Главные вкладки

    Дискуссия на тему: "Как укрепить здоровье дошкольников" (для воспитателей)
    методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

     

    Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять свое здоровье. Кроме того, нужно помнить, что сегодня идеального здоровья детей практически нет. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. По данным российской статистики, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду включает в себя:

         - обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма

            через специально подобранные комплексы упражнений и игр с

            учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

         - создание условий для удовлетворения биологической потребности

           детей в движении;                                                                                     

        - реализацию здоровьесберегающих  технологий;

        - формирование привычек здорового образа жизни;

         - реализацию рационального здорового питания детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_ukrepit_zdorove_doshkolnikov.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

         Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Как укрепить здоровье дошкольников», т.к. общая заболеваемость детей возрастает с каждым годом. Для проведения дискуссии на эту тему мне необходимо было знать ваше мнение по этой проблеме. Поэтому я заранее попросила вас ответить на предлагаемые вопросы анкеты «О здоровье ваших детей в группе?»   (Приложение)

         Перед началом дискуссии хочу предложить вам список литературы о сохранении и укреплении здоровья детей, которым вы сможете воспользоваться в нашем детском саду.

            «Закаливание детей» В.П. Спирина

             «Физкультурный заслон ОРЗ» Б.С. Толкачев

             «Книга о здоровье детей» М.Я. Студеникин

             «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О.Н.Моргунова

             «Укрепляйте здовье детей» Е.Н.Вавилова        

    А сейчас я хочу предложить вам пословицы и поговорки о здоровье:

            -Береги платье снову, а здоровье смолоду.                                                -Здоровье не купишь.                                                                                -Дал бы Бог здоровье, а счастье найдем.                                                        -Лук от семи недуг.                                                                                -Болен – лечись, а здоров – берегись.                                                        -Горьким лечат, а сладким калечат.                                                            

    А какие пословицы и поговорки вы знаете?

         Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять свое здоровье. Кроме того, нужно помнить, что сегодня идеального здоровья детей практически нет. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. По данным российской статистики, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду включает в себя:

         - обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма

            через специально подобранные комплексы упражнений и игр с

            учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

         - создание условий для удовлетворения биологической потребности

           детей в движении;                                                                                

        - реализацию здоровьесберегающих  технологий;

        - Формирование привычек здорового образа жизни;

         - реализацию рационального здорового питания детей.

          В настоящее время в нашем детском саду работает медсестра ЛФК. Поэтому вы, дорогие коллеги, можете обратиться к ней за помощью, и она будет вести регулярный контроль за состоянием здоровья детей, а также поможет в разработке и осуществлении системы закаливания и проведении лечебно-профилактической работы.

          Положительных результатов в работе можно достичь только при условии тесного взаимодействия с семьёй. Невозможно оценить роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребёнка. Основы здоровья закладываются в дошкольном возрасте и являются необходимым фактором благополучной жизни любого человека. Неслучайно великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.». Чтобы привлечь родителей к активному сотрудничеству в группе вы должны провести анкетирование на тему: «О здоровье вашего малыша» (приложение), это поможет вам определить вам уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребёнка, правильно организовать дискуссию по данной теме, выявить семь, имеющие интересный опыт оздоровления ребёнка. Также в группе можно организовать радиостанцию «Малышок». Записать на видео или магнитофон высказывания детей о здоровье и дать родителям прослушать их размышления. (Вопросы в приложении) А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд «Физкульт-ура!» где по горизонтали зашифровано ключевое слово-«здоровье».(приложение)

         Закаливание-тренировка иммунитета кратковременными холодовыми раздражителями. Когда-то наши предки были намного закалённее нас и наших детей. Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать-и-мачехи, подорожника, ольхи, фиалки, оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту -насморк и простуда не возникали. А для профилактики переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. С таким же успехом ходьба босиком как средство закаливания, укрепления здоровья использовались с незапамятных времён и другими народами. Так, например, в Древней Греции, где физическая культура была на большой высоте, «босохождение» являлось своего рода культом. Греческие дети получали право на ношение обуви только с 18 лет. А.В.Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулку босиком. После чего обливался холодной водой. В группе вместе с родителями вы можете приобрести лапти и попробовать этот метод закаливания -хождение босиком в лаптях с использованием свежих  листьев различных трав. Постарайтесь убедить родителей в пользе своего метода, и попытайтесь добиться, чтобы они его проводили и в домашних условиях.

         Современные физиологи доказали, что подошвы ног –одна из самых могучих рефлексогенных зон организма человека. Ноги являются своеобразным распределительным щитом с 72 тысячами нервных окончаний. Обувь, которую мы носим всю жизнь создаёт для ног постоянный комфортный микроклимат. Поэтому стоит незакалённому человеку промочить ноги в холодную погоду, как незамедлительно последует простуда.        

          В любое время года и взрослому человеку и ребёнку необходимы закаливающие процедуры. Все закаливающие процедуры проводятся гибко, с учетом времени года, здоровья ребёнка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Интенсивность закаливающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда со щадящих.

         Например, закаливание водой необходимо проводить в следующей последовательности:

               - умывание лица и мытьё рук прохладной водой;

               - обливание стоп и обтирание их полотенцем;

               - ходьба босиком по мокрым дорожкам;

               - дома перед сном ежедневное обливание малыша тёплой водой и обтирание полотенцем.

                Воздушные процедуры:

               - утренняя гимнастика на свежем воздухе;

               - дневной сон с доступом свежего воздуха;

               - гимнастика в облегченной одежде;

               - гимнастика босиком.

          У современных детей есть много того, о чем мы могли только мечтать; разнообразные сладости, красивая одежда, игрушки, компьютеры. Дети больше времени проводят дома, меньше гуляют. Как следствие, больше устают. Их неокрепший организм получает слишком много ненатуральных веществ: из воздуха, воды, пищи, синтетических лекарств и витаминов. Но есть такое чудо природы –травы. Это сильное и доброе средство. Даже запах трав оказывает сильнейшее воздействие на организм человека. В восточных традициях, связанных с благовониями, и в русских обрядах, использующих растения - талисманы, есть рациональное научное зерно. Зверобой и ландыш, шиповник и чеснок, можжевельник и полынь –все эти и многие другие растения содержат эфирные масла и обладают выраженным фитонцидным действием; вырабатывают биологически активные вещества, которые убивают вредные микроорганизмы или подавляют их рост и развитие. Так, фитонциды чеснока, игл сибирской пихты уничтожают многие виды бактерий, в том числе стафилококки, дизентерийную палочку, а фитонциды эвкалиптовых деревьев угнетающе действуют на вирус гриппа.

         В детском саду в зимний период и период эпидемии гриппа вы должны всегда делать чесночные бусы. Их можно повесить на шее ребёнка или просто повесить в нескольких местах в группе. Также вы должны продемонстрировать родителям, как сделать чесночные бусы и предложить им сделать и повесить их дома.

         Сегодня ароматерапия широко используется и позволяет обеспечить профилактику и лечение многих заболеваний у детей и взрослых с помощью лекарственных растений или натуральных масел. Ароматерапию можно осуществлять как в домашних условиях так и в группе. Для этого нужно сделать небольшие подушки (саше) и наполнить их сухими лекарственными травами. Можно взять один компонент, можно попытаться составить композиции, «букеты запахов». Пусть ребёнок сам выберет себе любимую подушку. Комфортное состояние малыша будет означать, что подушка выбрана правильно.

         Как выбрать правильное растение?

        - Если ребёнок вялый и пассивный его активизируют ароматы жасмина, лаванды, мяты, аниса. К тому же они стимулируют работу мозга и развитие умственных способностей.

         - Ромашка аптечная, лепестки розы или шиповника, валериана оказывают успокаивающее и противомикробное действие.

         -Шалфей лекарственный хорошо помогает при простудных и кожных заболеваниях.

         - Листья берёзы, тополя, пижмы эффективны при простудных заболеваниях, ОРЗ, гриппе.

         - Стимулирующее тонизирующее действие на ребёнка окажет запах гвоздики, лаврового листа. смородины, рябины.

         - Успокаивающие запахи: апельсина, валерианы, лимона, герани, душистой розы.

         Кроме возможности профилактики и лечения заболеваний, которую дарят нам запахи, все они эмоционально окрашены и способны вызвать у ребёнка приятные или неприятные ощущения. Длительное воздействие разнообразных приятных запахов формирует у ребёнка стойкие, положительные эмоции, а это благотворно сказывается на здоровье и характере малыша. В нашем климате природа на полгода замирает, всё разнообразие растительных запахов исчезает под снегом. В холодное время года душистые подушки или пучки трав создадут в детской комнате атмосферу летнего луга, хвойного леса, прогонят зимнюю сонливость.

         Предлагаю вам «Игровой физкультурный тренинг для всей семьи» который вы можете проводить с детьми и предложить родителям. (тренинг прилагается)

          Желаемых результатов в работе можно достичь только при условии тесного взаимодействия с семьёй. Родителей необходимо убеждать в том, что вся эта работа должна проводиться систематически и дома, и только тогда мы получим положительный результат.              

    Анкета

    «Здоровье ваших детей в группе»

    1. Что вы делаете для профилактики простудных заболеваний в группе?
    2. Какие методы закаливания вам известны?
    3. Какие методы закаливания вы используете в своей работе с детыми?
    4. Часто ли болеют дети в вашей группе?
    5. Регулярно ли вы делаете утреннюю гимнастику с детьми?
    6. Какой спортивный инвентарь есть у вас в группе?
    7. Как вы считаете, питание влияет на здоровье ребёнка?
    8. Применяете ли вы дополнительные способы защиты детей от простудных заболеваний в период эпидемии, какие?
    9. Каким еще опытом по укреплению здоровья ребёнка вы готовы поделиться?

    Анкета

    « О здоровье вашего малыша»

    1. Что вы делаете для профилактики простудных заболеваний вашего ребёнка?
    2. Какие методы закаливания вам известны?
    3. Какие методы закаливания вы используете для укрепления здоровья своего ребёнка?
    4. Часто ли болеет ваш ребёнок?
    5. Делаете ли вы регулярно утреннюю гимнастику с ребёнком дома?
    6. Увлекается ли ваша семья какими либо видами спорта?
    7. Какой детский спортивный инвентарь есть у вас дома?
    8. Посещает ли ваш ребёнок спортивные секции?
    9. Как вы считаете, питание влияет на здоровье ребёнка?
    10. Применяете ли вы дополнительные способы защиты ребёнка в период эпидемий, какие?
    11. Каким еще опытом по укреплению здоровья ребёнка вы готовы поделиться?
    12. Закончите, пожалуйста, высказывание: «здоровый ребёнок –это…».
    13. По какому вопросу вы хотели бы получить консультацию?

    Игровой физкультурный тренинг

    для всей семьи.

    Вот проснулся глазик, а за ним другой.

    Будем просыпаться всей семьёй.

    Дружно за руки возьмёмся                                     ( Всем встать в круг,

    И друг другу улыбнёмся.                                          взяться за руки)

    Солнце встало за окошком,

    Потяни к нему ладошки,                                        ( Потянуться руками вверх)

    Руки выше поднимаем,                                           (Опустить руки вниз,

    А потом их опускаем.                                                 повторить 5-7 раз)

    Чтоб была красивой спинка,

    Надо сделать нам разминку,

    Руки в стороны, по швам                                        (Наклониться вниз, достать

    И согнулись пополам.                                               руками до пола)

    Друг на друга поглядим

    И всё снова повторим.                                             (Повторить 5 раз)

    Тик – так, тик – так –                                               (Руки на поясе, ноги на

    Ходят часика вот так!                                               ширине плеч, выполнять

                                                                                         наклоны вправо-влево)

    На одной ноге, как цапля,

    Постоим сейчас, ребята.                                          (Стоять поочерёдно на

    Надо ножку поменять                                               правой, левой ноге под

    И на другой теперь стоять.                                       счет от одного до пяти)

    Будем вместе приседать –                                       (Приседать вытягивая

    Раз, два, три, четыре, пять.                                       руки вперёд)

    Колобок, колобок,                                                    (Приседать обхватив колени

    У него румяный бок.                                                  руками. Повторить 3 раза.)

    По тропинке, по дорожке

    Будут прыгать наши ножки.                                    (Прыжки на двух ногах)

    А теперь давайте вместе

    Мы устроим бег на месте.

    Раз, два, три, начинай,

    От меня не отставай!                                                 ( Бег на месте)

    Вдох и выдох, наклонились.                                    (Глубокий вдох, выдох,

    Всем спасибо, потрудились!                                     наклон. Повторить 3 раза.)

    Радиостанция « Малышок»

    Детям предлагаются следующие вопросы:

    1. Как ты думаешь, что такое здоровье?
    2. А что такое болезнь?
    3. Ты часто болеешь?
    4. Есть ли у вас в семье больные люди?
    5. Ты знаешь что такое грипп, ветрянка?
    6. Можно ли убежать от простуды?
    7. Что надо сделать, чтобы быть здоровым человеком?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")

    Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...

    Тема: "Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей".

    Процесс формирования культуры здоровья дошкольников будет осуществляться более успешно, если реализованы следующие педагогические условия:- использование активных методов обучения;- включение детей в ...

    Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры здоровья дошкольников».

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида             Консультация для родителейна тему...

    Статья на тему "Формирование нравственного здоровья дошкольников"

    Формирование нравственного здоровья дошкольников...

    Как укрепить здоровье дошкольника

    Стендовая информация для родителей, которая даст возможность познакомиться с режимом дня, системой закаливания, витаминами для детского организма и комплексом утренней гимнастики и 5 продуктами, котор...

    Самоанализ работы самообразования по теме: "Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"

      Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка....