Консультации для воспитателей.
материал по физкультуре на тему

Кочубей Наталья Анатольевна

1. Использование подвижных игр в коррекции поведения детей.

2. Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности.

3. Формы  двигательной активности как сред-ство оздоровления детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей. ИЮЛЬ.

«Использование подвижных игр

в коррекции поведения детей»

Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики – гиперактивные дети, отличающиеся от остальных сверстников тем, что они двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе.

Слишком шумные, беспокойные, эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности, предлагаемой взрослым, а «заразившись» ею, быстро остывают и вновь начинают проявлять двигательное беспокойство. Нередко в категорию «шустриков» попадают и дети с преобладающим холерическим типом темперамента. Однако, следует учитывать: холерики, сбросив двигательное напряжение в предложенных взрослым видах игровой деятельности, способны упорядоченно, длительно, самостоятельно заниматься деятельностью спокойного характера, в то время как гиперактивные воспитанники нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого, цель которого переключать их на спокойные виды игр.

Основное назначение подвижных игр, используемых в дифференцированной работе с «шустриками»,  - создание условий для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом, предупреждение и снятие двигательного беспокойства, формирование умения точно выполнять задания взрослого, развитие слухового (зрительного) внимания. С такими детьми целесообразно организовывать подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал, а также индивидуальные коррекционные игры и упражнения, способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга. Особое место могут занять игры, которые развивают координацию движений, чувство равновесия, тонкую моторику рук.

Организуя коллективные игры со всей группой, на роль водящих сначала выбирают детей уравновешенных, умеющих выдерживать и выполнять договорное правило, а затем главные роли доверяют «шустрикам», т.к. они не боятся новых двигательных заданий и с удовольствием участвуют в играх на развитие быстроты и ловкости.

Другая группа «особых» детей более удобна для педагогов и родителей. Это так называемые мямлики – тревожные, легкоранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени, даже обладая прекрасными изобразительными или исполнительскими способностями, предпочитая одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за деятельностью других, более раскрепощенных сверстников.

В условиях пребывания в ДОУ медлительные дети зачастую не успевают уложиться во временные рамки, отведенные для выполнения той или иной деятельности, другие дети постоянно вынуждены их ждать, что нередко провоцирует возникновение конфликтов в детском коллективе. Взрослые, у которых они вызывают раздражение, то и дело бранят и наказывают их, а сверстники не очень охотно принимают таких детей в игры. Вместе с тем, именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и опережающей похвале взрослого, стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность, в демонстрации вариантов организации игр вместе с другими детьми.

Для «мямликов» будут весьма полезны релаксационные упражнения: они не только способствуют снятию мышечных зажимов, но и позволяют установить эмоционально положительные,  доверительные отношения со взрослыми и детьми.

С этими детьми целесообразно организовывать специальные корригирующие игры и упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты движений.

При взаимодействии с «мямликами» очень важно оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр; педагогу желательно время от времени подключаться к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности, периодически вносить спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь, позволяющий поддерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности.

Предложенные игры можно также использовать и со всей группой детей, регулируя общий эмоциональный фон группы: повышая его за счет использования игр с высокой ДА или понижая, успокаивая детей. Количество повторов одной игры и ее длительность зависят от интереса к ней детей, но существует негласное правило: лучше закончить игру  немного раньше, чем немного позже.        

Система мер, направленных на активизацию двигательной деятельности детей с низким уровнем ДА («мямликов»)

Индивидуальные упражнения воспитанников в различных видах ДА в форме игровых упражнений в малых подгруппах, включающих детей с равным уровнем ДА.

Эмоциональная поддержка инициативности детей в отборе подвижных игр для самостоятельной ДА

Подключение к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности

Объединение (без навязывания) детей разной подвижности в совместной парной игре, предоставление им одного предмета на двоих (мяч, кукла, обруч и т.д.), показ вариантов действий (если это необходимо)

Индивидуальное обучение ребенка правилам новой подвижной игры, которая будет разучиваться с остальными детьми позже, с  тем, чтобы малоподвижный ребенок мог исполнить роль ведущего или ловишки.

Применение упражнений или заданий, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения

Система мер, направленных на упорядочение двигательной деятельности детей с высоким  уровнем ДА («шустриков»)

Использование подвижных игр и упражнений, требующих соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал

Использование игр и упражнений, развивающих грацию и пластику движений

Индивидуальные коррекционные игры и упражнения, влияющие на регуляцию процессов возбуждения в коре головного мозга

Объединение (без навязывания) в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставление им одного предмета на двоих, показ вариантов действий

Индивидуальное усложнение заданий, внесение в подвижную игру элементов драматизации, познавательных и логических заданий

Использование этюдов психогимнастики, направленных на расслабление отдельных групп мышц и нормализацию психического тонуса ребенка, в т.ч. с помощью музыки, естественных природных звуков

Использование метода принудительно – облегчающего упражнения, побуждающего детей с помощью оборудования выполнить действие с заданными параметрами (удержать мешочек на голове, бег между предметами и т.д.)

Увеличение количества повторов игровых действий в общей игре



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей АВГУСТ

"Нестандартное оборудование, как средство

повышения интереса детей к двигательной активности"

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению , защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практически наблюдений , можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность , нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате          целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых            качеств, происходитсовершенствование деятельности основных физических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо.

1)    Повысить    интерес    детей к    различным    видам    двигательной деятельности.

2)    Увеличить объём двигательной активности детей.

3)    Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

4)    Поднять эмоциональный настрой детей.

Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного оборудования. Именно использование нетрадиционного оборудования позволяет:

1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.

2) Развивать   у       детей       наблюдательность,       эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

3) Развивать чувство формы и цвета.

4) Способствовать    формированию       физических    качеств    и двигательных умений детей.

Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках должно         быть нестандартное оборудование. Оно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий.

Предлагаем нестандартное оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений и занятий на свежем воздухе.

1) « ЛЫЖИ НА ДВОИХ»

На    пару   лыж   устанавливаются   по 2    крепления. Два   ребёнка встают на одну пару лыж , двигаются синхронно.

Такие упражнения развивают координацию движений, умение действовать в паре. Можно применять во время проведения игровых упражнений и эстафет.

2)  « СКЕЙТБОРДЫ»

На деревянные досточки размером 20-40см снизу крепятся ролики ( от роликовых коньков ).

Можно применять для передвижения сидя, в эстафетах перевозить на досках груз. Также лёжа животом на доске, отталкиваясь руками от пола, прокатываться вперёд- назад.

Передвигаться на « скейтборде» стоя на ногах можно только со страховкой взрослого.

Такие  упражнения   развивают  смелость,  ловкость,   координацию движений, повышают интерес к выполнению упражнений.

3)  «ЧЬИ СЛЕДЫ»

Из плотного линолеума вырезаются две ступни шириной 20см длиной 30см.

Такие следы можно использовать в играх-эстафетах.

Эти игры-эстафеты развивают умение работать в группе, быстроту реакции.

4)  « ПОЛОВИНКИ»

Отслужившие свой срок резиновые мячи разрезаются пополам. Образовавшиеся «мисочки» в эстафетах заменяют «шапки-невидимки», их можно набрасывать на лежащие предметы, мячи меньшего размера и т.д. они могут выполнять роль ориентировки.

5)  « ЛЕНТЫ НА РЕЗИНКЕ»

На концах длинной резинки крепятся крючки (для растягивания резинки через спортзал). На резинку нанизывается подшитые с одного края ленты (20-25 штук), которые могут двигаться по резинке свободно. Использование:

- упражнения на дыхания (ленты шевелятся).

- упражнения «Попади мячом в цель.

- прыжки на двух ногах вдоль зала -«Достань головой до ленточки».

6)  «ПУФИКИ ИЗ ПАРАЛОНА»

.   (диаметр 30-50 см, высота 30-40) Обтягиваются дерматином или тканью. Их можно перепрыгивать, переносить, перебрасывать, сидеть на них и т.д.

7)  «ЗМЕИ МАТЕРЧАТЫЕ»

Используются для перешагивания, перепрыгивания, хождении прямо по «змее», вместо скакалки в эстафете, как ограничитель для малышей при обучении ходьбе и др. Их делают из лоскутков в стиле «печвог» и набивают шерстяными нитками, ватой, тряпками, кусками поролона.

8) «ПЛАСТМАССОВЫЕ БУТЫЛКИ»

Бутылки разной ёмкости, наполненные водой или песком используют для выполнения ОРУ, для поднимания, вместо гантелей, для прокатывания.

Также     для     профилактики     и     коррекции     плоскостопия     в физкультурных уголках необходимо иметь разные коврики:

- твердые

- колючие, а также можно сшить:

9) «УДАВ»

Используем   ткань,   вату,   пуговицы   без   ножки.   Применяем   для профилактики плоскостопия;' развитие умения сохранять равновесие по ограниченной плоскости.

10) «ДОРОЖКА СО СЛЕДАМИ»

Используем коврик туриста, клеящуюся    плёнку. Применяем для развитии координации, внимания, прыгучести.

11) «ПНЕМВМАТИЧЕСКИЙ КОВРИК»

Используем ткань поролон, каждая ячейка прошивается ч различается по плотности набивки поролоном. Используется для профилактики плоскостопия.

Также в играх, игровых упражнениях, эстафетах используется мячи для футбола, сухие бассейны.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...