Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Предлагается комплекс артикуляционной гимнастики, в котором описаны различные статические и динамические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc566.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Упражнения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять регулярно 2-3 раза в день. Движения выполняются чётко, ритмично.

1. Заборчик

заборчик

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке 

Зубы сомкнуты, губы в улыбке без напряжения (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук [и]).

2. «Лопатка»

Цель: 

вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

  Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить  звуки  пя-пя-пя….  Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.   Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.  

3. «Иголочка»

Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

4. «Трубочка»

трубочка

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперёд округлённые губы.

Вытягивание губ вперёд, зубы сомкнуты (удерживаем под счёт до 5-10).

5. «Вкусное варенье»

Цель:  

вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким. Аналогично можно делать с нижней губой.

6. «Индюк»

Цель:  

вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится  бл-бл-бл…(как индюк болбочет).  Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

7. «Качели»

Артикуляционное упражнение «Качели»

Артикуляционное упражнение «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и  верхней губой, затем между нижними зубами и нижней губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем -  до мягкого нёба.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

8. «Часики»

Цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание! 
1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. 
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

9. «Чашечка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Катушка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

11.«Почистим зубы»

Цель: 

вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних                     зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает   только язык.

12. «Маляр»

Цель: 

отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны.   Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

13. «Барабанщик»

Цель:  укреплять мышцы  кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. 

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося   звук:  Д-Д-Д…  Сначала звук  «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная  струя.

14. «Грибок»

Цель: растягивать  

подъязычную связку. 

Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

15. «Гармошка»

Цель:  растягивать подъязычную связку.

Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком. 

16. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка,   вырабатывать подъем языка.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

17. «Автомат»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....

Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"

В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....

Комплекс упражнений "Артикуляционная гимнастика"

Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами С...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ         АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)...

Базовый комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Базовый комплекс  упражнений артикуляционной гимнастики для выработки основных движений и положения органов артикляторного аппарата....