Оздоровительная программа "Малыш-крепыш"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

Московкина Татьяна Владимировна

Оздоровительная программа .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_programma_malysh-krepysh.docx62.21 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы детского сада по вопросам оздоровления  детей дошкольного возраста из группы риска по заболеванию туберкулезом.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Дошкольный возраст-  это важный период, когда развиваются двигательные качества и навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, период, когда закладывается основы здоровья будущего взрослого человека.

За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в здоровья и  хронические заболевания.

Проанализировав состояние здоровья детей в нашем детском саду, мы попытались определить  причины  заболеваемости:

  1. Ухудшающая экологическая и социально- экономическая ситуация страны в целом и семьи способствует понижению уровня здоровья детей.
  2.  В нашем регионе суровые климатические условия, резкие перепады  температур, организм ребенка не успевает адаптироваться к погодным условиям.
  3.  Нарушена структура питания детей, что приводит к нарастанию числа зависящих от питания заболеваний.
  4.  Происходит замедление физического развития детей, что  приводит: увеличилось количество детей с врожденной патологией нервной системы, со сниженным иммунным статусом организма.
  5.  Уровень санитарной грамотности родителей не отвечает современным требованиям.
  6.  Усиливается распространенность рискованных форм сексуального поведения, употребление наркотических и токсических веществ, алкоголизма и табакокурения, увеличилось количество « неблагополучных семей».
  7.  Низкое качество проведения физкультурных занятий, малая активность детей в течение дня. Сокращение длительности прогулок.
  8.  Отсутствие лечебно- профилактических мероприятий.
  9.  Недостаточная работа с родителями.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:

Совершенствовать  физкультурно-оздоровительную работу с детьми из группы риска по заболеванию туберкулезом. Оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни.

                                                                                                 

ЗАДАЧИ:

  1. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
  2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
  3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
  4. Сохранение уровня позитивного здоровья за счет программных мероприятий. Создание условий для рациональной двигательной активности детей в повседневной жизни.
  5. Развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков.
  6.  Организация полноценного питания.
  7. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей из группы риска по заболеванию туберкулезом.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

1.научности (использование научно - обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

2.доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

3.активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

4.сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

5.единства диагностики и коррекции

 ( правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики;  планирование методов и способов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

6. систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично);

7. целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);

8.оптимальности и адресности ( разумно сбалансированные величины психофизических нагрузок).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Повышенин уровня здоровья детей.

2.Овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни.

3.Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.

Специалисты, задействованные в решении задач.

Заведующая детским садом.

Заведующая детской поликлиникой.

Старшая медсестра детского сада.

Фтизиатр.

Старший воспитатель.

Воспитатели.

Психолог.

Логопед.

Инструктор по физической культуре.

Музыкальный руководитель.

РАБОТА С КАДРАМИ:

Цель: совершенствование профессионального мастерства воспитателей в организации работы по физическому воспитанию с детьми и родителями.


Планирование и проведение работы с педагогами.



Педсоветы.



Теоретические и практические семинары.



Консультации.



Дискуссии.



Панорама педагогических идей.



Школа творчества (открытые просмотры).


Исходя, из цели были определены следующие задачи:

1.Способствовать преодолению сложившихся стереотипов в организации работы с детьми по физ. воспитанию.

2.Актуализировать потребность воспитателей в приобретении теоретических знаний в области инновационных методик физического воспитания.

3. Актуализировать потребность воспитателей в практическом овладении техники физических упражнений.

4.Побуждать воспитателей к созданию развивающего пространства.

5.Обучать воспитателей планированию работы с детьми по физ. воспитанию.

6. Обучать воспитателей способности отслеживать результаты работы с детьми, приемам диагностики.

7. Обогащать представления воспитателей о формах работы с родителями по физ. воспитанию.

Контроль.

  1. Систематический
  2. Предупредительный
  3. Фронтальный
  4. Тематический
  5. Сравнительный

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ.

Цель: Познакомить родителей  с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по физическому воспитанию.


Заполнение социальных паспортов.



Анализ и корректировка работ.


        


Просветительство.


        


Обучение практическим умениям.


        


Вовлечение в образовательный процесс.


        

Работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Наш детский сад знакомит родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания, проводит с родителями досуги и другие мероприятия. Родители получают теоретические знания и о развитии ребенка, детских болезнях, об организации выходного дня, об оказании первой помощи пир неотложных состояниях и пищевых отравлениях. В группах имеются почтовые ящики для вопросов родителей, анализируя которые мы организуем работу семьей. На протяжении последних лет мы приводим дни открытых дверей, где родители имеют возможность принять участие в дошкольной  жизни своего малыша. Одним из компонентов совместной работы педагогов с родителями является составление плана по обеспечению здорового образа жизни.


РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Цель:  Создание условий для рациональной двигательной активности детей в повседневной жизни. Развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков.


Наблюдения за играми, продуктивной деятельностью.



    Анализ и корректировка работ.



Специально организованное обучение.


        


Совместная деятельность детей.


        


Самостоятельная деятельность детей.


Полноценное и разностороннее физическое развитие и воспитание детей невозможно без правильно организованной двигательной деятельности. Чтобы это обеспечить. Мы создали определенную среду. В которой, ребенок имеет возможность удовлетворять свою потребность в движении:

  1. Пополнили спортивный инвентарь: педагоги творчески используют изготовленное своими руками и руками родителей нетрадиционное оборудование: Набивные мячи. Коврики для профилактики плоскостопия, игрушки самоделки для развития мелкой моторики рук, плетеные косички и т.д.
  2. Летом на участке действует тропа здоровья(ходьба босиком по гальке, песку, траве, шишкам)
  3. На участке каждой возрастной группы установили разнообразное оборудование позволяющее детям активно двигаться: бревно, дуги, колеса, качели, лесенки.
  4. Приобрели кварц.
  5. Решили проблему мебели за счет ростовых показателей.

Деятельность детского сада по обеспечению сохранности физического и психологического здоровья детей конкретизируется в следующих разделах:

Iраздел:      Лечебно - профилактическая работа.

IIраздел: Обеспечение психологической безопасности личности и укрепление
здоровья детей.

,/Ш раздел:    Оздоровительная направленность образовательного процесса.

 I раздел: "Лечебно - профилактическая работа".

1.)   Закаливающие мероприятия основываются на следующих принципах:

индивидуальный подход (учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей

ребёнка, перенесённых заболеваний, группы здоровья).

комплексное воздействие на организм ребёнка (контрастные воздушные ванны в

сочетании с гимнастическими упражнениями, водными процедурами).

систематичность, последовательность, вытекает из правила физиологии - слабые раздражители помогают деятельности функциональной системы, сильные -противодействуют, а сверхсильные - могут вызвать противоположный эффект.

постепенное расширение зон воздействия и увеличение времени проведения процедур;

учёт эффективности;

ведущий принцип, физиологически обоснованный, заключается в применении контрастного воздушного закаливания (холодные и тепловые t" воздействия).

Несложный физиологический анализ показывает, что в таком случае аппарат физической терморегуляции получает возможность более адекватного взаимодействия с постоянно изменяющейся t° окружающей среды. Потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшается деятельность эндокринных желёз, сердечно-сосудистой системы. В крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина.

 Виды закаливания используемые в ДОУ

  1. Контрастное воздушное. Применение контрастных воздушных ванн в дополнении к прогулкам и другим способам закаливания, повышает устойчивость терморегуляторного аппарата ребёнка.
  2. Ходьба босиком. Тренировка рефлекторной связи температурных рецепторов на подошвенной поверхности стопы со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей.
  3. Ходьба босиком по разным видам почвы.        
  4. Сон без маечек и контрастное воздушное закаливание в постели (перед сном или после сна). Повышает тонус нервной системы, улучшается деятельность эндокринных желёз, сердечно-сосудистой, дыхательной систем.

Полоскание рта и горла

а) кипячёной водой комнатной температуры. Клокочущая вода оказывает массирующее действие на слизистые оболочки полости рта, миндалин, задней стенки глотки,

б)        полоскание сначала теплой затем прохладной ;

в)        полоскание горла солевым раствором;

г)        полоскание горла настоем трав.

Ходьба по мокрым дорожкам

 Одновременно закаливание стоп и носоглотки, профилактика воспаления носоглотки при переохлаждении стоп.

Рижский метод закаливания. Происходит усиление функции терморегуляции. -"Топтание" в тазике с водой и ходьбой по гигиеническому коврику, покрытому сухой простыней.

Контрастное закаливание стоп водой по окончании - гимнастика.

Обширное умывание

Прогулка в помещении с открытым окном

Фитолечение. Проводится с сентября по май. Полоскание горла настоем трав,
использование в меню травяных чаев.

Витаминотерапия – поливитамины.

Натуропатия - дыхательная гимнастика, носовое дыхание, чеснок, чесночные
гренки.

Саиэпидрежим - жесткий режим проветривания, влажной уборки, кварцевания.

II раздел: "Обеспечение психологической безопасности личности и укрепление здоровья детей"

Задачи данного раздела:

  1. Создание условий для реализации  потребности к двигательной   активности  в повседневной жизни.
  1. Выявление интересов, склонностей, способностей детей в двигательной активности.
  1. Совершенствование (формирование) двигательного анализатора и развитие резервных возможностей организма, т.е. повышение работоспособности.
  1. Нормализация деятельности отдельных отделов и функциональных систем, а также возможную коррекцию врождённых или приобретённых дефектов физического развития.
  1. Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций,
    способствующих охране и укреплению психического здоровья.
  2. Создание предметно-развивающей среды для преодоления враждебности окружающей ребёнка среды (не ограничен доступ к игрушкам, продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствие необоснованных запросов и т.д.).
  3. Создание необходимых условий для реализации естественной потребности в движении. Жизненно важное значение имеют движения для развития физиологических систем растущего организма и эффективное оздоровительное влияние циклических упражнений, в первую очередь оздоровительного бега, на все функциональные системы, биохимические процессы и психические функции.
  4. Соблюдение режима проветривания и гигиенических требований.
  5. Отсутствие интелектуально-физических и психо-эмоциональных перегрузок через рационально   построенный   режим   жизнедеятельности   детей,   разнообразие   будней.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - всё это рождает у детей комплекс не свободы и служит стрессовым фактором. Режим ДОУ должен быть многовариантным, учитывающий все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду; отсутствие достаточного количества персонала; карантины и периоды повышенной заболеваемости; каникулы. Такой режим принято называть гибким, так как в нём продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию. В ДОУ необходимо иметь 4-5 вариантов гибкого режима.

  1. Необходимая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе, закаливающие мероприятие.

Внутренние источники психологической безопасности ребенка:

Отсутствие у ребёнка комплекса неполноценности на фоне других детей, создание длякаждого ребёнка ситуации успеха.

Патология физического развития, например, нарушение звукопроизношения, нарушения осанки также может вызвать чувство неполноценности.

Индивидуально -личностные особенности ребёнка.

III раздел: "Оздоровительная направленность образовательного процесса"

Комфортное для психологического состояния детей организация режимных моментов.

Система профилактики психоэмоционального состояние детей средствами физического воспитания: психогимнастика: специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние; рефлексия; массаж; водные процедуры.

Арома- и фитотерапия - путём подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжений.

Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.

Музыкальная терапия - регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.

Физическая нагрузка должна быть адекватной: возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития, биологической зрелости, здоровью.

Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими мероприятиями.

Обязательных включений в комплекс физического воспитания элементов: дыхательной гимнастики, носового дыхания,  упражнений для повышения выносливости кардио-респнраторной системы (медленный бег, ходьба, приседания.)

Повышение двигательной активности детей за счет:

а)        количества   физкультурных   занятий   -   3   в   неделю  

б)        организация "дней здоровья";

в)        прогулки в помещении в холодное время года.

Обеспечение максимальной подвижности в условиях группы.

Самообразование  каждого  сотрудника  (ориентация  на современные  достижения психологии, педагогики, медицинской науки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми

В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...

Педагогическая копилка. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна в группе оздоровительной направленности.

Уважаемые коллеги!  Я хочу поделиться с вами педагогической  копилкой, которую собирала не только я, нои мои коллеги: Рачева Татьяна Алексеевна, Пинигина Светлана Владимировна, Герасименоко ...