Главные вкладки

    Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях.
    консультация по физкультуре по теме

    Интегрированные занятия  как основная форма осуществления  интегративного подхода в ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

    муниципального образования г. Нягань «Детский сад № 10 «Дубравушка»

     «Интеграция двигательной,

    игровой и познавательно-исследовательской

    деятельности на физкультурных занятиях».

    Подготовила:

    Инструктор по физической культуре

    Драган Е.В.

    Нягань 2014г.

    «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской

    деятельности на физкультурных занятиях».

    Современные требования жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, вероятно, неизбежны.  В соответствии с требованиями ФГОС наиболее эффективно образовательные задачи можно решить только в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

    Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А.Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека,  должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

    Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. По мнению ученых понятие интеграции определяется как:

    1. Процесс и результат создания неразрывно связанного (Н.С.Антонов, М.С.Асимов, А.С.Белкин, Н.К.Чапаев, И.П. Яковлев);
    2. Состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию (Н.К.Чапаев);
    3. «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания» (И.Д.Зверев). В более поздней работе, написанной им совместно с В.Н.Максимовой, интеграция характеризуется как процесс и результат создания непрерывно связанного.

    Всё это предполагает:

    • «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Ю. Лотман);
    • уметь переносить знания с одного вида деятельности на другой,
    • одну информацию на другую,
    • находить общее и индивидуальное.

    Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированные занятия.(слайд 5) На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определённой темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используются в период предшкольного образования.

    Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

    Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

    С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

    • Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём («Безопасность»).
    • Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»).
    • Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»).
    • Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»).
    • Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация», «Здоровье»).
    • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»).
    • Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»).
    • Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

    Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный на:

    • Формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира.
    • Повышение уровня физической подготовленности на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей.
    • Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

    Таким образом, интегрированные занятия:
       1.   Оказывают положительное влияние  на уровень освоения упражнений дошкольниками.
    2.  Повышают уровень образованности.
    3.  Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников,  но и формированию различных знаний.

    Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

    Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

    Используемая литература:

    1.  Инструктор по физкультуре. 2011 №1.

    2.  С.Д.Сажина Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера» М.2008.

    3. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы – М. Мозаика-Синтез, 2011г.

    4. Физкультурно – оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований - Под общей ред. Микляевой Н.В. – М. УЦ «Перспектива», 2011г.

    5. Управление ДОУ. 2011г, №7,8.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ

    Хочу представить материал по теме:"Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ". Здесь статья на эту тем...

    Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"

    Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ   МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...

    Спортивный праздник «Путешествие в страну сказок и мультяшек» (интеграция двигательной, игровой, музыкальной, познавательной видов деятельности)

    Спортивный праздник «Путешествие в страну сказок и мультяшек»(интеграция двигательной, игровой, музыкальной,познавательной видов деятельности)Спортивный праздник   в   старшей...

    «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»

    «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»...

    Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»

        Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации...

    Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»

           Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает о...