Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Барменкова Татьяна Дмитриевна

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики составлены с учётом возрастных особенностей детей. Упражнения способствуют формированию правильных артикуляционных укладов для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков, выработке правильно речевого дыхания и направленной воздушной струи. Учителя-логопеды могут использовать комплексы этих упражнений в своей повседневной практике, а также в качестве рекомендаций для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art_gimnastika.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

  1. "Заборчик." Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.
  2.  "Трубочка." Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
  3. Выполнить упражнение "Заборчик", приоткрыть рот, удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы губы улыбались.
  4. "Качели". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до трёх. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до трёх. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  5. "Наказать непослушный язычок". Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Затем удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до десяти - "Лопаточка". Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко он должен только накрывать нижнюю губу.

  1. «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.
  2. «Иголочка». Удерживать язык при открытом рте посередине, язык напряжённый, тонкий, узкий.
  3. Чередовать упражнения «Лопаточка», «Иголочка».
  4. «Горка». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком положении на счёт до 5.
  5. «Пожевать язык». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, боковыми зубами жуём боковые края языка.
  6. "Кто дальше загонит мяч?" Улыбнуться, положить         широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола. Нельзя надувать щёки.
  7. "Индюк". Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл".
  8. "Вкусное варенье". Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  9. "Чашечка". Губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий язык наверху, передний и боковые края языка загнуты наверх. Удерживать язык в таком положении на счёт от одного до пяти.
  10. "Лошадки". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
  11. «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от одного до десяти.

  1. "Барабанщики ". Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними передними зубами (кончик языка касается бугорков-альвеол), многократно и отчётливо произнося звук д:д-д-д. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить за тем, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

  1. "Фокус". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а посредине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посредине языка, тогда ватка полетит вверх.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

  1. "Заборчик." Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.
  2. "Трубочка." Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
  3. Выполнить упражнение "Заборчик", приоткрыть рот, удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы губы улыбались.
  4. "Качели". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до трёх. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до трёх. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  5. "Наказать непослушный язычок". Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Затем удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до десяти. ("Лопаточка") Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко он должен только накрывать нижнюю губу.
  6. «Горка». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком положении на счёт до 5.
  7. «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.
  8. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл".
  9. "Вкусное варенье". Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  10. "Лошадки". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
  11. «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от одного до пяти.

Упражнения для выработки воздушной струи для детей 3-4 л.

  1. Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот

(щеки не надуваем, плечи не поднимаем, голову не запрокидываем).

  1. «Погреем ладошки» – руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15 – 20 см от рта, дуть тёплым воздухом на ладони  и произносим на выдохе слог «ХА».
  2. «Дуем на вертушку»  -  длительный выдох через рот на вертушку (щеки не надуваем, плечи не поднимаем, голову не запрокидываем).

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  1. Ребенок выполняет упражнения совместно и под контролем взрослого.
  2. Выполнять комплекс упражнений ежедневно, желательно 2 раза в день.
  3. Каждое упражнение выполняется не менее 5 раз.
  4. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики составлены с учётом возрастных особенностей детей. Упражнения способствуют формированию правильных артикуляционных укладов для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков, выработке правильно речевого дыхания и направленной воздушной струи. Учителя-логопеды могут использовать комплексы этих упражнений в своей повседневной практике, а также в качестве рекомендаций для родителей.

Литература:

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика –М., 2017 г.

Логопедия. Под редакцией Л.С.Волковой –М., 1989 г.

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –М., 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....

Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"

В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Предлагается комплекс артикуляционной гимнастики, в котором описаны различные статические и динамические упражнения....

Комплекс упражнений "Артикуляционная гимнастика"

Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами С...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ         АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)...