"Укрепление здоровья и физическое развитие ребенка"
презентация по физкультуре по теме

Тихомирова Наталия Игоревна

Содержание, задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoan1.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

«Организация и проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий в ДОУ»

Работа руководителя физического воспитания трудная, но в тоже время очень интересная, требующая от руководителя постоянных поисков новых методов и приёмов в проведении занятий и досугов. В настоящие время издаётся очень много литературы с рекомендациями о проведении  и построении  физкультурных занятий. Только за последние 5 лет появилось несколько программ, определяющих новое представление о развитии ребёнка, в том числе и физическом.  В практику вводятся различные новации и одна из главных задач руководителя, на мой счёт, - правильно выбрать для себя направление в котором ему предстоит работать, не поверхностно использовать новые разработки и не увлекаться только одним направлением, а не забывать что его задача- всестороннее развитие физических навыков и качеств у детей.

И анализируя свой опыт работы приходишь к выводу, что наиболее оптимальная форма построения занятий - это вкрапление в классическую структуру занятия элементов новых новаций. Предавая классическому занятию новую "оболочку" получаешь интересную и развлекательную форму занятия.

При планировании занятий, в начале года, я ставлю перед собой несколько задач, которые решаются в течении года как на физкультурных занятиях, так и в досуговой деятельности.

  1.  Укрепление здоровья детей. Формирование правильной осанки и укрепление опорно - двигательного аппарата.
  2.  Обогащение двигательного опыта детей.
  3. Развитие у детей необходимых физических двигательных навыков и умений.
  4. Воспитание морально - волевых и физических качеств (настойчивость, внимание, прилежность, умение организованно действовать в коллективе, силу, выносливость, быстроту, ориентировку и др.)

И для решения поставленных задач я использую различные методы и приёмы в ходе проведения занятий.

  1. Так для решения оздоровительных задач даю различные упражнения для укрепления опорно - двигательного аппарата и формирования осанки. Мной подобран комплекс упражнений, изготвлены пособия, для решения этой задачи: «Собери шарики», «Клоуны», ходьба по массажорам...Так же я провожу занятия на открытом воздухе, в теплый период и занятия в облегченной одежде в хорошо проветренном помещении, в холодный период. Комплексное использование оздоровительных методов оказывает благотворное влияние на физичческое состояние ребёнка. Но хочу отметить, что все закаливаущие мероприятия проводятся постепенно, в соответствии с возростными особенностями и по совету врача.
  2. На занятиях уделяю внимание укреплению основных мышечных групп, освоению детьми умений по основным видам движений и применению их детьми в конкретной обстановке - играх. При решение третей задачи, использую поэтапный метод освоения движенния - подводящие упражнения, показ элементов техники, слитное выполнение движения и его автоматизация. Планируя основные движения, я придусматриваю их систематичность и повторность в вариативном выполнении ( метание: задача обучить техники, решение- показ с использованием игрового образа в младем возрасте, соревновательный метод в старшем возрасте, из разного и.п. и т.д).
  3. Физическая подготовленность ребёнка характеризуется не только степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств, но и сформированастью у него моральных качеств. Развивать эти качества у детей надо с младшего возраста, ставя ребёнка в такие ситуации, где ему нужно подчинять свои желания и эмоции общей задачи, правилам игры, коллективу. На занятиях в младших группах стараюсь включать игры  развивающие у детей внимание, умение организованно действовать в коллективе, необходимость соблюдения игровых правил: «Наперегонки», «Найди свой цвет», «Кто дальше бросит», ролевые игры. В старшем возрасте я чаще использую занятия в форме тренеровки, соревнований, так же я  предлагаю ребятам самим выбрать и организовать игры. На творческих занятиях ребята самостоятельно могут выбрать упражнения для занятия. При использование такого приёма организации занятия,  у детей формируются положительные привычки поведения, развивается инициатива, дети приучаются справедливо оценивать действия друг друга и свои.
  4. Но для того, чтобы сформировать у детей физические и моральные качества, надо обогатить двигательный опыт ребёнка разнообразными движениями, которыми он может уверенно и свободно действовать. Над решением этой задачи я начинаю работать с младшей группы, используя различные формы занятий и игровые упражнения.
  5. Так в младшем возрасте в адаптационный период целесообразно проводить игровые, в стихотворной форме занятия. На таких занятиях главная цель, которую преследует руководитель - вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём. В младшем дошкольном возрасте двигательный опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечностей находятся на ранней стадии развития. Ребёнок нуждается в укреплении мышц и развитии устойчивого равновесия, необходимого при выполнении большинства движений. В младшем возрасте ребёнок учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами. Именно в этот период, когда ребёнок впервые пришёл в детское учреждение ему нужна "материнская" поддержка, как воспитателей, так и руководителя. Необходимо найти оптимальную форму проведения занятий, чтобы вызвать у детей желание заниматься активной двигательной деятельностью. Необходимо отходить от излишней заорганизованности. Поэтому один из принципов подхода к подбору и выбору материала для занятий является создание эмоционального комфорта для детей.

 В течении занятия ребёнок должен чувствовать доброе отношение руководителя, его положительную оценку. Учитывая всё это мной разработана серия конспектов на адаптационный период в младшей группе. Проводя эти занятия в течении двух месяцев ребёнок привыкает к руководителю и спортивному залу, с каждым занятием у детей возрастает интерес к занятиям и постепенно они овладевают основными движениями. На занятиях мы с детьми обыгрываем потешки, предлагаемые программой "Детство" и придуманные мной.

  1. Так как многие воспитатели нашего детского сада прослушали курсы по программе "Детство" и в свою работу так же включают элементы этой программы, то это помогает в осуществлении совместной работы с воспитателями по разучиванию логоритмических упражнений , речитативов...   Одна из форм совместной работы руководителя и воспитателей  - это рекомендации и оказание помощи в размещении и оснащении спортивных уголков. За последние годы возросло количество детей  с ортопедическими заболеваниями и возникла необходимость в пересмотре профилактической работы в группах. Совместно с воспитателями была налажена информационная работа для родителей. В родительских уголках оформлены рекомендации с упражнениями для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Комплекс упражнений родители могут выполнять с детьми дома. В группах воспитатели пополнили спортивные уголки новым оборудованием направленным на профилактику ортопедических заболеваний (змейки, разнообразные массажные коврики, шарики, палочки, ёжики для развития мышц стопы, утяжелители, шляпки...). Не буду описывать всей значимости утренней гимнастики, отмечу только, то что в детском саду для проведения утренней гимнастики подбираются упражнения из числа рекомендованных программой для данного возраста. В содержание утренней гимнастики включаются разные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Используются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры, упражнения общеразвивающего воздействия. Совместно с воспитателями разработаны комплексы утренней гимнастики, в которых оптимальная двигательная активность детей достигается путём подбора упражнений разной степени интенсивности, определённого количества повторений, темпа их выполнения. Комплексы утренней гимнастики повторяются в течение двух недель. Совместно с воспитателями так же был разработан комплекс бодрящей гимнастики, регулярно проводимой после сна. Основная задача- поднятие настроения и мышечного тонуса у каждого ребёнка, а также профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Воспитатели используют несколько комплексов бодрящей гимнастики:  
  1. гимнастика игрового характера состоит из 2-3 игровых упражнений .
  2. Разминка в постели и самомассаж.
  3. Музыкально-ритмическая гимнастика, переходя к дыхательным упражнениям.

После проведения разных вариантов гимнастики после сна проводятся закаливающие процедуры.  

По мимо совместной оздоровительной работы, ведётся работа по обучению воспитателей технике основных движений. Проводятся семинары- практикумы по основным видам движений, которые наиболее трудны детям в освоении. Темы для семинаров выбираются по результатам диагностики детей и пожеланий воспитателей. Наиболее интересные семинары были: по прыжкам, школе мяча, игровым видам спорта. Совместная работа с воспитателями даёт неоспоримый результат в физическом развитии детей, но нельзя забывать, что огромное влияние на развитие у детей различных навыков и умений (физических, математических...), формирование их интересов закладывается в семье. В нашем коллективе достаточно на хорошем уровне налажена работа с родителями. До сведения родителей доводятся результаты диагностики, привлекаем родителей в помощь по созданию и приобретению спортивного оборудования (баскетбольных мячей, скакалок, изготовление тренажеров, различного оборудования для профилактики у детей плоскостопия....). В традицию вошли : "Дни открытых дверей", в этот день показываем родителям проводимые в группе и в саду оздоровительные мероприятия, физкультурные занятия. Родители получают интересующую их информацию по физическому развитию детей, так же могут увидеть всё что делают их дети и чему их обучают на физкультурных занятиях. В начале каждого года проводится общее родительское собрание, на котором знакомим родителей с оздоровительной программой на год, с требованиями , предъявляемыми к спортивной форме, а так же о целесообразности соблюдения теплового режима в группе. На собрании проходят выступления лучших спортсменов прошлого года, как правило ребята показывают первую часть занятия - разминку.

В течении прошлых лет регулярно проводятся спортивные игры, развлечения и праздники вместе с родителями. Любые праздники, соревнования готовят все вместе, а как результат этой работы- слаженность и взаимопонимание в проводимой физкультурно - оздоровительной работе.

  1. Так как в нашем детском саду несколько логопедических групп то для эффективной работы с детьми, с нарушением речи, налажена совместная работа по схеме: логопед - воспитатель - руководитель физ воспитания - музыкальный руководитель. По началу пришлось столкнуться с непониманием совместной работы по коррекции, ведь до сих пор нет литературы или разработок схемы занятий в логопедических группах для руководителей физического воспитания. Беседуя с логопедами, читая литературу по особенностям психомоторного - развития детей с нарушениями речи, разработала схему занятий, в которую включены следующие задачи: развитие дыхания, развитие координации в собственном теле, в пространстве, развитие ритма, маторики, навыка расслабления. Так же разработала игры на закрепление отработанных звуков, на развитие артикуляционного аппарата, разработала серию конспектов для логопедических групп. Но встречается вот такой парадокс, что дети с нарушением речи совершенно не отстают в физическом развитии, а иногда их уровень превышает уровень сверстников из обычных групп. В таких случаях структура занятий в логопедических группах отличается только вводной и заключительной частью занятия. Ещё одна особенность, в коррекционные занятия целесообразно включать игры и упражнения на концентрацию внимания, на развитие артикуляционного аппарата, пальчиковые игры, дыхательные упражнения. Все эти упражнения не требуют много времени и включаются во все части занятий, как игровой момент, как связка между основными движениями. В течение нескольких лет я использую элементы ритмики на занятиях с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно - коррекционный процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм музыки и слова. В практику проведения занятий в коррекционных группах ввожу игры на развитие восприятия движений  тела, головы и позы. Все приложенные в материалах упражнения закрепляются у детей на трёх уровнях: двигательном, когда ребёнок выполняет движения сам; зрительном, когда видит их выполнение другими; словесном, когда называет эти движения или слушает команду других.  Для более успешного освоения детьми разученных движений, мной была сделана подборка игр и упражнений для индивидуальной работы. И после каждых двух занятий воспитатели переписывают с кем из детей надо отработать и закреплять то или иное движение.
  2. Для удобства определения уровня физического развития детей и планирования, мной была адаптирована и переработана  диагностика на условия нашего детского сада. Критерии диагностики по всем возрастным группам прилагаются в материалах. Эта диагностика направлена на выявление уровня физического развития детей и на планирование дальнейшей работы.   По этой диагностики работаю уже несколько лет. И при распределении процесса обучения детей основным движениям, я руководствуюсь результатами диагностики каждой группы. Пример : две старшие группы в начале года; в одной группе дети плохо владеют техникой прыжков, а в параллельной группе дети не уверенно владеют мячом, в таком случае планирование в параллельных группах будет отличаться, в одной группе одну из основных задач ставлю- обучение детей техники прыжков, а в другой группе большее время уделяется школе мяча. Такое планирование позволяет к середине года уровнять навыки детей в параллельных группах. С этого учебного года работаю по новому планированию, составленному совместно с работающей в районе группой руководителей физического воспитания под руководством Гасановой И.И. Это планирование направленно на постепенное освоение детьми техники основных движений и если работать по этому планированию с младшей группы, то к подготовительной группе дети овладеют техникой основных движений и на занятиях основной задачей будет- усовершенствование и более углублённое освоение техники .  
  3. Большую помощь в повышение профессионального уровня и в методической работе оказывают организованные в районе секции по обучению техники основных движений и выразительности движений. Так же налаженная работа с кафедрой физического воспитания университета им. Герцена. В последние годы в нашем районе большое внимание уделяется физическому воспитанию детей. И интересной формой приобщения детей к занятиям физкультурой стали - районные детские спортивные праздники: «Весёлые старты», КВН, «Русские забавы». Они проводятся в течении года по Олимпийской системе, участие детей в таких праздниках улучшает их физическое развитие и физкультурно - оздоровительную работу в детском саду. В программу районных праздников входят беговые эстафеты, эстафеты с разновидностями прыжков, а составной частью праздников являются также музыкально - ритмические выступления участников и элементы теотрализации, которые способствуют не только физическому развитию детей, но и воспитанию музыкальной культуры, красоты движений. Сценарии праздников и их оформление составляются руководителями физического воспитания. При написании сценария предоставляется возможность проявить свои творческие способности и профессиональное мастерство. Ещё одна из форм проявить свои профессиональные качества- это  проводимые в районе и в городе конкурсы педагогического мастерства. В 1999 учебном году я впервые участвовала в районном конкурсе педагогического мастерства в номинации "Праздники в детском саду". Впервые досуговая работа, по физкультуре, была показана в полном объёме компетентной комиссии и по результатам конкурса я стала лауреатом в заявленной номинации. А уже через год участвовала в городском конкурсе педагогического мастерства в номинации "Внеурочная работа в детском учреждении". Конкурс состоял из двух частей: практической и теоретической. Руководители физического воспитания нескольких район показывали свое мастерство, в организации и проведении развлечения в старших группах.  Для того чтобы все участники были в одинаковых условиях, конкурс проводился на территории детского сада №139 Выборского района. Я проводила развлечение  с детьми подготовительной группы "Весёлый мячик". В теоретической части  была защита выбранной темы и работы нашего учреждения по физкультурно-оздоровительной работе. После двух дней конкурса подводились итоги и по результатам  я заняла второе место в городском конкурсе педагогического мастерства. Была награждена грамотой и памятным подарком. В этом году наше учреждение стало базой для прохождения практики студентами педагогического университета им. Герцена.

В планах на будущее - дальнейшая разработка схемы занятий в коррекционных группа, совместная подборка с логопедом специальных игр и упражнений. Продолжать работу с родителями и привлечение их к активному участию в праздниках и развлечениях. Улучшать работу в группах по оздоровлению и физическому развитию детей. Разработать более конкретный план индивидуальной работы, с использованием индивидуального подхода к каждому ребёнку. Продолжать совместную работу с воспитателями,  по обучению детей основным видам движений. Принимать участие в райономассовых мероприятиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к укреплению здоровья и физическому развитию дошкольников

В консультации представлена система работы детского сада по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников и их физическому развитию....

Консультация для воспитателей. «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития».

Консультация для педагогов по теме:«Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития». В консультации представлена информация о значении подвижных игр и Методике организации и...

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формирует...

Конспекты совместной деятельности с детьми, направленной на укрепление здоровья и физического развития на тему: «Здоровые малыши» (первая младшая группа)

Конспекты совместной деятельности с детьми,направленной на укрепление здоровья и физического развитияна тему: «Здоровые малыши»(первая младшая группа)...

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей. Физическое воспитание ребенка в семье.

Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием опт...

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей физического воспитание ребенка в семье.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребенка в семье.Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского ...