Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки.
материал (физкультура, подготовительная группа) по теме

Петякова Валентина Леонидовна

Комплексы   упражнений   лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное  дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Азановский   детский  сад «Колосок»,  Медведевского  района,  Республики                                 Марий Эл.

                                                             

                                                   

                                     

« Комплексы   упражнений   лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки»

                               Подготовила: воспитатель  1 категории

                                                      Петякова Валентина Леонидовна                

                                                                                                             с.Азаново 2012 г.

                                         

                                        Комплекс №1

  Содержание упражнения

Дозировка, темп

    Методические

     рекомендации

                                 Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин)

1.Принять правильную осанку       стоя у стены: с открытыми глазами;

постоять и запомнить свои ощущения с закрытыми глазами

  1 мин.

 

Выполнять без излишнего напряжения мышц.

2. И.п. – лёжа   на спине, руки вдоль туловища;

1 – 4 – повороты головы вправо-влево.

 2-3 раза,

медленный.

Глаза открыты.

Дыхание произвольное.

Ухом коснуться пола.

3. И.п. - то  же;

1-2 -  руки  через стороны вверх, потянуться – вдох;

3-4 – и.п., расслабиться - выдох.

2-3 раза,

медленный.

С удовольствием

потянуться.

4. И.п. – то  же,  кисти рук к плечам;

1 - свести локти вперёд – выдох;

2 – локти в стороны, слегка прогнуться в грудном отделе  -

вдох

3 раза, средний.

Следить за дыханием, прогибаясь, плечи приподнять от пола.

5. И.п. – то же, руки в стороны, ладони  вверх;

1 -  отвести   правую ногу  в сторону;

2 – вернуться в и.п.;

3-4 – то же  левой ногой

2 -3 раза каждой ногой, средний.

 При выполнении упражнения носок на себя.

                                 Основная часть  занятия ( 15 – 18 мин.)

6. И.п. – то же, кисти рук под шею;

1 – согнуть  носки стоп на себя;

2 – разогнуть, оттянуть носки.

 4 -6 раз,    средний.

При кифозе  -  валик  под грудной отдел позвоночника, локти  в стороны, «держат пол» - от  пола не отрываются.

7. И.п. – то  же;

1 – одновременно  согнуть ноги, стопы поставить на пол;

2 – вернуться  в и.п.

6 раз, средний

Упражнения  7-8 направле-ны  на укрепление мышц брюшного пресса.

8. И.п. – то  же, руки вдоль туловища;

1 – одновременно развести ноги и руки в стороны;

2 – вернуться в и.п.

 4-6 раз, средний.

При  выполнении упражне-ний  стопы пола  не касаются.

9. И.п. – то  же;

1 – 4 – самовытяжение, кисти рук  тянутся  вверх, пятки вниз;

5 – 8 – руки через стороны вниз, стопы в стороны, расслабиться.

3-4 раза, медленный.

Большой  палец  сжать  в кулаке. Стремиться  пояс-ницу  прижать  к полу. Остаться в и.п., затем перевернуться  на  живот.

10. И.п. – лёжа на животе;

1 – 4 – руки  выполняют  движе-ние, как при плавании брассом;

5  - 8 -  «крокодил», расслабиться

3-4 раза, средний

Ноги лежат на полу. Сильно не прогибаться.             В «крокодиле» голова меняет положение – пово-рот   влево, затем вправо.

11. И.п. – то же, кисти рук под подбородок;

1 – отвести правую ногу назад;

2 – и. п.;

3 - 4  - то  же левой

 3-4 раза, медленный.

Отводя ногу, носок  на себя. Амплитуда движения средняя.

12. И.п. – то же, руки в стороны, кисти  на ребре ладони, большой палец отведён;

1 – приподнять  туловище;

2 – и. п.

 4-6 раз, средний.

Надплечья  на одной линии, голова и туловище по средней линии.

13. И.п. – стоя на четвереньках;

1 – согнуть  руки, подбородком коснуться пола;

2 – вернуться в и.п.

3-4 раза, медленный.

Локти в стороны, макси-мально  свести лопатки. Вначале  можно касаться носиком

14. Игра малой подвижности «Солнечные ванны для гусеницы». До начала игры дети выполняют перекаты вправо – влево  самостоятельно – маленькие  гусеницы.

Правила игры. Дети ложатся в один ряд на спину так, чтобы кисти рук каждого последующего ребёнка держали голеностопы предыдущего. У первого ребёнка руки подняты вверх. По первому сигналу инструктора дети одновременно перекатываются в правую сторону на живот, по второму сигналу дети перекатываются на спину  и живот, по третьему сигналу – на спину – живот – спину. Всё  то же повторяется в левую сторону. Дети создали  гигантскую гусеницу, загорающую на солнце. Отмечают всех детей, не опустивших руки и правильно выполнивших перекат (без скручивания туловища). При повторном проведении игры можно выполнять перекаты  в каждую сторону на столько счетов, на сколько позволяют размеры зала.

                                 Заключительная часть (2-3 мин.)

15.И.п. – сидя  спиной  к мячу большого диаметра, обхватив его  руками, ноги согнуты;

1 - 3 – разгибая ноги, лечь спиной  на мяч, полежать;

4 – и. п.

4-6 раз, медленный.

До 30 сек.

Движения плавные, стопы всё  время стоят на полу.   В первый раз инструктор подстраховывает каждого ребёнка.

16. И.п. – основная стойка; кисти  рук к плечам;

1 -4  - круговые движения  руками назад.

2-3 раза, средний.

Смотреть прямо ( в зеркало).

17. И.п. – основная стойка;

1 – принять правильную осанку у стены;

2 – шаг вперёд, сохраняя правильную осанку;

3 – и. п.

4 – шаг вперёд, осанка непринуждённая.

2-3 раза, медленный.

Избегать излишнего напряжения мышц.

Подбородок поднят.

                                                                                                                                      .                                              Комплекс №2

    Содержание упражнения

Дозировка, темп

    Методические

     рекомендации

                              Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин)

1. И.п. – основная стойка у опоры. Принять правильную осанку. Ходьба до зеркала, контролируя осанку.

 1 мин.

Положение тела не должно быть чрезмерно  напряжён-ным.

2. И.п. – лёжа  на спине, руки вдоль туловища;

1 – 4 – наклоны головы  вправо-влево.

2-3  раза   в каждую сторону, медленный.

 Туловище расслаблено.

3. И.п. – лёжа на спине, в руках гимнастическая палка;

1 – руки вверх – вдох;

2 – и.п., палка вниз – выдох.

3-4 раза, средний.

Кисти касаются пола, когда руки выполняют движение вверх.

4. И.п. – то же, руки согнуты перед  грудью  с  гимнастичес-кой  палкой;

1 – руки  вперёд;

2 – и.п.

4-6 раз, средний.

Локти  точно  в сторону.

5. И.п. – то же, руки вверх;

1 – отвести правую ногу  в сторону;

2 – вернуться в и.п.;

3 - 4 – то же левой.

2-3 раза каждой ногой, средний.

Носок на себя., амплитуда движения  средняя.

6. И.п. – то же;

1 – руки вниз, согнуть ноги, подтянуть  к груди, поставить стопы на гимнастическую палку;

2 – вернуться в и.п.

2-3 раза, средний.

«Обезьянка», сгруппироваться. Дыхание правильное.

                                        Основная часть занятия ( 18-20 мин.)

7. И.п. – то же, руки в стороны, ладони на полу, ноги согнуты;

1 – приподнять  туловище, свести  лопатки;

2 – вернуться в и.п.

4-6 раз, средний.

Осуществлять  небольшое  прогибание  туловища  в грудном  отделе  позвоночника.

8. И.п. – то же, кисти под шеей;

1 – 4 – « велосипед»  вперёд;

5 – 8 – « велосипед»  назад

3-4 раза, средний.

Дыхание  произвольное. Обязательно работает стопа. Стремиться разгибать ноги в коленных  суставах.

9. И.п. – то же;

1 – 4 – самовытяжение;

5 – 8 – расслабиться.

3-4 раза, медленный.

Большой палец в кулаке, стопы на себя.

10. И.п. – то же, кисти под шею;

1 – поднять прямые до угла            40®-45®;

2 – вернуться  в и.п.

6-8  раз, медленный.

Носки на себя. Дыхание произвольное, свободное.

11. И.п. – то же, руки вдоль туловища;

1 – 4 – круговые вращения стопами наружу;

5 – 8 – круговые вращения стопами  внутрь.

6-8 раз, медленный.

Полная амплитуда движения.

12. И.п. – лёжа на животе;

1 – 6 – плавание  брассом;

7 – 8 – расслабиться.

4-6 раз,  средний.

Туловище сильно  не проги-бается. Дыхание  произволь-ное.   Больше   тянуться  руками  вперёд.

13. И.п. – то же, кисти под подбородком;

1 – отвести ноги назад;

2 – развести ноги;

3 – соединить ноги;

4 – и.п.

4-6 раз, средний.

Носки  ног  на себя. Руки лежат  на полу. Дыхание свободное.

14.  И.п. – «крокодил» .

15. И.п. – то же, руки в стороны, ладони на  рёбрах;

1 – прогнуться, кисти к плечам;

2 – и.п.

4-6 раз, медленный.

Лопатки соединить, голова и туловище на одной линии.

16. И.п. – кисти под подбородок;

1 – 4 – горизонтальные «ножницы»;

5 – 6 – расслабиться.

3-4 раза, средний.

Ноги прямые, подняты невысоко.

17. И.п. – стоя на четвереньках;

1 – 4 – проползти под забором вперёд;

5 – 8 – то же назад.

2-3 раза, медленный.

Ноги остаются на месте, движение выполняют  руки и  туловище.  Дыхание произвольное.

18. Игра средней подвижности «Быстрая черепаха» (мини- эстафета).                   Правила игры.  Дети делятся на две команды, встают на стартовой линии на четвереньки. На спине у первых игроков  каждой команды  панцирь – большая  мягкая игрушка. По сигналу  инструктора  необходимо быстро пройти (пробежать на  четвереньках) до отметки 3-4 м, развернуться и вернуться  обратно, передав панцирь партнёру по команде. Выигрывает команда, первой  закончившая эстафету  и не уронившая панцирь. Отмечаются игроки, ровно державшие спинку и  быстро передвигавшиеся.

                                   Заключительная  часть  занятия (3-4 мин.)

19. И.п. – сидя спиной  к мячу большого диаметра;

1 – лечь на мяч, руки вверх, расслабиться;

2 – и.п.

3-4  раза, медленный.

Ноги стоят на полу на шири-не  плеч. Инструктор может покачать ребёнка на мяче.

20. И.п. – стоя, руки к плечам;

1 – прогнуться;

2 – соединить локти на уровне глаз

3-4 раза, средний.

Только в грудном отделе, живот подтянут.

21. Принять  правильную осанку у опоры и без неё.

20-30 сек.

Улыбнуться.

                                             Комплекс №3

    Содержание упражнения

Дозировка, темп

    Методические

     рекомендации

                             Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин)

1. И.п. – стоя;                          коррекция осанки без опоры и  у  опоры

 1 мин.

Непринуждённое, правиль-ное  положение  тела.

2. Ходьба:  обычная;  высоко  поднимая колени; с захлёстом.

 1 мин.

Сохраняя  правильную осанку.

3.И.п. – о. с;

1 - 4 – круговые движения руками назад;

5 – 8 – то же вперёд.

2 раза, средний.

Руки прямые, голова поднята, полная амплитуда движения

4. И.п. – стоя, руки на пояс;

1 – поворот вправо,полуприсед;

2 – и.п.

3 – 4 – то же  влево.

2-3 раза, средний.

При  асимметричной осанке не  используется.

5. И.п. – стоя;

1 – руки в стороны, мах правой в сторону;

2 – руки  за спину;

3 – 4 – то же другой ногой.

3 раза, средний.

Можно выполнять у стены, руки вдоль туловища. Средняя амплитуда маха.

6. И.п. – стоя, руки в стороны;

1 – подняться  на носки, пальцы рук в кулак;

2 – перекат на пятки, пальцы рук врозь.

2 раза, средний.

Дыхание произвольное. Подниматься на носки  и пятки как можно выше.

                                     Основная часть занятия (18-20 мин.)

7. И.п. – лёжа на спине, руки под шею;

1 – 8 – «велосипед»  вперёд,

9 -10 – расслабиться;

1 – 8 – «велосипед» назад;

9 – 10 – расслабиться.

2 раза, средний.

«Низкий велосипед».  Следить за работой стопы. Дыхание свободное

8. И.п. – то же, руки  вдоль туловища;

1 – поднять правую ногу;

2 – поднять левую ногу;

3 – носки  на себя;

4 – и.п.

6-8 раз, средний.

Угол подъёма ног не выше 30° – 40° .  Дыхание произвольное

9. И.п. – то же

«Я на солнышке лежу»

руки полусогнуты вниз  -  в  стороны,

ладони вверх, стопы в стороны, голова набок, глаза закрыты. Расслабиться.

10-15 сек.

Инструктор проверяет качес-тво  выполнения   упражне-ния: невысоко  приподнима-ет  руку или ногу и спокойно отпускает.

10. И.п. – то же, руки в стороны;

1 – сгруппироваться, голова  на полу;

2 – перекат  вправо на бок, руки вверх, ноги вниз, растянуться;

3 – сгруппироваться;

4 – перекат  влево.

4-6 раз, средний.

При плоской спине голова тянется к коленям.  При самовытяжении   туловище не скручивать.  Зафиксиро-вать  положение  на боку. Руки и ноги на одной линии.

11. И.п. – то же, руки в стороны, ладони вверх;

1 – 8 – горизонтальные  «ножницы»

9 – 10 – расслабление.

4-6 раз, средний.

Начинать движение с мини-мального подъёма  и плавно поднять ноги до угла 90°, затем  одновременно опустить  в  и.п.

12. И.п. – то  же,  руки  вдоль туловища;

1 – правая  рука   вверх,  потя- нуться  одновременно с левой ногой, незначительно отведён-ной  в сторону;

2 – и.п.;

3 – 4 – смена положения рук и ног.

2 раза, медленный.

Диагональное  самовытяже-ние. Поясница прижимается к полу. Дыхание свободное. Перекат на живот. Носки  на себя.

13. И.п. – лёжа на животе;

1 – 12 – плавание  брассом;

13 – 16 – «крокодил»

2-3  раза, средний.

Тянуться вперёд.                 Смотреть на кисти.

14. И.п. – то же, кисти под  подбородок;

1 – отвести ноги  назад;

2 – развести  в стороны;

3 – свести;

4 – опустить.

4-6 раз, медленный.

Верхний  плечевой   пояс лежит на полу.                             Спина прямая.

15. И.п. – лёжа на спине;                  «Я на солнышке лежу»

10-15 сек.

Ребёнок перекатом меняет положение  тела.

16. И.п. – лёжа на животе;

1 – 8 –собираем песок и делаем песочную горку;

9 – 10 – «крокодил».

4-6 раз, средний.

Одновременное движение руками через стороны к груди. Стопы лежат на полу.

17. И.п. – то же, кисти под подбородок;

1 – 6 – горизонтальные «ножницы» ногами;

7 – 8 – расслабление.

2-3 раза, средний.

Ноги  прямые.                           Дыхание свободное.

18. Игра малой  подвижности « Ель, ёлка, ёлочка». Первый раз целесообразно выполнять с опорой на стену.                                                                                                   Правила игры.  Дети свободно располагаются по залу, так, чтобы каждый  мог видеть  себя в зеркало. Инструктор: «На прогулке в лесу мы с вами встретили стройную и высокую ель». При этом дети принимают правильную осанку, макушкой  тянутся к потолку. «А рядом по соседству ёлка- зелёная  иголка  рас-правила  пушистые  ветви» - дети  выполняют  полуприсед, колени  в  стороны, руки  слегка  отведены  от туловища.  «Ой, ребята, аккуратнее, вот и младшая  сестричка  - ёлочка»  - дети  выполняют  полный  присед, колени  разведены, руки  в стороны  под  углом  45  градусов. Отмечаются  дети  с прямой  спинкой, правильно  выполнившие  задание. Игра  повторяется  2-3  раза.

                                       Заключительная часть занятия (5 мин.)

19. И.п. – сидя спиной  к мячу большого  диаметра;

1 – 4 – лечь на мяч спиной, попружинить;

5 – 6 – и.п.

4-6 раз, медленный.

Лёжа на мяче, руки вверх или вверх – в стороны, голо-ва   лежит  на мяче.  Инструк-тор индивидуально выполня-ет  то  же  упражнение  с ребёнком  на  мяче  макси- мального  диаметра  в  соче-тании  лёгкой вибрацией.

20. И.п. –стоя; ходьба по следам; ходьба по дорожке  разной жёсткости.

1-1,5 мин.

Следить за осанкой. Положение рук различное

21. Принять правильную осанку у опоры  и без опоры.

1-1,5 мин.

Обратить внимание на осанку других  ребят.

                                          Комплекс №4

    Содержание упражнения

Дозировка, темп

   Методические

     рекомендации

                             Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин)

1. И.п. –  стоя,   принять  правильную осанку  у опоры и без опоры

1 мин.

Выполнять  перед  зеркалом.

2. Ходьба, гимнастическая палка  на лопатках;

на  носках;

на  пятках.

20-30 сек.

Смотреть прямо перед собой. Следить за положением  палки.

3. И.п. – стоя, гимнастическая палка на руках внизу;

1 – руки  вверх;

2 – руки  за голову;

3 – руки  вверх;

4 – и.п.

4-6 раз, средний.

Следить за осанкой.

4. И.п. – стоя, руки  вверх;

1 – наклон  вправо

2 – и.п.

3 – наклон  влево

4 – и.п.

2-3  раза   в каждую сторону, средний.

Руки над головой, потянуть боковые  поверхности  туловища.

5. И.п. – то же, руки вниз;

1 – присед, колени врозь,  руки  вверх;

2–3 –сохранить это положение;

4 – вернуться  в и.п.

3-4 раза, медленный.

В приседе  держать  спину ровно, смотреть  в зеркало.

6. И.п. – стоя, руки прямые, гимнастическая  палка  за спиной;

1 – отвести руки назад, соединить  лопатки;

2 – вернуться в  и.п.

3-4 раза, средний.

Удерживать  туловище ровно, плечи не поднимать.

                                      Основная часть занятия (18-20 мин.)

7. И.п. – лёжа на спине, руки  с гимнастической  палкой  вверх;

1 – 8 – «велосипед»  вперёд;

9 -10 – расслабление ;

1 – 8 – «велосипед»  назад;

9 – 10 – расслабление.

2-3 раза, средний.

В период расслабления руки отпускают  гимнастическую палку.

8. И.п. – то же, гимнастическая      палка  в согнутых  руках  на груди, ноги согнуты, стоят  на полу.

1 -2 – сед, руки вверх и за голову;

3 – 4 – вернуться  в и.п.

                              4-6 раз, средний.

 Потянуться  руками вверх. Дыхание  произвольное.

9. И.п. – то же, руки вверх;

1 – поднять правую  ногу;

2 – поднять  левую  ногу;

3 – носки  на себя;

4 – и. п.

6-8 раз, средний.

Колени прямые.  Дыхание произвольное.  Плавно опускать  ноги   в  и.п.

10. И.п. –то же, руки в стороны, ноги  на ширине плеч, стопы на себя, палка на голеностопных суставах;

1 –приподнять гимнастическую палку;

2 – вернуться  в и.п.

4-6 раз, средний.

Амплитуда минимальная. Работают мышцы брюшного пресса.

11. И.п. – то же

«Я на солнышке лежу»

10-15 сек.

Расслабиться.

Перевернуться на живот.

12. И.п. – лёжа на животе, руки вверх  с гимнастической палкой;

1 – 3 -  приподнять  и удержать руки  и туловище;

4 – и.п.

8-10 раз, средний.

Смотреть на палку, сильно не запрокидывая голову назад. Дыхание  произвольное.

13. И.п. – то же, кисти под подбородок (без гимнастичес-кой  палки);

1 – отвести  ноги назад;

2 – развести в стороны;

3 – соединить ноги;

4 – вернуться в и.п.

6-8 раз, средний.

Носки  на протяжении  всего упражнения на себя.

14. И.п. – то же,  гимнастичес- кая   палка  на лопатках;

1 – 3 – прогнуться;

4 – вернуться  в  и.п.

6-8 раз, медленный.

Смотреть  на пол. Амплитуда движения малая.

15. И.п. – лёжа  на животе, «крокодил»

10-15 сек.

16. И.п. – то же, кисти рук под подбородок;

1 – 4 – сгибая  ноги  назад, коснуться  пятками  ягодиц.

2 раза, средний.

Игровое упражнение, продолжающее отдых.

17. И.п. –то же, гимнастическая палка сзади  в прямых  руках;

1 – прогнуться, отвести  руки  назад;

2 – и.п.

8-10 раз, средний.

Невысокий  подъём  туловища  и рук.            Дыхание  произвольное.

18. И.п. – стоя на коленях, руки с гимнастической  палкой сзади, хватом сверху;

1 – небольшой  наклон тулови- ща  вперёд, руки  назад;

2 – и.п.

3-4 раза, медленный.

Угол  наклона  5° - 10° . Работают  мышцы  брюшного пресса  и  туловища.         Спина прямая.

19. Игра  средней подвижности «Весёлые медвежата» (мини-эстафета).      Правила  игры.  Дети  делятся  на две команды  и  выстраиваются  на  стартовой линии, сидя на ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу  инструк- тора  первые  игроки  начинают двигаться на ягодицах вперёд  до касания  с огра- ничителем  (8-10 шагов)  и возвращаются  обратно, передав  эстафету  партнёру  по  команде. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Отмечаются  все  дети, державшие  спинку  ровно.

                              Заключительная часть занятия (5мин.)

20. И.п. – о.с.

Встряхнуть попеременно ноги.

2-3 раза, средний.

После эстафеты  расслабить ноги, восстановить дыхание.

21. И.п. – стоя;

1 – правая рука вверх, левая рука в сторону, подняться  на носки;

2 – и.п., расслабиться;

3 – левая рука вверх, правая  в сторону, подняться  на носки;

4 – и.п., расслабиться.

3-4 раза, средний.

Внимательно выполнять упражнение  перед зеркалом, чтобы ребёнок себя контро-лировал.

22. Принять правильную осанку. Рассказать, в каком положении должны находиться  голова, плечи, спина и т.д.

3 мин.

Каждый ребёнок должен  рассказать о правильном  положении тела.

                                         Комплекс №5

    Содержание упражнения

Дозировка, темп

       Методические

        рекомендации

                       Подготовительная  часть занятия (4-5 мин.)

1. И.п. – о.с.

Принять правильную осанку перед зеркалом, без опоры.

30 сек.

Стоять непринуждённо,    сделать   несколько   произвольных  шагов  и опять проверить осанку.

2. Ходьба:  обычная;

со  сменой направления и положения рук.

1 мин.

Положение рук: в стороны,  на пояс, сзади в замок и т.д.

3. И.п. – стоя, мяч в руках;

1 – руки вверх, потянуться, подняться  на  носки.

2 – вернуться в и.п.

3-4 раза, медленный.

Посмотреть на мяч.            Дыхание произвольное.

4. И.п. – стоя, мяч вверху;

1 – 2 – наклон  вправо;

3 – 4 – наклон  влево.

2-3 раза     в каждую сторону, средний.

Мяч  строго  над  головой, ноги  могут  быть  слегка согнуты.

5. И.п. – стоя, мяч перед  грудью  в  согнутых руках;

1 – сгибая колено, выбить мяч из рук;

2 – поймать  мяч;

3 – 4 – то же другой ногой.

2-3 раза каждой ногой, средний.

Стремиться  поймать мяч.

                                          Основная часть занятия (20 мин.)

6. И.п. – лёжа  на спине, мяч обхватить  стопами;

1 – согнуть  ноги  к груди   в коленках и тазобедренных суставах;

2 – выпрямить вперёд;

3 – согнуть;

4 – и.п.

6-8 раз, средний.

Дыхание  произвольное. Положение рук различное.

7. И.п. – то же, руки вперёд с мячом;

1 – коснуться носками прямых ног  мяча;

2 – и.п.

6-8 раз, средний.

Колени прямые. Работают мышцы брюшного пресса. Дыхание произвольное.

8. И.п. – то же;

«Я на солнышке лежу».

10-15 сек.

Расслабиться.

9. И.п. – то же, ноги согнуты в тазобедренных суставах, мяч в голеностопных суставах, руки в стороны, ладони вверх;

1 – опустить ноги вправо;

2 – и.п.

3 – то же влево

4 – и.п.

4 раза в каждую  сторону, медленный.

Сохранять  угол   в тазобедренных   суставах, равный 90°.     Плавно опускать  ноги.

10. И.п. – лёжа, кисти  рук  к плечам, ноги  согнуты, стоят  на полу, колени  держат  мяч среднего   диаметра;

1 – сесть, коснуться  мяча грудью;

2 – и.п.

4-6 раз, средний.

Руки  всё  время  в стороны, локти  не  сводить.                 Дыхание произвольное.

11. И.п. – лёжа, руки  вверх  с мячом;

1 – 4 – потянуться, носки  на себя;

5 – 8 – расслабиться.

2-3 раза, медленный.

Во  время  расслабления мяч  можно  не держать. Перевернуться  на живот.

12 И.п. – лёжа на животе, руки согнуты  с мячом;

1 – 8 – прогнуться, отталкивая мяч  партнёру или инструктору;

9 – 10 – расслабиться.

4-6 раз, средний.

Выполнять  8  отталкиваний мяча, удерживая туловище в разогнутом  положении.

13. И.п. «крокодил».

10-15 сек.

14. И.п. – то же, кисти  под подбородок, ноги  в стороны, между  стопами  мяч большого диаметра;

1 – ноги через стороны вверх положить  на мяч;

2 – и.п.

8-10 раз, средний.

Удерживать ноги на мяче  и не  скатываться в сторону.

15. И.п. – то же, руки  вверх  с мячом;

1 – прогнуться;

2 – вернуться в и.п.

10-20 раз, средний.

Амплитуда  небольшая.

16. И.п. – то же, мяч  в голеностопных  суставах;

1 – согнуть ноги;

2 – и.п.

4-6 раз, средний.

Общеразвивающее                 упражнение.                                       Дыхание  произвольное.

17.Игра  малой  подвижности  «Солнечный зайчик».                                                               Правила  игры.   Дети лежат  на спине, телами  образуя  круг – зеркало . У капита-на   в руках мяч – солнечный зайчик. По сигналу инструктора  ребёнок- капитан садится  и передаёт  мяч в руки партнёру, а сам  ложится в и.п. Игра  заканчивает-ся, когда мяч опять попадёт в руки капитана. Игру проводят  3-4 раза. Можно чередовать передачу  мяча руками  и ногами. Учитывается общее  время, в течение которого солнечный зайчик пробежит полный  круг. Отмечаются дети, быстро и красиво выполнившие движение.

18. И.п. – сидя на ортопедичес- ком  мяче;

1 – 4 – прыжки;

5 – 6 – отдых.

2-3 раза, быстрый

Ноги  всё  время  соприкасаются  с полом.

19. И.п. – то же, руки на пояс;

1 –8 –перекаты с пятки на носок

4-6 раз, медленный.

Следить  за осанкой.

                             Заключительная часть занятия (5 мин.)

20. И.п. – сидя спиной  к мячу большого диаметра.

1 – 6 – лечь на мяч спиной, руки вверх;

7 – 8 – и.п.

3-4 раза, медленный.

Растянуть мышцы передней поверхности туловища.       Ноги на  полу.

21. Ходьба: скрёстным  шагом вперёд;

скрёстным   шагом назад.

1-1,5 мин.

Положение  рук  различное, сохранять   правильную осанку, смотреть  в зеркало.

22. И.п. – о.с.;

1 – руки через стороны вверх – вдох;

2 – и.п. – выдох.

3-4 раза, медленный.

Потянуться, подняться   на носки.

23. Принять  правильную  осанку.

Проверить перед зеркалом.

                                     

                                       

                                            Комплекс №6

    Содержание упражнения

Дозировка, темп

      Методические

        рекомендации

                            Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин.)

                                                 1 – 6 – (см. комплекс 3)

                                   Основная  часть занятия ( 20 мин.)

7. И.п. – лёжа на спине, руки  под шею;

1 – 6 – «велосипед»  вперёд;

7 – 12 – «велосипед»  назад;

1 – 8 – отдых.

3-4 раза, средний.

Используются песочные ман- жеты  для лучезапястных суставов  весом 200 г.,  для голеностопных  суставов  весом 300г.

8. И.п. – то  же, руки  вдоль туловища;

1 – руки  и ноги  в стороны – «звёздочка»;

2 – и.п.

4-6 раз, медленный.

Во время выполнения   упражнения  руки и ноги приподнимать  над полом.

9. И.п. – то же, кисти  под  шею, ноги  согнуты, стоят  на полу;

1 – присесть, правым локтем  коснуться  левого колена;

2 – и.п.

3 – 4 – то  же левой рукой

4-6 раз, средний.

При асимметричной осанке не используется.                  Дыхание произвольное.

10. И.п. – то же                                          «Я на солнышке  лежу».

10-15 сек.

Расслабиться.

11. И.п. то же, руки под  шею;

1 – поднять  правую  ногу;

2 – присоединить  левую;

3 – носки  на  себя;

4 – и.п.

4-6 раз, средний.

Дыхание  свободное.                Колени  могут  быть  слегка согнутыми.

12. И.п. – то же, руки вверх, само вытяжение.

Поясница касается пола.  Стопы  на себя.

13. И.п. – лёжа  на животе;

1 – 8 – плавание  брассом;

9 – 10 – расслабиться.

6-8 раз, средний.

Движение рук параллельно полу. Ноги соприкасаются с полом.                                             Дыхание произвольное.

14. И.п. – кисти  рук  под подбородком;

1 – отвести  правую ногу  назад;

2 – и.п.

3 – отвести  левую  ногу  назад;

4 – и.п.

8-10 раз  каждой ногой, средний.

Ногу поднимать до 30°-40°, носки на себя.

15. И.п. – то же, руки в стороны;

1 – 4 – собираем  песок;

5 – 6 - расслабиться

8-10 раз, средний.

Потянуться  в  стороны  и вперёд.  Ноги на полу.

16. И.п. – то же, кисти рук под подбородком;

1 – 4 – горизонтальные «ножницы»;

5 – 6 – отдых, расслабление.

4-6 раз,  средний.

Средняя   амплитуда движения.

17. И.п. – то же;

1 – приподнять одновременно руки  и  ноги;

2 – и.п.

4-6 раз, медленный.

Без  отягощения.  Амплитуда минимальная.

18. И.п. – стоя на четвереньках;

1 – 6 –ходьба на руках, пристав- ными   шагами  по часовой стрелке  и против  часовой стрелки.

2 раза в каждую сторону.

Спина прямая.  «Слоник   в цирке». Колени остаются на месте.

Игра  средней  подвижности  «Гордая цапля» (мини-эстафета).                                        Правила  игры.   Дети делятся на две команды  и встают на стартовой  линии. У капитанов команд на головах надувные кольца, руки на поясе. По сигналу  инструктора  дети быстро перешагивают через мягкие ступени, быстрым  шагом или  бегом (главное – не уронить кольцо) добегают до отметки и возвращаются, передавая кольцо следующим игрокам. Выигрывает команда, первой закончив- шая  эстафету  с наименьшим  количеством штрафных  очков. Каждое потерянное  кольцо – 1 штрафное очко. Отмечают игроков, не потерявших кольцо  и сохранив- ших  при этом правильную осанку. Игра  повторяется  2-3 раза.

                                   Заключительная часть занятия  ( 5 мин. )

                                                     (см. комплекс №3)

 

                                         

                                           

                                              Комплекс №7

    Содержание упражнения

Дозировка, темп

       Методические

        рекомендации

                            Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин.)

1. Ходьба   с сохранением  правильной  осанки;

  на носках;

  на  пятках;

  спиной вперёд.

2. Игра «Ель, ёлка, ёлочка»

 (см. комплекс №3)

                                          Основная  часть занятия ( 15 мин.)

3. Игра  средней  интенсивности  «Коралловые рифы»

- Ребята, наш корабль отправляется к коралловым рифам.                                                   Дети ложатся на спину  в круг  головой к центру, берутся  за руки, ноги  согнуты  в тазобедренных  суставах  под  углом 90 ° – это  штурвал.                                                 – Право  руля!                                                                                                                                                     Дети опускают прямые  ноги вправо.                                                                                                               – Лево  руля!                                                                                                                                                          То  же влево, повторить 4 – 6  раз в  каждую сторону.                                                                                 – Дальше  на корабле  плыть  нельзя, очень  мелко, и мы пересаживаемся  на  водные  велосипеды, чтобы  добраться до атолла – кораллового  острова, где нас ждут  интересные приключения.                                                                                                                Дети  выполняют  движение  «велосипед»   вперёд, руки вдоль туловища, повторить  12 – 16 раз.                                                                                                                                         – Ваши велосипеды стремительно  несутся вперёд, и, чтобы  не врезаться  в остров, надо выполнить  «велосипед» назад на счёт  8 – 10.                                                                     – Вот  мы и добрались  до  острова, полюбуйтесь – какая  красота!                                     Дети  перекатываются  на  живот  вправо, затем  влево  и остаются  лежать  на животе.                                                                                                                                                                    – В  центре  острова  тёплая  и прозрачная вода  тропических морей  с необыкно- венным  животным миром.     Поплаваем в этой воде.                                                                            Дети выполняют движение стиля брасс 8 -10 раз, 2 – 3 подхода

                                -Как  хочется  заглянуть в глубины морские:

                                 Там   увидишь   друзей  ты  тьму,

                                 Больших  и маленьких – разных,  

                                 Но  очень своеобразных .

                                                            (М. Гомболи. Океан )  

Дети  выпрямляют руки  вверх,  кладут правую кисть на левую  и выполняют  вертикальные  «ножницы»  (плавание  под водой)   8 раз, повторить  2 – 3  раза.                  В паузе  отдыха  скользят  под водой.                                                                                                                   – Вынырнули  и легли  на песчаный  берег отдохнуть  - «Я на солнышке лежу»   Из чистого  песка  строим  замок.                                                                                                                    Дети  переворачиваются   на живот  и сгребают   песок  (см. комплекс №3, упражнение 16 )  8 раз.  Повторить  2 – 3 раза.                                                                                               – На солнце жарко, пора и в воду.                                                                                                          Дети  выполняют  одновременное   движение  руками   брассом, ногами   верти-кальные   «ножницы»   8 – 10 раз, переворот  на спинку, лежат на  воде, отдыхают. Повторить  3 – 4  раза.                                                                                                                                          – На дне морском живут большие  раки – лангусты.                                                                               Игра-эстафета  средней подвижности  «Быстрые лангусты».                                                Правила игры.    Дети  делятся  на две команды  и  встают  на  четвереньки  напротив  друг  друга  на  стартовых   линиях  ногами  вперёд. Расстояние   7 – 8 м. По  сигналу  инструктора  капитан  одной  из команд  начинает  быстро  ползти  спиной  вперёд  до касания  с игроком  другой  команды, который  продолжает  движение  в обратном  направлении. Выигрывает  команда, игрок  которой  первым  пересекает  линию  старта/финиша. Во время  движения  смотреть  вперёд  и не  оборачиваться. Инструктор  наблюдает  за безопасностью  передачи эстафеты. Отмечаются  самые  целеустремлённые   лангусты. Игру  повторить                                 2 – 3 раза. Командам  желательно  дать  названия.                                                                            

  Игра   малой  подвижности  «Голодная  акула» .                                                                          Правила  игры.    Дети  лежат  на спине, руки  вдоль  туловища – они  рыбки, инструктор – акула.  По  сигналу  инструктора  рыбки  быстро  работают  хвостами, движение   стопами  вправо – влево, чтобы  не попасть  в пасть акулы. Как только хвост  у одной  из рыбок  перестаёт работать, инструктор  осаливает  эту рыбку  и меняется  с ней  местами. Игра продолжается  1 – 2  мин., пока  большая  часть детей  не побывает  акулой. Отмечаются  самые  быстрые рыбки.

                              Заключительная часть занятия ( 2 мин.)

4. Дети встают  и спускаются  с трапа  корабля  на родную  землю.                                                 Ходьба:  обычная;                                      с высоким подниманием бедра

20 – 30  сек. средний.

5. И.п. – стоя;

1 – руки  через  стороны вверх – вдох, потянуться;

2 – вернуться  в и.п. – выдох.

2 – 3 раза, медленный.

Посмотреть на  кисти, расслабить  руки.

6. Принять правильную  осанку перед  зеркалом.

Красивое  положение  тела.

                                        Комплекс №8

    Содержание упражнения

Дозировка, темп

       Методические

        рекомендации

                                Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин.)

1. Принять правильную  осанку стоя  перед  зеркалом.

10 – 15  сек.

Непринуждённое  положение тела.

2. Ходьба:

на  носках, руки на пояс;

на  пятках, кисти  к плечам.

  45 сек.

 Всё  время  сохраняя  спину ровной, смотреть  вперёд.

3. И.п. –стоя, правая рука вверх

1 – 4 – круговые  вращения вперёд;

5 – 8 – то же назад.

2 раза, средний.

Дыхание  произвольное.   Руки  прямые. Полная  амплитуда  движения.

4. И.п. – стоя, руки на пояс;

1 – поворот вправо, правая рука в сторону, смотреть  на кисть – вдох;

2 – и.п. – выдох;

3 – 4 – то  же  влево.

2 – 3 раза, средний.

Отвести руку в сторону  ладонью  вверх.                                 Рука  параллельна  полу.

5. И.п. – о.с.,

1 – наклон вперёд, руки в стороны;

2 – вернуться в и.п.

4 раза, средний.

Смотреть  вперёд в зеркало, спинка  прямая.

                               Основная часть занятия ( 14-16 мин.)

6. См.комплекс №3

(упражнение 7 – 17, кроме упражнения 10)

                                  Заключительная часть занятия ( 2 мин..)

7. Ходьба по условной ниточке, на голове  ватно-марлевое  или ортопедическое  кольцо

1 – 1,5 мин.

Расчерченная прямая.                     Руки свободно опущены, смотреть вперёд. Удерживать кольцо  с прямым  положени- ем  головы.

8. И.п. – о.с.;

1 – подняться на носки, поднять плечи – вдох;

2 – и.п., плечи расслаблены – выдох.

2-3 раза, медленный.

Сохраняя правильную осанку.

                         Список использованной литературы:

1.Козырева  О.В.  Лечебная  физкультура  для дошкольников. – Москва: Просвещение,  2006.

2. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А.  Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик. — Санкт-Петербург: Сова, АСТ, 2007.

3.Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. - Санкт-Петербург:  Корона - Век, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы...

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста.

Утренняя гимнастика – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки....

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики составлены с учётом возрастных особенностей детей. Упражнения способствуют формированию правильных артикуляционных укладов для постановки свистящих, шип...

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей 2 младшей группы

Комплексы упражнений утренней гимнастики  для детей 2 младшей группы....

комплексы упражнений утренней гимнастики для детей средней группы

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей средней группы...

Комплекс упражнений лечебной гимнастики при сутулой спине (кифонической осанке) (для домашних занятий)

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой, упругой.   Главным средств...