Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Новоселова Любовь Викторовна

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Важную роль в развитии ребёнка играет речь, с помощью которой происходит осознанное восприятие окружающего мира, общение со сверстниками и взрослыми. Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Понятие «выразительность речи» имеет интегративный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства выразительности. Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём ни только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важный момент: нередко люди содержательные, владеющие речью, настолько застенчивы, неуверенны в себе, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно присутствия 2-3 посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова. Становится ясно, что необходимо снять эту напряжённость, настороженность, нервозность в поведении детей, развить коммуникативные способности, увлечь творчеством.

Для развития выразительности речи в театрализованной деятельности в условиях кружковой работы поставлены следуюшие задачи:

1. Побуждать детей к импровизации с помощью мимики, пантомимики, выразительных движений и интонаций, как в речевой, так и в песенной палитре при передаче характерных особенностей различных персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний.

2. Развить устойчивый интерес к различным видам театра (настольный театр, перчаточный, театр кукол «би-ба-бо», игра-драматизация, музыкальная сказка).

3. Развить память, внимание, воображение, готовность к творчеству.

Технология работы с детьми по развитию выразительности речи включает создание атмосферы взаимного доверия между детьми и взрослыми, понимания, сочувствия. Требуется безусловное принятие ребёнка такого, какой он есть, выборочное игнорирование негативных поступков, переключения внимания на позитивное общение и деятельность. Занятия театрального кружка являются интегрированными, так как в нём присутствуют разные виды деятельности: развитие речи и ознакомление с окружающей действительностью, экология и музыка, пение и танцы, игра на музыкальных инструментах и различные кукольные театры, изобразительная деятельность и ручной труд. Чтобы такое разнообразие не утомляло ребят, в занятие вводим 2-4 их вида и связываем его ход единым сюжетом. Например, «Путешествие листочка», «В театральной мастерской», «Волшебная палочка».

В средней группе, например, используется ритуал приветствия, задача которого – снять напряжение, чувство неопределённости по поводу встречи, настроить на контакт, на общение. Для этого мы садимся в круг или стоим. Педагог протягивает свою руку ладонью вверх навстречу детям и называет, как его зовут. В ответ дети кладут свои ладошки на руку взрослого и по очереди называют свои имена. Это обращение к каждому ребёнку «глаза в глаза» и через прикосновение помогают ощутить эмоциональное состояние каждого ребёнка, готовность, желание общаться.

Для старших детей начало занятия и его окончание происходит на сцене. Сначала мы приветствуем друг друга и зрителей (если они есть, что весьма желательно), и говорим о том, чем будем сегодня заниматься. В конце занятия дети выстраиваются на поклон, тем самым как бы обрамляя всю театрализованную игру. В ходе занятия дети выполняют две основные роли – артисты и зрители, закрепляя тем самым некоторые нормы поведения и качества: выдержку, уважение к друзьям и общему делу, умение спокойно высказываться, аргументировать свою точку зрения, следить за ходом театрализованного действа.

Для тренировки лицевой мускулатуры используются этюды с одним компонентом выразительности: «Удивлённый клоун», «Сердитый дедушка», «Солёный чай», «Вкусная конфетка», «Больная кукла». Эти этюды рекомендуются детям, имеющим затруднения в выражении эмоций, в различении выражений лица другого человека. Такие тренировки помогают им осмыслить сцепление определённых движений мускулов лица с определёнными переживаниями. Одновременно мы учимся называть свои чувства и понимать такие, например слова как: интерес, грусть, удивление, радость, горе, и т.д.

Затем задания усложняются, и мы проигрываем этюды с пантомимикой, то есть к мимике прибавляются выразительные жесты и позы. Особенно дети любят творческие игры-загадки: «Кто это?», «Что я делаю?».

Старшие дети могут изображать различные настроения с использованием игры «Какой сейчас я?» (грустный, жадный, весёлый, больной, строгий, сердитый, ласковый и т.д.). В дальнейшем к мимике и пантомимике примыкает интонационно-выразительная речь, которая завершает образный портрет любого персонажа.

Обучение детей речевой выразительности происходит с использованием знакомых и любимых сказок. Например, предлагаем детям «попроситься» в теремок, как просилась Лягушка или Медведь (русская народная сказка «Теремок») Затем предлагаем одному ребёнку озвучить диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, его привычки, голос легко узнавались всеми.

В старших группах используем для обучения выразительной речи следующие упражнения: произнести с разной интонацией; (вежливо, просящее, небрежно, требовательно и т.д.) самые обыкновенные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и т.д. Особое внимание детей нужно обращать на связь между настроением, и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, тембром, интонационными и логическими ударениями). В решении этой задачи хорошим помощником является музыка с её выразительными средствами (интонацией, тембром, силой звука, ритмом, темпом и т.д.). Она несёт в себе глубокие и сильные переживания различных эмоциональных состояний, доступна и понятна человеку любого возраста. Поэтому так важно как можно чаще использовать её на занятиях детей всех возрастных групп. Это музыка композиторов П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Э. Сен-Санса и других. Из «Детского альбома» П.И. Чайковского мы слушаем пьесы разного характера и в процессе беседы стараемся вычленять наиболее яркие и основные средства музыкальной выразительности, использованные композитором. Слушая пьесу Чайковского «Болезнь куклы», с её печальными, плачущими интонациями, всхлипами, вздохами, волнением, предлагаем поиграть с куклой, отражая соответствующую ситуацию. По окончании пьесы, просим детей найти слова, выражающие состояние души больного и ухаживающего за больным человека (печальное, горькое, плачущее, жалкое, жалеющее, переживание за куклу, ласковое). И для контраста всегда даём послушать пьесу искристо-радостную «Новая кукла» также из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Таким, образом, использование театрализованной деятельности в детском саду позволяет научить ребенка красиво говорить, приятно общаться друг с другом и со взрослыми, открывает для детей новое и интересное в искусстве (музыке, поэзии, живописи) и театре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Творческая разработка

В своем исследовании мы будем освещать проблему формирования выразительности речи, так как данный аспект изучен не достаточно, фактического материала по данной проблеме почти нет.Формирование выразите...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье раскрыла понятие "выразительность речи", перечислила  характеристики ( просодика, мелодика, темп, ритм речи и пр.). А также акцентировала внимание на театрализованной де...

«Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста»

В процессе театрализованной деятельности у ребенка развивается речь, ее выразительность, творческие способности, память. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми. А сколько радости и вос...

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

К сожалению в последнее время становится все больше и больше воспитанников, имеющих речевые нарушения. Кроме речевых нарушений появилась и проблема неумения детей выразительно читать стихи, играть рол...

Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...

Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...