Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"
методическая разработка по физкультуре (средняя группа) по теме

Батранина Светлана Юрьевна

 

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ

 

МКДОУ детский сад «Рябинка»

города Тайшета Иркутской области

инструктор по физической культуре Батранина Светлана Юрьевна,

I категория

 

Современные требования жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, вероятно, неизбежны.  В соответствии с требованиями ФГТ наиболее эффективно образовательные задачи можно решить только в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

В своей работе целенаправленно организовываю образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращаю внимание на одновременное решение задач разных образовательных областей:

  1. Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём («Безопасность»);
  2. Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
  3. Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
  4. Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  5. Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация», «Здоровье»);
  6. Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
  7. Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  8. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

 

Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный на:

  1. Формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира.
  2. Повышение уровня физической подготовленности на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей.
  3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

 

Таким образом, интегрированные занятия:

  1. Оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками
  2. Повышают уровень образованности.
  3. Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний.



 

Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

 

Представляю конспект интегрированного физкультурного

занятия в средней группе «Весёлые ёжики»

 

Интеграция образовательных областей:

«Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная

Цели деятельности педагога:

Закрепить умение детей ходить змейкой между предметами, сохраняя равновесие; упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в прыжках на двух ногах; развивать ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, творчество, физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус. Расширить знание детей о ежах (внешний вид, образ жизни, повадках, питании). Закрепить знание геометрических фигур и цвета.

Планируемые результаты интегративных качеств дошкольника:

Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность.Познакомить детей с подвижной игрой «Прятки с Ёжиком», способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры.  

учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мышление;развить внимание, фантазию детей, помочь детям мыслить без стереотипов, учить детей переносить свойства с частного на общее и наоборот; обучать пониманию себя и умению «быть  в мире с собой», сопереживанию другим людям;

Оборудование: 2 дуги, ребристая доска, мягкие модули, маски ёжика по количеству детей, маленькие массажные мячи по количеству детей, 6 обручей, игрушки: волк, лиса, конверты с деталями геометрических фигур, разноцветные листики и коробочки.

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика – А.Н. Стрельниковой;

точечный массаж и дыхательная гимнастика – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;     профилактика плоскостопия и нарушения осанки - В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров; массаж с массажными мячиками – К.К. Утробина.

        

         Содержание организованной деятельности детей:

 1. Создание игровой мотивации

Дети заходят в спортивный зал под веселую музыку врассыпную.

Инструктор.  Здравствуйте, ребята! Ребята,  отгадайте, пожалуйста, загадку:

Лежала под елками подушечка с иголками.
Лежала, лежала, да побежала.

Дети: Ёжик.

Инструктор: Молодцы, ребята! Это ёжик. Смотрите, какой ёжик пришёл к нам в гости! Настоящий спортсмен.Расскажите мне, какие ежи ? (ответы детей: колючие, серые…) А вы хотите превратиться в ежат?

 Тогда я  говорю волшебные слова, и мы превращаемся в маленьких ежат:         - 1-2-3! Абракадабра, бри! Теперь вы не ребята, а озорные ежата (дети надевают маски шапочки ёжиков).

Построились ежата в колонну по одному и за Ёжиком - спортсменом шагом марш!

 

Мы весёлые ребята, наше имя – ежата

Любим лазать, пролезать

Любим прыгать и играть

Ходьба в колонне по одному

Ходьба на носках, руки в стороны                   

Ёжики по лесу пошли

По тропинке вдаль зашли

Ходьба на пятках, руки на поясе

Лапы выше поднимают

По тропинке вдаль шагают

Ходьба с высоким подниманием ног

Чтобы ёжику не хворать

Надо иголки согревать

 

 

Дыхательное упражнение:                                                                         (Упражнения выполняются в соответствии с текстом)  

Подуем на плечо, подуем на другое,                                                                       Подуем на живот, как трубка станет рот,                                                                 А потом на облака и остановимся пока!                                                                 Быстро потянулись, и мне улыбнулись,                                                                   Теперь к гостям подойдем, и им подмигнем!

 

 

Ёжики шли, шли, шли

На лужайку пришли

Обычная ходьба

Все в колонки встали,

Разминаться стали

Построение в две колонны.

 

2. Основная часть.

Точечный массаж и дыхательная  гимнастика

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

2. Слегка подергать кончик носа. (ёжики очень любят шевелить носиком)

3. Указательными пальцами массировать ноздри.

4. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м»,  постукивая пальцами по крыльям носа.

5. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «ёжик сдувает осенний листочек с лап».

 

Общеразвивающие упражнения без предметов

 

Ежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так…

Головой своей крутили

И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе

1-4 повороты головы в стороныпо 3 в каждую сторону             

Головой своей крутили

Гриб искали

Дружно ветки раздвигали

Вот так, вот так…

Дружно ветки раздвигали

И.п. ноги на ширине стопы, руки внизу, 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими.                   5-6 раз

Ну-ка ёжик повернись,

Ну-ка ёжик покажись,

Вот так, вот так …

Ну-ка, ёжик покажись

И.п. стоя на коленях, руки на поясе

1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны

2- и.п.  

3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны                         4- и.п. по 3 в каждую сторону                

Вперевалочку ходили,

Из речки воду пили

Вот так, вот так …

Из речки воду пили

И.п. ноги врозь, руки на поясе

1-наклон вниз, руками дотронуться до пола

2- и.п.                     5-6 раз

Хлопай мишка,

Топай мишка,

Приседай со мной братишка

И.п.- ноги  на ширине  ступни, руки на поясе            

1- присесть, руки вперед

2-и.п.                     5-6 раз

А потом они плясали,

Выше лапки поднимали?

И.п. ноги вместе, руки вверх

Прыжки на двух ногах на месте

Чередовать с ходьбой   2 раза.

 

Молодцы, а теперь мы с вами пройдём по извилистой тропинке, перепрыгнем с кочки на кочку - и попадём на полянку.

Основные виды движений:

 

Ты по тропинке иди,

Руки в стороны держи

Ходьба змейкой вокруг цветных модулей, руки в стороны

Резво прыгай, в болото не попади

Прыжки из обруча в обруч, руки на поясе

 

Пришли на полянку.

Ребята, кто-то сидит под ёлкой. Как вы думаете кто это?

День и ночь по лесу рыщет,день и ночь добычу ищет,

Ходит - бродит он молчком,уши серые торчком.

Кто это, ребята?

Дети: Волк!

 

А сейчас по дорожке пойдем, к новому приключению придем!

 

По дорожке ёж шагай

Под ёлочкой пролезай

И, чтобы ручки не запачкать

На колени убирай

Ходьба по ребристой доске

Подлезание под дугу

 

Смотрите, кто нас здесь встречает:

Рыжая плутовка,хитрая, ловкая,

Хвост пушистый,мех золотистый.

В лесу живёт,в деревне кур крадёт.

Дети: Лиса!

Молодцы! Правильно ответили! Все знаете! Ребята-ежата, смотрите,  лиса вам приготовила задание. Лиса хитрая, перепутала все фигуры, давайте их соберём.

Детям раздают разрезные картинки, из которых они должны составить целое изображение – из  геометрических фигур – лесную поляну (ёлки из треугольников, солнце, грибы). По ходу собирания изображений закрепить знание геометрических фигур.

Молодцы, все с заданием справились. А сейчас поиграем.

Скажите, а зачем ёжику, колючки? (ответы детей: защищаться от врагов…)

На ковре раскладываются разноцветные листики.

Посмотрите, в какой осенний лес пришли ежата, чтобы собрать осенние листочки.

Подвижная игра «Прятки с ёжиком»

Под весёлую музыку ёжики будут собирать листочки, когда смениться музыка, ёжики должны свернуться в клубок и спрятаться от волка и лисы (сгруппироваться и сидеть неподвижно).

В конце игры собранные листочки разложить по разноцветным корзинам: красные листики - в красную корзину, желтые – в желтую корзину, зеленые – в зеленую корзину. 

 

3. Заключительная часть.

Молодцы, ежата, вы справились с заданиями.

 А сейчас я опять скажу волшебные слова, и вы превратитесь в ребят!

«1-2-3 - Абракадабра, бри». Ну, вот вы опять ребята.  

Дети, вы тренировались, играли, немного устали, садитесь скорее в кружок, давайте сделаем небольшой массаж.Дети берут массажные мячи и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.

 

1. Массаж кистей рук:

Ребята в кружок собираются, А ёжики в ручки забираются. Ёжик, ёжик, ты колючий, Покатайся между ручек. Мячик катается, ладошка улыбается. Детки стараются, ёжик медленно катается. Вдруг он быстро побежал, побежал, побежал. На ладошку нажал. Посмотри-ка, ямки стали, А ладошки не устали.

2. Массаж правой и левой руки:

Катаем мячик вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на   мяч (от кисти к плечу и обратно).

3. Массаж груди:

Мячик катаем ладошкой по кругу на груди.

4. Массаж ног:

Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.

Дети убирают мячи.

 

А что, любят кушать ёжики? (ответы детей).

Я тоже хочу угостить вас яблоками и сказать вам спасибо за интересное путешествие!

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Инструктор по физкультуре. 2011 №1.
  2. С.Д.Сажина Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера» М.2008.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы – М. Мозаика-Синтез, 2011г.
  4. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований - Под общей ред. Микляевой Н.В. – М. УЦ «Перспектива», 2011г.
  5. А.С. Галанов «Игры, которые лечат» - для детей  от 3 до 5 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Б.Б. Егоров, В.Г. Кудрявцев  «Развивающая педагогика оздоровления».
  7. Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного  возраста 3-7 лет» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. ISBN 5-691-00651-7.
  8. К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  9. М.Н.Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» - М.:      Айрис-пресс, 2007.  – (Дошкольное воспитание и развитие).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ

Хочу представить материал по теме:"Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ". Здесь статья на эту тем...

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях.

Интегрированные занятия  как основная форма осуществления  интегративного подхода в ДОУ....

«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»

«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»

    Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»

       Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает о...


 

Комментарии

Спасибо, здорово и все понятно!