Краткосрочный проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «В детский сад без слёз».
проект (младшая группа)

Рученькина Надежда Павловна

Краткосрочный прект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кроткосрочный проет29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста

к условиям ДОУ «В детский сад без слёз».

                                                                               Разработала воспитатель:

                                                                                        Рученькина Надежда Павловна

г. Семёнов Нижегородская область

2020 год

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста

«В детский сад без слёз».

 Цель проекта:

  • Создание благоприятных условий, направленных на успешную адаптацию ребёнка в ДОУ.
  • Сохранение и укрепления здоровья детей младшего возраста.

 Задачи:

  • Создать условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям в ДОУ.
  • Обеспечить развития навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения.
  • Повышения компетентности родителей в вопросах адаптации ребёнка в ДОУ.

 Ожидаемые результаты:

  • Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
  • Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
  • Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период.
  • Сформированность знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучения их взаимодействию с детьми в период адаптации.

 Участники проекта:

  • Воспитатели, дети младшей группы и их родители.

  Актуальность проекта:

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности и прежде всего, позволяет выявить использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений,  изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются две основные критерии успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.

                                                                                                       

                                                                                                                               Приложение №1

Месяц

Неделя

День

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1.Знакомство 

1

- Установление контакта с ребёнком через родителя,

- Знакомство детей с детским садом.

- Знакомство с воспитателем.

- Заполнение социальной карты ребёнка,

лист адаптации.

2

- Ребёнок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Ребёнок привыкает к новому помещению и новым взрослым.

- Заполнение паспорта здоровья ребёнка, лист адаптации.

3

- Ребёнок завтракает и остаётся на 2- 3 часа без родителей.

- Консультации для родителей.

- Лист адаптации.

4

-  Ребёнок остаётся на сон, но сразу после сна его забирают родители.

- Беседа с родителями.

- Лист адаптации.

5

- Ребёнок остаётся на целый день. На данном этапе ребёнка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада.

- Консультация для родителей.

- Беседа с родителями о поддержании дома режима детского сада.

2. Наблюдение

- Отсутствие родителей в течения дня.

- Новые требования к поведению.

- Постоянный контакт со сверстниками.

- Знакомство детей друг с другом.

- Сенсорные игры, пальчиковые игры с детьми, телесная терапия.

- Осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку.

- Чтение потешек, прибауток.

- «Обнималки» - телесная терапия.

- Буклет на тему «Адаптация без слёз».

- Беседа с родителями на тему «Как правильно вести себя родителям с ребёнком в первые дни посещения детского сада».

3.Наблюдение.

- Развитие культурно–гигиенических навыков.

- Слушание спокойной музыки.

- Игры-занятия: «Уложим куклу спать», «Оденем куклу», «Научим куклу раздеваться».

- Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом»

- «Мишка»-игровая деятельность.

- «Бабочка»-релаксационное упражнение.

- «Обнималки»-телесная терапия.

- Консультации для родителей.

- Изготовление папки передвижки «Адаптация к детскому саду».

-

4

-  «Дождик» - игровая деятельность по изо.

- «Музыканты» - игровая деятельность.

- «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» - игровая деятельность с игрушками.

- «Улыбка», «Пчёлка» - релаксационные упражнения.

- «Найди игрушку в песке» - песочная терапия.

- «Обнималки» - телесная терапия.

- Анкетирование родителей «Как прошла адаптация в ДОУ».

- Родительское онлайн- собрание по итогам адаптации.

- Презентация «Адаптация ребёнка к детскому саду».

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные  бытовые  условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д/с.

Адаптация вновь поступившего ребёнка в ДОУ соответствует закономерностям адаптационного периода. Адаптационный период протекал в лёгкой, средней степени.

К концу адаптационного периода, в группах создана комфортная атмосфера для детей. Но хочется отметить, что основная причина успешной адаптации – это психологическая готовность матери к поступлению ребёнка в ДОУ, её доброжелательное отношение и чувство доверия к окружающему миру. Чем позитивнее мама, тем меньше у ребёнка проблем.

От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а так же дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье.

От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. 

Существует 3 степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.

Длительность адаптации: 

 с 1 до 15 дней – лёгкая степень;  

 от 15 до 25 дней – средняя степень тяжести; 

 более 25 дней – тяжелая степень.

Степень адаптации учитывается по таким параметрам:

1. Эмоциональное состояние ребёнка.

2. Социальные контакты ребёнка.

3. Сон ребёнка.

4. Аппетит ребёнка.

При выявлении степени адаптации на каждого заполняется лист адаптации, например: если ребёнок (с 1 до 15-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то по итогам наблюдения в листе пишем «Адаптация лёгкой степени», но наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок показывает положительные результаты от 15-го до 32-го дня адаптации с небольшой нестабильностью, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести», далее продолжаем наблюдение и т.д. на каждого ребёнка. Тяжелая степень адаптации требует комплексного подхода по устранению причин дезадаптации. Наблюдение за ребёнком надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель должен знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад так,

например, если у ребёнка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации.

Итоги адаптации:

Списочный состав: 16 детей

Легкой степени: 14 детей

Средней степени: 2 детей

Тяжелой степени: 0

Вывод:

  Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию игр: «Наша Таня».  В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми:  чтение, слушание, обыгрывание.

Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой  деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с  элементами театра.

   В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словесные, практические.  Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.

Анализ работы ДОО за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к дошкольной организации безболезненно.

                                                   Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут организовать успешную работу с малышами, поступившими в детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?

а) ребенок адаптировался полностью;

б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;

в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.

2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:

а) с плачем;

б) с уговорами;

в) без эмоций;        

г) с удовольствием.

3. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

а) обычным;

б) отказывался от еды;

в) плохо засыпал;

г) был сильно угнетен;

д) полон впечатлений;

е) свой вариант ответа_______________________________________

4. Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка в настоящее время?

а) к вечеру устает;

б) кризис 3-х лет;

в) повышенная возбудимость;

г) нежелание идти в детский сад;

д) стал вредничать, капризничать;

е) нет проблем;

ж) свой вариант ответа_______________________________________

5. Замечаете ли Вы положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?

а) стал общаться с ребятами;

б) спокойнее реагирует на незнакомых людей;

в) стал играть в игрушки;

г) пока не заметили;

д) больше говорит;

е) стал спокойнее и самостоятельнее;

ж) свой вариант ответа________________________________________

6. Проводите ли Вы беседы с ребенком о проведенном дне в детском саду?

а) всегда интересуюсь;

б) интересуюсь и планирую с ребенком следующий день;

в) инициатором беседы является сам ребенок (делится своими впечатлениями);

г) не вижу в этом смысла.

7. Удается ли Вам дома соблюдать режим дня, приближенный к режиму дня в детском саду?

а) соблюдаем;

б) стараемся, хотя это сложно;

в) дома у нас свой режим.

8.  Что на Ваш взгляд способствует благополучной адаптации ребенка к ДОУ?

а) доброе отношение воспитателя к ребенку;

б) большое количество игрушек в группе;

в) хорошее здоровье ребенка;

г) соблюдение режима дня в детском саду и дома;

д) единый подход к вопросам адаптации со стороны родителей и воспитателей.

е) свой вариант ответа_______________________________________________

Благодарим за ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

Проект по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада в рамках проекта "Капелька"

Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька». «Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...

Проект по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям ДОУ практико-ориентированной направленности «Первый раз в детский сад»

Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, ...