Главные вкладки

    Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
    проект (младшая группа) на тему

    Комарова Марина Юрьевна

    Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_adaptatsii.docx23.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

    Пояснительная записка.

    Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану. По мере взросления нервная система ребенка укрепляется, в связи с этим меняется распорядок дня и режим питания. Ребенку в этом возрасте, как правило, бывает достаточно одного дневного сна. Но каким бы не был режим, его необходимо соблюдать, поскольку он задает определенный ритм жизни малыша. Если поддерживать этот особый ритм, ребенок будет менее раздражительным и капризным.

    В два года малыш начинает стремиться к самостоятельности. Это проявляется в первую очередь в том, что он старается следить за собой:

    В основном дети в два года могут довольно понятно выражать свои мысли и желания. Однако в этом возрасте они еще не могут контролировать свои эмоции. Поэтому одновременно с самостоятельностью появляется протест против вмешательства со стороны. Часто у детей этого возраста первая реакция на слова и просьбы родителей – слово «нет». Маленький ребенок еще не в состоянии сделать выбор и его решения могут быстро меняться. Кроме того, многие дети после двух лет стремятся к общению с людьми. Некоторые дети с удовольствием проводят время в большой шумной компании, другие долго и тщательно выбирают себе друзей. У ребенка появляется желание помогать взрослым: он пытается подметать, вытирать стол или нести сумку. Малыш с радостью выполняет несложные поручения.

    Для ребенка двух лет просто необходимо движение. Он уже умеет ходить, бегать, залезать на высоту. Но его умения нужно совершенствовать. Самостоятельность ребенка активно развивается.

    Особое внимание нужно уделить способности ребенка общаться. К этому времени ребенок поступает в детский сад. Чтобы облегчить процесс привыкания к посещению ребенком садика, была создана программа по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

     

    Цель программы: создание благоприятных условий, способствующих успешной адаптации ребёнка к условиям ДОУ.

    Задачи программы:

    1. Повышать компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста;
    2. Повышать уверенность родителей при поступлении детей в детский сад;
    3. Повышать компетентность воспитателей в вопросах развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;
    4. Предупреждать появление дезадаптации у вновь поступающих детей;
    5. Развивать коммуникативные умения у детей младшего дошкольного возраста.
    6. Способствовать сплочению детского коллектива.

    Содержание образовательной деятельности

    1.       Подготовительный этап.

    Подготовительным этапом считаем период с  момента записи в  детский сад, до момента поступления ребенка в группу. Первая встреча с родителями происходит в кабинете заведующей. По ходу беседы даются рекомендации о корректировке режима перед поступлением ребенка в ДОУ. Если ребенок раньше не посещал детский сад родителям или лицам их замещающих  вручается памятка с перечнем документов, необходимых для оформления ребенка в ДОУ, указан режим дня ребенка этого возраста и режим функционирования ДОУ.

     На групповом собрании рекомендуем:

    - заранее, до поступления в ДОУ, прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы совершить предварительное знакомство; совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду навечно не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что “его бросили”, когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.

    Так как период адаптации сложен и для педагогов, педагог-психолог совместно со старший воспитателем ДОУ выстраивают работу с воспитателями групп, которые будут набирать детей: проводятся консультации, круглый стол и др.

    Основной этап.

    Основным этапом считаем период с момента поступления ребенка в группу (июнь – первая половина августа), до конца сентября. За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями, воспитателями яслей-сада. Это помогает построить работу с вновь пришедшим ребенком на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.

    Так же, для лучшего знакомства и получения как можно более разнообразной информации о поступившем малыше воспитатели предлагают родителям написать сочинение о своем ребенке “Мой ребенок. Какой он?” .

    Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимании. Воспитатели спокойно, ласково и подробно объясняют ребенку все происходящее, готовят его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.

    Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и психологом.

    Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому воспитатели используют такие приемы, как:                                                            - настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий ;                                                                     - ласкают ребенка: гладят ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям);                                          - хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей (рука должна касаться лишь кончиков волос).

    Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролируется с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются в контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает. Карты адаптации заполняются воспитателями и психологом совместно, обсуждается ход адаптации каждого ребенка.

    Для того, чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка, воспитатели, педагог-психолог ежедневно беседуют с ними, вселяя в них уверенность и соблюдая главное правило – не осуждать опыт ребенка, не жаловаться на него родителям.

    В этот период проводятся игровые занятия с детьми с целью оптимизации адаптации к условиям ДОУ.В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:

    • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
    • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
    • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
    • развитие речевой активности, восприятия, внимания;
    • развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
    • развитие игровых умений и навыков.

    Структура и форма занятий.

    Занятие начинается с подвижных упражнений, требующих согласованности действий от детей: дети дружно прыгают, шагают, приседают и др.

    В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершается занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.

    1. Заключительный этап.

    Обсуждение результатов проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализирование итогов, корректирование  планов по организации адаптации и дальнейшая работа с педагогическим составом заведующая,  педагог-психолог, медсестра, воспитатели групп младшего дошкольного возраста  и воспитатели других группа (по приглашению).

    Тематическое планирование

    № п/п

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    1.

    Игры по преодолению дезадаптации.

    1-4 занятие «Давайте познакомимся», «Непослушные детишки», «Вот Я».

    Собрание «Здравствуйте!» (Для родителей, вновь поступающих детей).

    Заполнение «Карт адаптации».

    2.

    5-8 занятие «Наши ножки», «Пляшут наши детки», «Дружные пальчики».

    Анкеты для родителей «Хорошие ли вы родители», «Что Вы бы хотели сообщить воспитателям о своем ребенке для лучшей адаптации его к ДОУ. Памятки «Психологические особенности детей раннего возраста», «10 способов адаптироваться к ДОУ».

    Консультация  для педагогов и помощников воспитателя «Особенности детей 3х лет».

    3.

    9-12 занятие «Как живешь?», «Прыгай веселей», «Мыльные пузыри».

    «Кризис 3х лет» (Информация для родителей в уголке психолога).

    Круглый стол для педагогов «Вопросы адаптации». Выступление воспитателей ясельных и младших групп, обмен опытом.

    4.

    13-16 занятие «Шалтай-Болтай», «Что умеют наши ножки», «Мыльные пузыри», «Рыбка».

    Папка – передвижка «Если ребенок не хочет ходить в детский сад», «Кусачий малыш».

    «Памятка по организации педпроцесса в период адаптации

    (для воспитателей и помощников воспитателя групп младшего возраста)», «Краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей».

     

    Занятия с детьми проводится в первую половину дня воспитателем группы при помощи и контроле педагога-психолога. Всего 16 занятий, 2           раза в неделю по 8-10 минут. Период проведения программы: июнь- июль.

    В случае если программа не усваивается, адаптационный период проходит тяжело с ребенком ведется индивидуальная работа с привлечением родителей, педагогов, узких специалистов, врачей.

    Список литературы:

    1. 1. Янушенко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.
    2. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ.- М.:ТЦ Сфера, -128 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

    Организация коррекционно - развивающих занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в сенсорной зоне кабинета педагога - психолога

    В данном материале отражен опыт сопровождающей  работы педагога  - психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребенка....

    Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

    Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

    Авторская программа по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста "Малыши - карандаши"

    Программа «Малыши – карандаши» адаптирована к условиям детского сада  и рассчитана на детей от 2 до 4 лет. Программа учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этог...

    Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"

    Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"...