Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по развитию речи (старшая группа)

Ловикова Ольга Александровна

Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста путем анализа научной литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития выразительности речи у детей                      старшего дошкольного возраста

Ловикова Ольга Александровна

ГБДОУ детский сад №23 Красногвардейского р-на

Санкт-Петербурга

    Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Хватцев Е.М., Швачкин Н.Х. и др. Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями — нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д., — словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

     С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то "кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной». Выразительная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, особо чувствительных к выразительности слова.

     Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: "Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле".

     Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи — указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.

    Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, Ф.А.Сохин, М.И.Попова, А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович, Е.И.Негневицкая, Л.Е.Журова, Г.А.Тумакова). Л.С.Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой.

    Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего он усваивает линейные звуковые единицы: звук, слог, слово, фразу, текст, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). 

    В педагогических исследованиях подчеркивается, что у дошкольника интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно с его речевым слухом: ощущение высоты тона, силы звука, тембра и ритма. (Д.Х.  Баранник, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженская, С.Ф. Иванова, Л.А. Горбушина, Н.Е. Богуславская, Е.А. Брызгалова).

    Изучая фонетические признаки в процессе речи, исследователи подчеркивают синтагматическое ударение и мелодическое оформление, а фразу цементирует фразовое ударение и в целом весь комплекс интонационных средств (Л.Р. Зиндер, Л.В. Бондарко, Т.М. Николаева). Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Н.М. Аксарина, М.И. Кольцова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, О.И. Яровенко).

    Рассматривая аспекты взаимосвязи различных элементов звуковой стороны речи с развитием связной речи, Н.Е. Богуславская пишет: "Связный текст с общим тоном, темпом, громкостью произношения, хотя и создается по законам языка, является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность текста складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими общими свойствами целого, как тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения".

    Специальные исследования установили, что интонационная бедность и монотонность высказывания присутствуют там, где существует нечеткость мысли, порождающая нечеткость синтаксического и интонационного оформления текста (А.В. Текучев, Т.А. Ладыженская, Б.Н. Головин, А.Ф. Ломизов, А.И. Шпунтов). Даже если учащиеся понимают семантико-синтаксические отношения в тексте, они не всегда точно воспроизводят интонационный рисунок высказывания, передавая его эмоциональное содержание.

    Среди общих характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлекал такой показатель, как темп. Именно он имеет самое непосредственное отношение к развитию связной речи. В литературе имелись лишь беглые указания на повышенную скорость речи дошкольников в связи с недостаточным развитием контроля за своей речью и слабостью тормозных процессов у дошкольников.

    А.И. Максаков проследил возможности дошкольников в регуляции темпа речи. Полученные данные свидетельствовали о том, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его, темп во многом зависит от содержания высказывания, его сложности. При воспроизведении детьми простых, легких по содержанию рассказов скорость речи взрослого не оказывала существенного влияния на точность и последовательность передачи текста ребенком. При использовании более сложных текстов правильно передали его лишь те дети, которые слушали рассказ в замедленном темпе. Был сделан вывод о том, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного и правильного восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста.

    Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: развитие восприятия речи и формирование речедвигательного аппарата (Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, В.И. Рождественская, Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Г.А.Тумакова). Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми звуковой стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознанию явлений языка и речи дошкольниками, как условие формирования произвольности речи (Ф.А.Сохин, Г.П. Белякова, Е.М. Струнина, Г.А.Тумакова, М.М. Алексеева).

     В развитии звукового строя речи у детей пятого года жизни наблюдается своего рода противоречие. С одной стороны – особая чувствительность к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух, с другой стороны - недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полная небрежность в артикуляции.

    Традиционно считалось, что большинство детей старшего дошкольного возраста правильно произносят все звуки родного языка и только у некоторых детей есть недостатки произнесения шипящих, свистящих или сонаров.

    Но за последние годы уровень звукопроизношения старших дошкольников значительно снизился.  По данным А.Г. Арушановой, около 40% шестилеток поступают в школу с недостатками произношения. Это связано с возросшей нервной перегруженностью детей, эмоциональным дискомфортом, дефицитом личностных контактов. Эти факторы оказывают негативное воздействие на речевой слух, речевое внимание, развитие артикуляционного аппарата, на партнерские взаимоотношения детей.

    В дошкольном возрасте дети начинают осознавать нормы произношения, заботится об их правильности.  Но они не могут выделить и назвать звук, который звучит неправильно. Они поправляют все слово целиком.

    В первую очередь дети начинают воспринимать такие надлинейные характеристики речи как мелодичность и высоту голоса.  Это объясняется тем, что ребенок пытается, прежде всего, выразить свое эмоциональное отношение к окружающему.

    Затем ребенок овладевает ритмичной структурой слова, которая определяется количеством слогов и местом ударного слога.

    Что касается усвоения интонационной выразительности речи, то здесь есть некоторые особенности. Как уже было отмечено выше, по прошествии определенного времени уровень интонационной выразительности речи детей снижается. В результате высказывания детей 5-6 лет характеризуются монотонностью, отсутствием интонационной оформленности.  Это объясняется тем, что дети уже владеют другими речевыми средствами для выражения своего отношения к высказываемому: лексическими (синонимы, антонимы), морфологическими (суффиксами оценки), синтаксическими (порядок слов). Поэтому использование интонации отходит на второй план.

    Таким образом, речь у детей старшего дошкольного возраста маловыразительна и требует условий для своего развития.

Используемая литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников». – М.: Академия, 2001 – 159 с.

2. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

3. Львова С. И. Язык в речевом общении. М.: Дрофа, 2001.

4. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М., Мозаика-Синтез, 2005 – 152 с.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с

6. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии – Изд. Питер, 2007 – 720 с.

7. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология. Изд.: Академия, 2005 – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....

Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно‐ творческой деятельности

В статье раскрывается значимость развития выразительности речи. Обращается внимание на необходимость использования разных методических путей....

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Творческая разработка

В своем исследовании мы будем освещать проблему формирования выразительности речи, так как данный аспект изучен не достаточно, фактического материала по данной проблеме почти нет.Формирование выразите...

Из опыта работы по теме «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации»

Мультипликация – это многогранный способ развития ребенка, это хороший «учитель», поскольку включает в себе слово и картинку, т.е. одновременно задействует два органа восприятия: зрение и слух. Мульти...

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...

Игра-драматизация, как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Игра-драматизация, как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...