комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
материал по музыке по теме

Сорокина Наталья Леонидовна

Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_po_artikulyacionnoy_gimnastike.docx23.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике.

Развитие певческого голоса – трудоемкий процесс, требующий методической грамотности и профессиональной подготовки педагога. Это обусловлено сложной природой включения голосового аппарата человека в певческую деятельность. Правильно организованная работа не только позволяет развить голос ребенка, но и способствует предупреждению заболеваний органов дыхания. Пение – это не только удовольствие. Это еще и развитие музыкального слуха, тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Однако чтобы пение состоялось, необходима система специальных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата. Приведенная система упражнений позволяет избежать вялости артикуляционного аппарата. Именно отсутствие четкой дикции влияет на содержание речи, которая в этом случае становится малопонятной и невыразительной для слушателя.

В блок артикуляционной гимнастики входят упражнения по подготовке речевого аппарата к пению и элементы несложного разогревающегося самомассажа, которыми ребенок дошкольного возраста может овладеть и в дальнейшем использовать.

Для быстрого запоминания каждому упражнению даны названия, которые можно использовать в работе, когда дети познакомятся с сюжетом определенной сказки. Сказочные герои, участниками которых становятся дети, позволяют им активно включиться в деятельность. Как показало проведенное на базе дошкольного учреждения экспериментальное исследование, использование адаптированной для занятий с дошкольниками системы вокально-речевых упражнений (артикуляционных, дикционных, интонационных) активизирует работу голосовых связок, развивает силу голоса, значительно расширяет певческий диапазон.

«Кусаем кончик языка». Прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза (далее каждое задание выполняется 4 раза).

«Нашинковать язык». Высовывать язык до конца, слегка прикусывая последовательно кончик, а потом дальше.

«Пальцы бегают». Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев (удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось»).

«Пальцы под глаза». Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаться приподнять пальцами мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.

«Все удивились». Одновременно приподнять мышцы под глазами и наморщить нос, пытаясь при этом широко открыть глаза и поднять брови.

«Виски». Помассировать пальцами челюстно-височные суставы.

«Круговые движения челюстью». Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вниз-вправо-влево-вниз.

«Зеваем с выворачиванием нижней губы». Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением нижних зубов.

«Колобок». Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

«Укольчики». Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю, в правую щеку, в левую, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

«Лошадка». Щелкать языком, изменяя форму рта. Попытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

«Обиделись». Нижнюю челюсть выдвинуть вперед, вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив нижние зубы, и придать лицу обиженное выражение.

«Обрадовались». Приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, придать лицу подобие улыбки.

«Огромный рот». Соединить движение нижней челюсти вперед – вниз с поднятием верхней губы и обнажением верхних зубов.

«Страшилка». Соединить движение челюсти вперед – вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением зубов, приподниманием мышц под глаза и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделать четыре резких движения языком вперед – назад при неподвижной челюсти и губах. Дышать спокойно и бесшумно.

«Веселый пятачок»:

1). На счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» растягиваются в улыбке, не обнажая зубов;

2). Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

3). Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

«Удивительный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

«Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

«Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

«Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

Далее приводятся сказочные истории для разных возрастных групп детского сада.

Младшая группа

Жил на свете маленький Язычок. Был он очень любопытным: все хотел знать, увидеть и всюду просовывал свой маленький кончик. Вот так! («Кусаем кончик языка»).

А еще он был очень трудолюбивым и всегда всем помогал. Решил Язычок приготовить салат и угостить друзей: порезал капусту, морковку. Вот так» (упражнение «Нашинковать язык»). Так красиво получилось…

Попробовал немножко: «Ах, как вкусно!» - пожевал еще немножко, да так весь салат сам и съел! (упражнение «Жуем язык»).

«Ах, как неловко получилось!» - обиделся сам на себя Язычок. Вот так! (упражнение «Обиделись»).

«Ну, ничего страшного, - подумал Язычок, - сейчас пойду гулять и угощу своих друзей вкусными конфетами! Все обрадуются!» Подумал так Язычок и сам улыбнулся. Вот так! («Обрадовались»).

Вышел язычок на улицу, позвал своих друзей. Прибежали 10 братьев – пальцев и давай вокруг него бегать, - никак успокоиться не могут! (Пальцы бегают»).

«Давайте будем играть в прятки» - сказал Язычок. Братья с радостью согласились. Сначала они спрятались под глаза. Вот так! (Пальчики под глаза»). Но Язычок с легкостью нашел их.

Потом пальцы спрятались на нос. Вот так» («Пальцы на нос»). Теперь Язычок долго не мог их найти.

Бегали, бегали братья, да и провалились в ямку. Вот так! («Все удивились»). Удивился Язычок: «Куда же они подевались?»

А когда нашел своих друзей – помог им выбраться, все изрядно устали, зазевали («зеваем»), попрощались друг с другом и отправились домой.

Старшая группа

Жил на свете язычок. Был он ловким, потому что любил заниматься физкультурой. Встанет рано утром, подойдет к своему заборчику и начинает приседать, раз-два, раз-два! («Кусаем кончик языка»).

А потом перелазает через забор: туда-сюда, туда-сюда. Вот так! («Нашинковать язык»).

Позанимался немножко – пора завтракать! То морковку поест, то капусту! («Жуем язык»).

Подкрепился, теперь пора за наклоны приниматься: вверх потянется, вниз наклонится, вправо-влево! Раз-два-три-четыре! («Укольчики»).

Любил наш Язычок и на скакалке прыгать. Вот так! («Лошадка»).

Жили по соседству с Язычком две сестренки: Верхняя Губа и Нижняя губа. Ну, никак не могли спокойно жить: то ссорятся, то мирятся. Вот так! («Кусаем губы»).

То обижаются друг на друга, то радуются, что помирились. («Обиделись - обрадовались»).

Тут на шум сбежались 10 братьев пальцев, смотрели, смотрели на сестренок и Язычка, который никак не мог успокоить Губки. («Пальцы присматриваются»).

«Хватит вам ругаться, - сказали они, - пойдемте в догонялки играть! Чур, Язычок всех догоняет!» Что тут началось» (2Пальцы рассердились и колотят»).

А где же наши сестренки Губки?» - удивились друзья. («Все удивились»).

Стали думать, где же они могут быть? («Виски»).

А нашим сестренкам лень было бегать, они спрятались за кустом, наблюдали, наблюдали, как все веселятся, позевали («зеваем»), да и уснули.

«Губки, вы где?» -  закричали все. Первой проснулась нижняя губа. «Кто меня зовет?» - все еще продолжая зевать, спросила она. («Зеваем с выворачиванием нижней губы»).

Разбудив сестренку, они обе зевая, вышли из-за кусточка. («Огромный рот»). «Ну, вот наконец-то вы и помирились! – сказали довольные друзья. Но сегодня уже пора расходиться по домам!»

«До встречи! – крикнул радостный Язычок. – Завтра опять будем играть все вместе!» («Страшилка»).

Подготовительная к школе группа

Есть на свете город интересный и удивительный. В этом городе много улиц, домов, жителей. Там есть сказочная улица, а на ней волшебный дом, который все почему-то Лицом. В этом доме – очень много жильцов, а речь пойдет об одном из них.

Жил-был на свете Язычок. Был он добрый, ласковый, но почему то все время грустил. А грустил он от того, что все его соседи (Нос, Брови, семейство зубов и другие) были или злыми, или любознательными, или недовольными и не хотели Язычка никуда пускать из домика.

Вот один раз собрался он выйти погулять, высунул свой кончик языка, чтобы посмотреть, какая погода на улице, а Зубы его не пускают, щелкают:» Куда ты собрался? Зачем свой кончик высовываешь на улицу?» («Кусаем кончик языка»).

Рассердился Язычок, выскочил на улицу, а на улице холодно, да еще и Зубы ворчат: «Не пустим тебя обратно». Только Язычок в домик, а Зубы его кусают, не пускают… («Нашинковать язык»). Семейство Зубов большое: самые старые – Коренные, живут с двух сторон – справа и слева от Язычка.

Собрался было Язычок заглянуть к своим сестрам Щечкам, да не тут-то было. Проснулись Коренные Зубы от шума и говорят: «Нечего тебе у Щек делать» («Жуем язык»). Устали Коренные Зубы жевать и ругать Язычок, да и уснули – старые ведь… И отправился наш Язычок в гости.

Постучался к подружке – Правой Щечке – никто дверь не открыл. Пошел к левой Щечке – и ее не оказалось дома. Решил зайти к другим подружкам-сестренкам – Губам. Одна жила на верхнем этаже, поэтому ее звали Верхней Губой, а другая на нижнем – и звали ее Нижней Губой. Но и там никто не открыл ему дверь.

Решил Язычок сам себя развлекать и придумал игру – «Лошадка» называется. И так это у него локо получалось! То большую лошадку изобразит, то маленькую, то сердитую, то веселую.

От этого веселья проснулось семейство Зубов, да спросонья, не разобравшись, давай кусать всех подряд: и Нижнюю губу и Верхнюю губу, и даже сестренок-Щечек, сразу обеих! («Кусаем губы»).

Обиделась тут Нижняя губа – надулась… («Обиделись»).

А Верхней губе все нипочем – знай себе, улыбается! («Обрадовались»).

Язычок посмотрел то на Нижнюю Губу, то на Верхнюю – у него в глазах все замелькало: обижается – улыбается, улыбается-обижается…

Сбежались на шум 10 братьев Пальцев и давай бегать по всему дому-Лицу, а понять-то ничего не могут («Пальцы бегают»).

Рассердились Пальцы, стали колотить по Лицу: «Отвечайте, что у вас произошло?» Ничего не узнав, Пальцы обиделись. («Пальцы рассердились и колотят»).

Успокоились Пальцы, только Указательные не унимаются: «Может, Нос что знает, пойдем у него спросим!» Залезли Пальцы на нос, а тому неудобно стало – морщится, ежится, а сказать ничего не может: не умеет. («Пальцы на нос»).

Удивились все жители Лица: Брови поднялись, Глаза широко открылись, Щеки от удивления даже приподнялись, - от чего такое любопытство разбирает Пальцы? («Все удивились»).

Тут проснулась тетушка Нижняя Челюсть. Посмотрела кругом – никого не видно. («Зеваем»).

Посмотрела во все стороны внимательно: впред-вниз-вправо-влево-ничего не видно. («Круговые движения челюстью»).

К ней подбежала Верхняя губа и давай с улыбкой стрекотать про то, как прибежали Пальцы, как стали драться, а потом и обиделись. («Огромный рот»).

Все жители Лица наперебой стали рассказывать тетушке Нижней Челюсти свои предположения о случившемся: Глаза широко открылись, Брови приподнялись, Щеки запыхтели, Губы вывернулись, а наш Язычок выскочил и убежал гулять! («Страшилка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"

В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Предлагается комплекс артикуляционной гимнастики, в котором описаны различные статические и динамические упражнения....

Комплекс упражнений "Артикуляционная гимнастика"

Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами С...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ         АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)...

Базовый комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Базовый комплекс  упражнений артикуляционной гимнастики для выработки основных движений и положения органов артикляторного аппарата....