Из опыта работы по теме «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации»
методическая разработка по развитию речи

Иртакова Айана Ивановна
Мультипликация – это многогранный способ развития ребенка, это хороший «учитель», поскольку включает в себе слово и картинку, т.е. одновременно задействует два органа восприятия: зрение и слух. Мультипликация является дополнительным универсальным средством, которое является хорошим стимулом для речевой активности ребёнка и имеет возможность параллельно развивать все компоненты выразительности речи ребёнка и подготовить его к школьному обучению. Таким образом, мультипликация - необычайное искусство, позволяющее решить комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации»

                                                                                          Иртакова А.И., воспитатель                                                                                                

                                                                                         МБДОУ детский сад»Аленушка»        

Проблеме развития выразительности речи детей дошкольного возраста посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Проблему развития речи рассматривали А.В. Запорожец, Е.А. Стребелева, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейна и другие. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи.

Однако эти авторы рассматривали отдельные аспекты выразительности речи, без учета ее интегративного характера. А как мы знаем, основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.

Изучая методическую литературу В.В. Гербова, А.В. Лагутина, О.С. Ушаковой я почерпнула идею о том, что овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.

Мы знаем, что в современном обществе нашей страны предъявляются высокие требования к развитию детей.

 Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности.

Все ученые твердят о том, что полноценная закладка основ выразительности речи ребенка происходит только в том случае, если ребенок с раннего возраста слышит живую человеческую речь матери, отца, бабушки, дедушки. Однако этого современные родители не понимают, считая, что гаджеты, аудио-сказки, мультфильмы не только помогают освободить вечно занятых взрослых, но и развивают детей.

Так существует определенный запрос от общества в развитии выразительности речи у детей, однако, существует противоречие: родители не помогают детям вовремя, соответственно развитие выразительности речи ложится на плечи педагогов.

К сожалению, в последнее время в дошкольных организациях колоссально увеличилось количество детей, у которых нарушено не только произношение звуков, но и голосообразование, темп, ритм речи, интонация, то есть – выразительная сторона речи. Она является необходимым компонентом как для воспитания полноценной личности ребёнка в целом, так и выступает необходимым условием для успешной подготовки его к школе.

Слушая речь детей, я заметила, что эта проблема существует и у наших детей.

Зная то, что речь ребенка развивается только в активной деятельности, и заметив интерес наших детей к мультипликации, я решила использовать эту ИКТ технологию для развития выразительности речи детей в старшей и подготовительной к школе группах.

Мультипликация – это многогранный способ развития ребенка, это хороший «учитель», поскольку включает в себе слово и картинку, т.е. одновременно задействует два органа восприятия: зрение и слух. Мультипликация является дополнительным универсальным средством, которое является хорошим стимулом для речевой активности ребёнка и имеет возможность параллельно развивать все компоненты выразительности речи ребёнка и подготовить его к школьному обучению.

Таким образом, мультипликация - необычайное искусство, позволяющее решить комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС ДО.

Изучая литературу, я поняла, что «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:

Просодика — сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий для выражения различных экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения — степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи.

Мелодика речи — модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.

Тембр голоса — окраска, качество звука.

Логическое ударение — интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией.

Решив развивать выразительность речи детей средствами мультипликации, я выяснила суть этой инновационной технологии.

Мультипликация служит прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формируют мотивацию к учебной деятельности и умение работать в коллективе.

Итак, мы поставили перед собой цель: формирование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации. Были поставлены задачи, они касаются непосредственной работы с детьми, с родителями и направлены на расширение развивающей предметно-пространственной среды.

Таким образом, мы предположили, что мультипликация, являясь сильным мотивационным генератором детской деятельности, станет нашим помощником в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Работа была выстроена в 3 этапа:

На 1 этапе подготовительном, решая поставленные задачи, я изучила методическую литературу по теме, были разработаны консультации для педагогов по теме. Проведена первичная диагностика развития выразительности речи старших дошкольников по О.И. Лазоренко.

Были выбраны формы и методы работы с детьми, разработан план воспитательно-образовательной деятельности, разработан мастер-класс по мультипликации для педагогов.

С детьми мы читали русские народные сказки, совместно рассматривали иллюстраций. Проводили разбор произведений и описание персонажей. Дети самостоятельно пересказывали сказки и инсценировали их.

Через серию занятий с использованием презентаций я познакомила ребят с мультипликацией и процессом создания мультфильмов.

Изучила уровень развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста по методике О.И. Лазаренко.

Детям была предложена серия заданий, выполняя которые мы изучали развитие выразительности речи детей по 5 направлениям: умение изменять ритм речи, высоту, силу голоса, умение пользоваться логическим ударением, выразительность речи в общем.

Анализируя результаты проведенной диагностики, я увидела, что компоненты выразительности речи в основном находятся в стадии становления и в точке роста.

К совместной работе я подключила и родителей:

- было проведено анкетирование;

- совместно с родителями и детьми были поставлены театральные представления по русским народным сказкам;

- был оформлен наглядный материал для родителей: буклеты, консультации, папки- передвижки;

- на родительском собрании мы познакомили родителей  с новой технологией - мультипликацией.

На 2 практическом этапе, моя работа с детьми была направлена на:

  1. Приобщение детей к анимационной деятельности.
  2. Пополнение развивающей предметно- пространственной среды
  3. Развитие высоты и силы голоса.
  4. Развитие логического ударения.
  5. Развитие темпа и ритма детей
  6. Развитие интонационной выразительности речи.

Свою работу с детьми я построила через организацию совместной деятельности с детьми и на поддержании детской инициативы в их самостоятельной деятельности.

Решая задачи 2 этапа, была проведена работа по созданию серии мультфильмов: вместе с ребятами, мы разрабатывали сценарии, выбирали и создавали персонажей из пластилина, оформляли своими руками декорации, совместно с детьми, а затем и дети самостоятельно производили съёмку и озвучивание мультфильмов.

Параллельно работе над созданием мультфильмов с детьми мы через упражнения, чистоговорки, ритмические, дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры развивали все компоненты выразительности речи.

Также была проведена работа по насыщению предметно-развивающей среды играми и пособиями по развитию выразительности речи детей и по ознакомлению с процессом создания мультфильма: оформлен лэпбук «Мультипликация», созданы картотеки, изготовлены дыхательные тренажёры, совместно с детьми создали коллекции персонажей и декораций для мультфильмов.

Организуя работу с родителями, провела серию консультаций, познакомила родителей с наглядными материалами. Были проведены мастер-классы с родителями по созданию мультфильмов.

3 этап работы, обобщающий, направлен на изучение уровня развития выразительности речи детей, на анализ и сравнение результатов.

На организацию мероприятий по просмотру отснятых детьми мультфильмов в ДОУ, на участие детьми в конкурсах, на транслирование своего педагогического опыта.

На этом этапе повторно изучила уровень знаний родителей. Анализируя результаты, заметила рост внимания родителей не только к развитию выразительности речи, но и к проблеме развития речи детей вообще. Мы почувствовали огромную поддержку со стороны родителей. Они активно включились в процесс, помогали на всех этапах работы и стали соучастниками в процессе развития выразительности речи детей.

По итогам работы планируем организовать совместное мероприятие с детьми и родителями «Мы мультипликаторы».

Итоги: Анализируя результаты проведенной диагностики в конце работы по тем же самым критериям, что и в начале, мы увидели определенный рост уровня развития выразительности речи детей.

Результативность проведенной работы с детьми также можно отследить через самостоятельное желание и непосредственное участие детей в конкурсах и мероприятиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что мультипликация помогает в развитии выразительности речи детей.