Игра с перебрасыванием мяча
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

 

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Психологы мяч бросай, четко фрукты называй» или «Психологу мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель:расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1

Психолог называет обобщающие понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч психологу, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_detmi_kartochki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Игра с перебрасыванием мяча

 «Психологу мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Психологы мяч бросай, четко фрукты называй» или «Психологу мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1

Психолог называет обобщающие понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч психологу, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Психолог:

Дети:

Овощи

Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь

Фрукты

Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос

Ягоды

Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика

Деревья

Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь

Домашние животные

Корова, лошадь, коза, овца, кролик, кошка, собака

Дикие животные

Тигр, лев, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна, жираф

Перелетные птицы

Стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль

Зимующие птицы

Голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова

Мебель

Стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, сервант

Посуда

Тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце, сковорода, кастрюля

Одежда

Пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы,  шарф, шапка

Обувь

Сапоги, валенки, туфли, ботинки, кеды, тапки, босоножки

Игрушки

Кукла, машинка, мишка, зайчик, пирамидка, мяч, юла

Инструменты

Пила, топор, молоток, рубанок, клещи, дрель

Транспорт

Трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолет, пароход

Вариант 2

Психолог называет видовые понятия, а дети обобщающие слова:

Психолог:

Дети:

Огурец, помидор, репа

Овощи


 Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять именмальчиков) »

Раз и два, и три, четыре –

Все мы знаем в этом мире

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции и ловкости.

Ход игры

Ребенок, подбрасывая или  ударяя мяч об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловя двумя руками; бросание мяча вверх двум руками или ловя двумя руками, отбивание мяча левой или правой рукой на месте.

 


Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти

Ход игры

Бросая мяч ребенку, психолог называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч психологу называет детеныша этого животного. Основные животные: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча, сидя на ковре.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1

У тигра – тигренок

У льва – львенок

У слона – слоненок

У оленя – олененок

У лося – лосенок

У лисы – лисенок

Группа 2

У медведя – медвежонок

У верблюда – верблюжонок

У волка – волчонок

У зайца – зайчонок

У кролика – крольчонок

У белки – бельчонок

Группа 3

У коровы – теленок

У лошади – жеребенок

У свиньи – поросенок

У овцы – ягненок

У курицы – цыпленок

У собаки – щенок


Игра с мячом «Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей

Цель: Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции

Ход игры

Вариант 1

Психолог или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:

Корова – мычит, тигр – рычит, змея – шипит, комар – пищит, собака – лает,

волк – воет, утка – крякает, свинья – хрюкает

Вариант 2

Психолог, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?» «Кто лает», «Кто кукует».


Игра с перебрасыванием мяча

«Чей домик?» или  «Кто где живет»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»

Ход игры

Бросая мяч поочередно каждому ребенку, психолог задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1:

Кто живет в дупле – белка

Кто живет в скворечнике – скворцы

Кто живет в гнезде – птицы – ласточки, кукушки, сойки и д.р.

Кто живет в будке – собаки

Кто живет в улье – пчелы

Кто живет в норе – лиса

Кто живет в логове – волк

Кто живет в берлоге – медведь

Вариант 2

 Где живет медведь – в берлоге

Где живет волк – в логове


Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении

Ход игры

Психолог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч психологу, должен назвать ответ на заданный вопрос.

Игру желательно проводить по темам

 Пример: Тема «Весна»

Солнце что делает – светит, греет

Ручьи что делают -  бегут, журчат

Снег что делает – тает, темнеет

Птицы что делают – прилетают, вьют гнезда, поют песни

Капель что делает – звенит

Медведь что делает – просыпается, выходит из берлоги


Игра с перебрасыванием мяча

«Составь предложения»

Мячик прыгать я заставлю

Предложения составлю

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций

Ход игры

Психолог бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слови (Н/Р «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложения их этих слов (Н/Р «Девочка играет») и бросает мяч обратно психологу.


Игра с перебрасыванием мяча

«Кто как передвигается»

Кто летает, кто плывет

Кто ползет, а кто идет

Цель: Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости

Ход игры

Психолог, бросая мяч  ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч психологу, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча разными способами.

Летают – птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки

Плавают – рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы

Ползают – змеи, гусеницы, черви

Прыгают – кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы.


Игра с перебрасыванием мяча

«Какие действия совершают животные?» или

«Что делают животные?»

Что животные умеют –

Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости

Ход игры

Психолог, разными способами  бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч психологу, произносит глагол, который можно отнести к этому животному

Собака – сидит, стоит, лежит, идет, бежит, спит, ест, воет, лает, кусается, служит

Кошка – мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается

Мышка – шуршит, пищит, грызет, прячется, запасается

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает

Ворона – летает, ходит, каркает, клюет

Змея – ползет, шипит, нападет, жалит, извивается


Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди

Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости

Ход игры

Бросая или прокатывая мяч ребенку, психолог называет профессию, а ребенок, возвращая мяч психологу должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек этой профессии.

Строитель – строит                                   уборщица - убирает

Повар – варит, готовит                             прачка - стирает

Носильщик – носит                                   пастух - пасет

Чертежник – чертит                                  пианист – играет и  д.р.


Игра «Кто может совершать эти движения?»

Кто и что - летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит:

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости

Ход игры

Психолог, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок возвращая мяч психологу, называет существительное, подходящее к этому глаголу.

Идет – человек, животное, пароход, дождь, снег, время, дорога…

Бежит – человек, животное, ручей, время…

Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, вертолет, ракета, телеграмма….

Плывет – рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако…

 


Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Что у нас какого цвета –

Мы расскажем всем об этом

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов, развитие воображения детей.

Ход игры

Психолог, бросая мяч ребенку называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному

Красный – мак, огонь, флаг

Оранжевый – апельсин, морковь, заря

Желтый – цыпленок, солнце, репа

Голубой – небо, лед, незабудка

Фиолетовый – слива, сирень, сумерки …

        


Игра «Третий лишний» («четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас,

Что же лишнее у нас

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способности к общению

Ход игры

Психолог, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее:

Голубой, красный, спелый

Кабачок, огурец, лимон

Осень, лето, суббота, зима

День, ночь, утро, весна

Пасмурно, ненастно, ясно….


Игра «Что бывает круглым»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости

Ход игры

Подбрасывая мяч детям различными способами, психолог задает вопрос, на который ребенок должен ответить, после чего вернуть мяч психологу. Психолог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  1. Что бывает круглым  - мяч, колесо, солнце, луне, яблоко…
  2. Что бывает длинным – дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур…
  3. Что бывает высоким – гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…
  4. Что бывает зеленым – трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…
  5. Что бывает холодным – вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь…
  6. Что бывает гладким – стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…
  7. Что бывает сладким – сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…
  8.  Что бывает шерстяным – платье, свитер, варежки…
  9. Что бывает колючим – еж, роза, кактус, иголки…
  10. Что бывает острым – нож, шило, стекло, ножницы, кинжал…
  11. Что бывает легким – пух, перо, вата, снежинка…


Игра «Хорошо - плохо»

Мир не плох и не хорош –

Объясняю и поймешь

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения и ловкости

Ход игры

Дети сидят в кругу, психолог загадывает тему обсуждения. Дети передавая мяч по кругу, рассказывают, что на их взгляд хорошо, а что плохо в природных явлениях.

Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли, но плохо: намочит нас, бывает холодным…

 Город – это хорошо: я живу в городе, можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо  - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно….

Зима – это хорошо: можно кататься на санках, очень красиво и весело, можно лепить снеговика и играть в снежки, но плохо – очень холодно, сильный ветер, метель…


Игра «Вчера, сегодня, завтра»

То. Что было, то, что будет

Каждый помнит – не забудет

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи

Ход игры

Психолог бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы:

 Ты ответь мне, будь добра,

Что ты делала вчера?

Все ли сделал что хотел?

За сегодня что успел?

Я еще узнать хотела –

Что ты завтра будешь делать?

Дети, возвращая мяч психологу, отвечают на вопросы.

Вариант 2:

Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что может быть завтра (все может быть как реальным, так и вымышленным)


Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходит прочь

Провожать их не спеши

Что ты делал расскажи

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление название частей суток, их последовательности, развитие внимания и ловкости

Ход игры

Перебрасывая мяч различными способами дети отвечают на вопросы психолога и рассказывают то, что они делали утром, днем и  что планируют делать вечером, ночью.

 - что ты делал утром?

- что  ты делал вечером?

Варианты:

  - назови соседей «утра»

- сначала вечер, а потом?...

- назови пропущенное слово: «мы завтракаем утром, а обедаем…»


Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

В календарь не зря глядели –

Все мы помним дни недели

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка

Ход игры

Дети становятся в круг. Психолог бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: « Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…» Дети по  очереди называют дни недели, передавая мяч друг другу.

Усложнение:

Дети и психолог встают в круг, психолог называет каждый день недели ударяя мячом об пол «понедельник», «вторник» вместо  следующего дня недели психолог называет имя ребенка: «Саша!», ребенок подхватывает мяч и продолжает называть дни недели, хлопая мячом об пол.


Игра «Месяцы их последовательность»

Месяц к месяцу встает

 каждый всех их назовет

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка

Ход игры

Дети и психолог встают в круг, психолог с детьми называют все месяца ударяя мяч об пол «январь», «февраль»….. вместо  следующего дня недели психолог называет имя ребенка: «Саша!», ребенок подхватывает мяч и продолжает называть дни недели, хлопая мячом об пол.


 Игра «Что за чем»

Что за чем у нас идет

Каждый год и круглый год

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления

Ход игры

Играющие встают в круг, психолог бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы: например, «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов:

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяца…

Назовите первый месяц весны…

Каким месяцем заканчивается осень?

С какого месяца начинается осень…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре "Равновесие, прыжки, перебрасывание мячей"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре "Равновесие, прыжки, перебрасывание мячей"...

Пальчиковые игры и игры с массажным мячом для развития мелкой моторики рук (младшая группа)

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже ...

Игры по развитию речи с перебрасыванием мяча.

В данном материале представлена коррекционная работа с детьми по развитию речи в нетрадиционной форме....

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…)

Ход игры. Логопед бросает мяч ребѐнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребѐнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].При...

Авторская дидактическая игра "Играем с разноцветными мячами".

Эту дидактическую игру можно применять во всех образовательных областях....