | |
Игры, направленные на освоение окружающей среды (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками. | |
Наблюдение за трудом взрослых (см.картотеку прогулок) | Площадка, воспитатель группы | Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
Досуговая деятельность: развлечение "Осень" | Музыкальный зал. Воспитатель группы, муз. руководитель. | Создать праздничное настроение, формировать первоначальных представлений о времени года «Осень» посредством песен, танцев, игр. | |
Ноябрь | Пальчиковые игры (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук; речевую активность |
Игры на формирование культурно-гигиенических навыков (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать культурно-гигиенические навыки у детей. | |
Рассматривание картины: «Дети играют в кубики» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество. | |
Наблюдение за трудом взрослых (см.картотеку прогулок) | Площадка, воспитатель группы | Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. | |
Дыхательная гимнастика (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Оказывать успокаивающее действие на нервную систем. | |
Театрализованная игра "Зверята" | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать у детей навыки звукоподражания. | |
Трудовые поручение на прогулке. | Площадка, Воспитатель группы. | Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. | |
Игры-забавы (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом. | |
Игры, направленные на освоение окружающей среды (см. картотеку) | Площадка, воспитатель группы | Помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками. | |
Дидактические упражнения: «Покажем кукле Кати, как мы умеем подниматься по ступенькам», «Что мы скажем на прощанье», «Кукла Катя проснулась | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Познакомить детей с элементарными правилами культуры поведения. | |
Сенсорные игры | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Способствовать развитию восприятия у детей. | |
Слушание песен из мультфильмов | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Настроить на положительные эмоции. | |
Песочная терапия: «Рисуем пальцами на подносе с песком». | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, снять эмоциональное напряжение. | |
Декабрь | Игры на формирование культурно-гигиенических навыков (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Формировать культурно-гигиенические навыки у детей. |
Наблюдение за трудом взрослых (см.картотеку прогулок) | Площадка, воспитатель группы | Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. | |
Игры, направленные на освоение окружающей среды (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками. | |
Пальчиковые игры (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать мелкую моторику рук; речевую активность | |
Рассматривание картины: «Мама моет дочку» | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество. | |
Дыхательная гимнастика (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Оказывать успокаивающее действие на нервную систем. | |
Игра «Зайчата на прогулке» | Площадка, воспитатель группы | Учить детей выполнять игровые действия, включаться в игру со сверстниками. Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия. | |
Игры-забавы (см. картотеку) | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом. | |
Сенсорные игры | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Способствовать развитию восприятия у детей. | |
Слушание песен из мультфильмов | Групповое помещение. Воспитатель группы. | Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей. | |
Трудовые поручение на прогулке. | Площадка, Воспитатель группы. | Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. | |
Досуговая деятельность: развлечение "Новый год" | Музыкальный зал. Воспитатель группы, муз. руковод. | Создать праздничное настроение, формировать первоначальных представлений опразднике "Новый год" посредством стихов, песен, танцев, игр. |
Основные проблемы с которыми столкнулись педагоги в период адаптации:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
- наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;
- сильная отрицательная эмоциональная реакция на разлуку с матерью (причины: нет опыта разлуки с матерью или с отцом, узкий круг общения ребенка).
Анализ листов адаптации показал следующие результаты, что- у 65% детей течение адаптации прошло в легкой форме: период адаптации длился от 5 до 10 дней, у детей быстро установилось устойчивое эмоциональное состояние, адекватное поведение, они легко вступали в контакт со сверстниками, у них быстро восстановились крепкий, спокойный сон и хороший аппетит; у 25 % детей наблюдалась адаптация средней степени: период адаптации длился до одного месяца , дети на короткое время теряли в весе из-за плохого аппетита, у них наступало однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, наблюдались легкая пассивность, проявление тревоги, нарушение сна, тяжело адаптировались к детскому саду два ребёнка- адаптация длилась 2 месяца, дети в этот период неоднократно болели.
Вывод: В целом, процесс прохождения адаптационного периода можно считать положительным, на это указывают такие показатели в поведении детей как глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение. Они активно контактируют со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируются к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:
Выбранные направления работы и проведенные мероприятия по преодолению трудностей адаптационного периода можно считать эффективными.
У детей преобладает радостное, устойчиво-спокойное эмоциональное состояние.
Список литературы:
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика. Рекомендации/ авт.сост Соколовская Н.В.-Волгоград: Учитель,2011.-188с.
2. Лапина И..В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2012. -127с.
3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
4.Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ». Практическое пособие. –Воронеж: Учитель, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...
Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"
Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"...
Краткосрочный проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «В детский сад без слёз».
Краткосрочный прект...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).
Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...