Формирование полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
консультация по теме

Данный материал содержит информацию для родителей по гендерному воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование полоролевого поведения дошкольников в процессе

занятий физическими упражнениями.

    Формирование соответствующего полоролевого поведения мальчиков и де вочек — задача дошкольного учрежде ния, и осуществляться оно должно не только воспитателем, но и всеми пе дагогами, работающими с детьми, в том числе и руководителем физичес кого воспитания.

    Н. Е. Татаринцева отмечает, что формирование основ полоролевого поведения возможно при создании следующих педагогических условий:

  1. формирование системы представлений о мужчинах и жен щинах, особенностях их поведения;
  2. разработка методов, способствующих развитию элементов «женского» и «мужского» поведения;
  3. моделирование социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля действий, характерных для мужского и женского типов поведения;
  4. взаимодействие с семьей в формировании основ полоро левого поведения детей дошкольного  возраста.

По нашему мнению, эти условия должны реализовываться и в процессе занятий дошкольников физическими упражнениями. Представления о мужчинах и женщинах формируются постепен но. Т. Г. Кукулите дает общие рекомендации для воспитателя. Основываясь на описанной схеме в соответствии с возрастом детей, проследим, как это можно сделать на физкультурном за нятии.

В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях педагог акцентирует вни мание детей на принадлежность их к определенному полу. Напри мер: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь де вочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы, девочки, опустили руки. Девочки берут ленточки и подходят ко мне».

С четырех лет формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. Разделение на маль чиков и девочек и осознание себя представителем определенно го пола основывается на восприятии анатомических половых различий.

На физкультурных занятиях важно обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и дево чек, подбирая соответственные общеразвивающие упражнения. С этого возраста следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов. Например, руководитель не только дает задание по уборке оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Оля, Наташа и Настя аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Лена повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять

тяжелую работу. Давайте, мальчики, встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требо вания к выполнению одних и тех же движений: четкости, рит мичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представ ления, детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках. Например, игра «Я знаю пять имен девочек». Извест ная игра малой подвижности «Съедобное — несъедобное» может быть преобразована в вариант «Мамина одежда» или «Игрушки мальчиков».

Игра «Игрушки мальчиков». Играющие становятся в круг. Ру ководитель находится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.

В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая диф ференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу. В процес се игры педагог может создавать различные ситуации, которые будут способствовать более яркому проявлению тех или иных черт. Например, игра «Такси» помогает закрепить представление о муж ской профессии водителя автомобиля. Мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату), где стоят пассажиры-девочки. Девочки «садятся в машины» (берут ся руками за обруч) и едут по своим делам — в магазин, в парикма херскую, в детский сад.

Сюжетно-ролевые игры с акцентом на разнополое поведение педагог может использовать для определения типа полоролевого поведения детей (маскулинный, феминный, андрогинный, не дифференцированный) и, при необходимости, спланировать коррекционную работу с ними.

Физкультурные досуги также можно проводить на тему «Мы — мальчики», «Мы — девочки», где в двигательной деятельности следует закреплять определенные половые стереотипы в поведе нии детей.

В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие свое го пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей, возникновение ориен тации на образ «Я» мальчика или девочки.

Следует отметить, что проблема дифференцированного подхо да в воспитании мальчиков и девочек находит отражение в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. В книге «Воспитание детей в игре» авторы указывают на то, что А. С. Макаренко пред упреждал о невозможности воспитать мужество одними словес ными методами. По его мнению, нужно создавать условия для проявления детьми этих качеств в повседневной жизни. В. А. Сухомлинский призывал с дошкольного возраста воспитывать долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины. Он отмечает, что для этого необходимо приучать мальчиков к тому, чтобы они всюду брали на себя большую нагрузку и ответствен ность по сравнению с девочками; создавать реальную практику, тренирующую волю, чтобы из мальчика вырос мужчина. Одним из основных методов воспитания мужчины В. А. Сухомлинский считал военные игры, для того чтобы научить мальчиков выдерж ке, умению преодолевать трудности. Большая воспитательная сила военной игры состоит в том, что мальчики вынуждены проявлять в ней доблесть не ради похвалы и награды, а из внутренней потребности быть сильными, мужественными, выдержанными, благородными. Принципиальный подход к воспитанию мужчины В. А. Сухомлинский видел не в параллельных процессах, происхо дящих в мальчиках и девочках, а во взаимосвязанных, взаимоо бусловленных: через женщину влиять на мужчину, утверждая в нем нравственную красоту. Для этого в одной общей деятельности должны быть определены места и роли мальчиков и девочек.

Л. В. Градусова также отмечает, что у мальчиков старшего до школьного возраста наибольший интерес вызывает героическая, в том числе военная тематика, что находит отражение в играх, изо бразительной деятельности, выборе произведений художественной литературы, песен соответственного содержания, а также в инте ресе к определенным сторонам окружающей действительности.

Н. Н. Ефименко предлагаете целью дифференцированного фи зического воспитания разрабатывать «мальчиковые» и «девчачьи» большие тематические игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам с мальчиками или девочками соответственно. Он отмечает, что для мальчиков могут использоваться игры на темы: «Охотники», «Астронавты», «Спасатели» и т. п., а для девочек — «Из жизни цветов», «Феи», «Кукольный магазин» и т. п.

Особо следует сказать о подборе упражнений для комплексов ритмической гимнастики. Большинство методических пособий по ритмической гимнастике предлагает одинаковые упражнения для девочек и мальчиков, а так как авторы этих пособий, как правило, женщины, то и характер упражнений имеет, в основном, «жен скую окраску». Мы убеждены, что музыкальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений следует подбирать раз дельно для девочек и мальчиков. Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер, в то время как движения девочек должны отличаться артистичностью, пластич ностью, изяществом.

При использовании на физкультурном занятии схем постро ения детей или карточек для самостоятельного выполнения уп ражнений, следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.

В формировании знаний дошкольников о видах спорта необ ходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар. Рассматривание скульптур и картин античного содержания в рам ках программы олимпийского образования оказывает положи тельное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, формирование умения видеть его красоту.

В старшем дошкольном возрасте эффективно и на физкуль турных праздниках предусматривать часть заданий отдельно для девочек и для мальчиков, а также показательные выступления, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, фации, двигательном творчестве. Целесообразно, чтобы мальчики и девочки на физ культурных занятиях носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать представление детей об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек можно предложить гимнастические купальники, лосины, для мальчи ков — майки и спортивные трусы.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Дубравушка»

Консультация

«Формирование полоролевого поведения дошкольников в процессе

занятий физическими упражнениями»

Подготовил:

Инструктор по физической культуре

Драган Елена Васильевна

Нягань 2010-2011г



Предварительный просмотр:

Физическое состояние дошкольников во многом  определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. В.И.Усаков, Г. С. Крапошина, Т. С. Грядкина констатируют, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям физическими упражнениями их детей. В своем исследовании К. И. Тешев устано вил, что каждый седьмой отец и каждая пятая мать не видят пользы и необходимости занятий физическими упражнениями.

Как показало исследование М. И. Сергеева, А. И. Гендина, А. Н. Фалалеева, В. И. Столярова, среди выделенных восьми основ ных групп качеств, которые родители хотят сформировать в процес се воспитания, физическое развитие занимает 3 место. Отцы оце нивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери (на первые места родители ставят трудолюбие и группу нравственных качеств). Авторы отмечают, что в большинстве случаев физическому воспитанию мальчиков родители придают большее значение, чем девочек. Подтверждая этот вывод, В. И. Уса-ков и Г. С. Крапошина тем не менее указывают, что до трех лет физическая готовность и мальчиков, и девочек в структуре факторов воспитания оценивается родителями одинаково (1—3 места). С 3 до 5 лет значимость этого фактора для родителей и мальчиков, и дево чек снижается до 7—8 места. После 5 лет наблюдается значительное расхождение в оценивании родителями значимости физической го товности для мальчиков и девочек: для родителей мальчиков в воз расте с 5 до 6 лет она повышается до 3 места и до 1 —2 места для мальчиков с 6 до 7 лет, в то время как для родителей девочек она сначала (с 5 до 6 лет) незначительно повышается до 6 места, но к 7 годам снова снижается до 7—8 места.

Специалисты в области образования дошкольников давно гово рят о необходимости активного привлечения родителей к физичес кому воспитанию их детей. 3. Е. Романова показала, что обучение родителей методике проведения основных форм физического вос питания можно эффективно проводить при детской поликлини ке. Однако большинство авторов (А.Лебедева, А. М.Демиденко,  Т. В. Калина и др.) считают, что организатором этой работы должно стать дошкольное учреждение, и в первую очередь — руководитель физического воспитания.

Исследуя факторы, которые, по мнению родителей, имеют действенное значение в физическом воспитании дошкольников, М. И. Сергеев, А. М. Гендин, А. Н. Фалалеев, В. И. Столяров отме чают, что и матери (40,7%) и отцы (48,9%) считают самым важным личный пример взрослых. Знаменательно, что и матери (27,5%), и отцы (25,1%) на второе место ставят совместные с ребенком заня тия физическими упражнениями. Далее идут «средства массовой информации», «наблюдение и посещение детьми спортивных зре лищ» и на последнем месте — «беседы о важности физической культуры в жизни человека» (отцы — 6,8%, матери — 9,2%).

Многие авторы (К. И.Тешев, А. М.Демиденко, Т. В. Калина, М. Н. Попова) уверены, что совместные физкультурные занятия детей и родителей очень эффективны не только для физического, но и эмоционального развития ребенка. С появлением родителей на занятиях физической культуры повышается их результатив ность. Постоянный контроль руководителя физического воспита ния исключает возможность того, что родитель по незнанию на несет вред своему ребенку.

Родители старших дошкольников выбирают разные упражнения для физического совершенствования девочек и мальчиков. По дан ным А. Б. Лагутина, родители мальчиков предпочитают, чтобы их дети занимались спортивными и подвижными играми, ходьбой на лыжах, акробатическими упражнениями и упражнениями силового характера, в то время как родители девочек выбирают для своих дочерей общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Дубравушка»

Консультация для родителей

«Отношение родителей к физическому воспитанию

мальчиков и девочек»

Подготовил:

Инструктор по физической культуре

Драган Елена Васильевна

Нягань 2010-2011г.