Опытно-экспериментальное исследование
материал по физкультуре по теме

Казанцева Наталья Александровна

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям, способствуют  плотности и вариативности процессов управления движениями и увеличению двигательного опыта.

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития  координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Координационные способности лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений дошкольников, поэтому  поиску эффективных средств развития координационных способностей следует уделять особое  внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opytno-eksperimentalnoe_issledovanie.doc763 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ДСКВ №21 «АИСТ»

Инструктор по физкультуре Казанцева Наталь Александровна

Опытно-экспериментальное исследование влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: разработка программы  дополнительного образования музыкально-ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:  процесс развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ритмическая гимнастика как средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагает, что ритмическая гимнастика, включающая  в себя общеразвивающие  упражнения для различных групп мышц и элементы музыкально-ритмических  движений, может эффективно  влиять на развитие у детей координационных  способностей при соблюдении определенных  педагогических условий.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи  исследования: 

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Определить методики  диагностики координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Разработать  и апробировать  программу  занятий ритмической гимнастикой для детей старшего дошкольного возраста.

Определить педагогические условия реализации программы по ритмической гимнастике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.

Эмпирический метод  наблюдение за детьми

Методы количественной и качественной обработки полученных данных.

Теоретическая значимость: проведённое исследование позволяет расширить и уточнить знания о развитии координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: разработана и апробирована программа занятий  ритмической гимнастикой для детей старшего дошкольного возраста.

1. Исследование координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование с целью выявления эффективности, влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста,  было проведено на базе дошкольного учреждения МДОУ ДСКВ «АИСТ» № 21.

Были определены 2 группы детей: экспериментальная и контрольная,  в   группы  вошло  по 10 детей в  возрасте 5 – 6 лет, среди них по 5 девочек и по 5 мальчиков (соматическое и физическое развитие норма, группа здоровья преимущественно вторая).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1 этап – констатирующий май 2011год

2 этап  - формирующий сентябрь-декабрь 2011 год

3 этап  - контрольный  январь 2012 год

1 этап – констатирующий

На констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы мы провели диагностическое исследование, задачей которого являлось: выявить уровень развития координационных движений  рук и ног с сагиттальной, вертикальной и горизонтальной плоскости.

Для реализации поставленной задачи были использованы тесты рекомендованные. Тарасововой  Т.А

Двигательные тесты  на определение возрастных  возможностей  детей в выполнении координационных движений,  не зависели от длинны тела ребёнка, его весовых показателей и  наличия специальных двигательных навыков  и не требовали специального обучения.

Движения демонстрировались  детям в обычном темпе, т.е. воссоздавался  образ двигательного действия. Затем давалась   подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образа, концентрировалось   внимание детей на цели действия (координации). После этого проговаривалась   программа двигательного действия, при этом на технике выполнения внимание не акцентировалось. Демонстрация движений  предназначалась   конкретному ребёнку в отдельности.

Далее  оценивалась  координация движений по следующим критериям:

одновременное правильное выполнение движение – 3 балла

не одновременное, но правильное выполнение движение – 2 балла

нарушение координации, но после повторного показа верное выполнение движения, выполнение отдельных элементов – 1 балл 

Тестирование  проводилось в первую половину дня в спортивном зале, в привычной для детей обстановке. Дети прибывали в спортивной форме, не стесняющей движения (футболка, шорты, носки).

Данные полученные в результате тестирования заносились в протокол

(таблица 1, 2).

Таблица 1. Протокол тестирования экспериментальной группы (в баллах)

Ф.И.О Детей.

Тест

№1

Тест

№2

Тест

№3

Тест

№4

Тест

№5

Тест

№6

1

2

3

4

5

6

7

Слава

3

2

2

3

3

2

Денис

2

2

1

2

1

1

Влад

2

1

2

2

2

2

Миша

2

2

2

2

2

2

Вика

2

2

2

1

1

1

Ярослав

1

2

2

2

2

2

Эля

3

3

3

2

2

2

Лиза

2

3

3

3

3

2

Яна

3

2

3

2

2

3

Вика

1

1

2

1

1

1

Таблица 2. Протокол тестирования контрольной группы (в баллах)

Ф.И.О. Детей.

Тест

№1

Тест

№2

Тест

№3

Тест

№4

Тест

№5

Тест

№6

1

2

3

4

5

6

7

София

2

2

3

2

2

2

Вова

2

2

2

2

2

2

Юля

2

2

2

3

1

1

Артём

2

3

2

1

2

2

Лена

2

2

2

3

2

2

Полина

3

2

2

2

2

2

Максим

2

1

1

2

2

1

Слава

3

3

2

2

3

3

Настя

3

3

3

3

3

2

Захар

1

2

1

1

1

1

Далее мы использовали  метод математического анализа для получения  процентного соотношения результатов тестирования  экспериментальной и контрольной группы, с последующим оформлением полученных данных в  таблицу 3, 4.

Таблица 3. Результаты тестирования  экспериментальной группы
на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

№ теста

баллы

Кол-во человек

Процентное
соотношение

1

2

3

4


1

3

2

1

3

5

2

30%

50%

20%


2

3

2

1

2

6

2

20%

60%

20%


3

3

2

1

3

6

1

30%

60%

10%


4

3

2

1

2

6

2

20%

60%

20%


5

3

2

1

2

5

3

20%

50%

30%


6

3

2

1

2

6

2

20%

60%

20%

Таблица 4. Результаты тестирования  контрольной группы
на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

№ теста

баллы

Кол-во

человек

Процентное

соотношение

1

2

3

4


1

3

2

1

3

6

1

30%

60%

10%


2

3

2

1

3

6

1

30%

60%

10%


3

3

2

1

2

6

2

20%

60%

20%


4

3

2

1

3

5

2

30%

50%

20%


5

3

2

1

2

6

2

20%

60%

20%


6

3

2

1

1

6

3

10%

60%

30%

Наглядно результаты тестирования экспериментальной и контрольной  группы на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы представлены в диаграмме (Рисунок 1, 2).

Рисунок 1. Диаграмма результативности тестирования экспериментальной группы, на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

Рисунок 2. Диаграмма результативности тестирования контрольной группы, на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

Далее мы провели сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы и оформили его  таблицу 5.


Таблица 6. Сравнительная таблица результатов тестирования,
экспериментальной и контрольной группы

Тест№

баллы

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

№1

3

2

1

30%

50%

20%

30%

60%

10%

№2

3

2

1

20%

60%

20%

30%

60%

10%

 №3

3

2

1

30%

60%

10%

20%

60%

20%

№4

3

2

1

20%

60%

20%

30%

50%

20%

 №5

3

2

1

20%

50%

30%

20%

60%

20%

№6

3

2

1

20%

60%

20%

10%

60%

30%

По результатам сравнительной таблицы, можно сделать вывод, что   уровень развития координационных способностей в экспериментальной и  контрольной группе примерно одинаковый.

Наглядно результаты сравнительной таблицы представлены в диаграмме (рисунок 3 – 8).

Рисунок 3. Сравнительная  диаграмма по тесту №1

Рисунок 4. Сравнительная  диаграмма по тесту №2

Рисунок 5. Сравнительная  диаграмма по тесту №3

Рисунок 6. Сравнительная  диаграмма по тесту №4

Рисунок 7. Сравнительная  диаграмма по тесту №5

Рисунок 8. Сравнительная  диаграмма по тесту №6

2. Развитие координационных способностей по средствам ритмической гимнастики в экспериментальной группе.

Задача  второго  этапа опытно-экспериментальной работы  состояла в том, чтобы повысить уровень развития координационных способностей детей по средствам занятий ритмической гимнастикой.

Для реализации задачи был создан кружок «Ритмическая гимнастика» который посещали  дети экспериментальной группы в количестве 10 человек.

На основе методических рекомендаций  Фирилёвой Ж.Е., Сайкиной Е.Г., Бурениной А.И., Каплуновой И.М.  и Новоскольцевой И.А. был разработан  план – программа работы кружка «Ритмическая гимнастика» цели и задачи  которой способствуют развитию не только координационных способностей детей, но и пластичности, красоты и точности движений.

Программа включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координационных способностей, серию упражнений по ритмике. Упражнения,  совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц.

 В работе использовался  индивидуально-дифференцированный подход при разучивании новых элементов, мотивируя детей на правильное выполнение движений, опираясь на личный пример.

 Собиралась  фонотека с записями классической, современной и мультипликационной музыки.  Музыкальное сопровождение на занятиях способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

Общеразвивающие упражнения в работе с детьми  на занятиях  ритмической гимнастикой  занимают значительное место в разделе «гимнастика». Эти упражнения общеразвивающие, корригирующие, акробатические, прикладные. Выполняя их с определенной амплитудой, в заданном направлении, темпе, ритме,  дети учатся  владеть своими движениями. Нагрузка регулируется  характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма гимнастические упражнения сочетаются  с дыхательными.

Основной акцент ставился  на то, чтобы дети осмысленно выполняли упражнения, формировались способы контроля и самоконтроля за движениями. Использовались  мотивационные факторы в достижении целей и задач.

Педагогические аспекты формирующего этапа.

Учитывая общие положения, лежачие в основе развития координационных способностей, мы определили приоритетные упражнения, над которыми  работали:

развивающие согласованность движений, пространственную ориентировку и связанную с ней точность;

направленные на совершенствование умения своевременно и относительно полно расслаблять мышцы;

упражнения в равновесии, развивающие способность сохранять устойчивое положение тела при разнообразных движениях и позах (по возможности в условиях неожиданного изменения окружающей обстановки).

Мы выделили три группы упражнений, оптимально способствующих развитию координационных способностей у старших дошкольников.

Упражнения, способствующие обогащению двигательного опыта детей: на развитие координации, с использованием необычных исходных положений, с изменением скорости или темпа выполнения движения, «зеркальное» выполнение упражнений, с предметами (ленты, обручи, гимнастические  палки,, косички)

Упражнения на расслабление: с произвольным расслабление мышц, с быстрым чередованием напряжения и расслабления мышц.

Обучения движениям, основанное на закономерностях формирования двигательных навыков, осуществлялось по методике поэтапного овладения ими.

На этапе первоначального разучивания  детям демонстрировался чёткий безукоризненно правильный образец движения в целом, затем происходил детальный показ выполнения движения в более медленном темпе с пояснениями последовательности всех составляющих его элементов. Детям говорилось «Посмотрите ещё раз и послушайте: исходное положение – основная стойка, палку держу хватом сверху. Поднимаю палку вверх и смотрю на неё, затем опускаю на согнутое колено левой ноги. Обратите внимание – носок левой ноги оттянут! Затем возвращаюсь в исходное положение».

Некоторые упражнения демонстрировались последовательно в лицевой и боковой плоскостях. Это помогало акцентировать внимание детей на наиболее важных элементах техники (оттянутый носок, прямые ноги, расправленные плечи, поднятый подбородок).

Например при разучивании нового упражнения на координацию детям говорилась: «Сегодня мы будем разучивать упражнение «Робот». Посмотрите, как оно выполняется (осуществлялся зеркальный и профильный показ). А теперь посмотрите ещё раз и послушайте. Исходное положение – основная стойка, руки на поясе. Одновременно поднимаю правую руку вперёд и выставляю правую ногу вперёд на носок. Возвращаюсь в исходное положение. Поднимаю левую руку и выставляю левую ногу вперёд на носок. Возвращаюсь в исходное положение».

Затем следовало практическое выполнение движения в целом – дети самостоятельно воспроизводили его, слушая указания, а мы следили за тем, как они поняли задание. Если замечалось несоответствие между образцом и тем, как дети выполняли движения, вносились коррективы посредствам объяснения или повторного показа.

Чтобы создать у детей представление и о структуре движения и о технике его выполнения,  мы сочетали наглядные и словесные приёмы; при этом последним отдавалось предпочтение: они повышали не только скорость овладения двигательными навыками, но и качество выполнения движения.

На втором этапе обучения – этапе углублённого разучивания решались задачи уточнения техники, правильности выполнения деталей движения, постепенно  исправлялись  ошибки. Старались в сознании и мышечном ощущении ребёнка восстановить последовательность элементов действия, конкретность ощущений.

С учётом физиологического механизма, лежащего в основе постепенного усвоения разучиваемого движения, отбирались соответствующие методические приёмы. Обращали внимание детей  на правильность выполнения двигательных действий, поощряли их  (Молодец, Денис красиво стоишь, правильное исходное положение принял»), предупреждали возможные ошибки («Слава, при повороте корпуса ноги остаются на месте, словно приклеенные!»), направляли и корректировали действия детей, обращая особое внимание на точность выполнения движения («Нога прямая, носок оттянут», «Спину держим ровно»).

Двигательные действия на данном этапе обучения детям уже знакомы, поэтому при выборе методов и приёмов учитывалась сложность каждого движения. Простые по содержанию и структуре только напоминались детям, не прибегая к наглядному показу. Например: «Вспомните упражнения, которое мы выполняли на прошлом занятии. Исходное положение – основная стойка. Мы вытягивали прямые руки вперёд, поднимали вверх, разводили в стороны, затем опускали». Такое напоминание вызывало в представлении детей         образ движения в последовательности его элементов, и они выполняли его, следуя лишь словесной инструкции.

Более сложные движения,  требовали показа  в сочетании пояснениями. В некоторых случаях к показу привлекались дети. Детям объяснялась последовательность отдельных элементов и подчёркивалась необходимость точности их выполнения. Например: «Миша ни разу не уронил обруч, потому что он правильно выполнил упражнение. Покажи, как нужно это делать. Ребёнок показывал, а мы словом сопровождали последовательность выполнения упражнения, выделяли как и на предыдущем этапе, зависимость результата от качества выполнения движения.

Этап углублённого разучивания требовал различных методов и приёмов, которые должны были активизировать мыслительную деятельность ребёнка, его представления о структуре движения и способствовать осознанию техники. Для закрепления упражнения детям предлагалось вспомнить последовательность его выполнения и рассказать, как оно выполняется. При это ребёнку предлагался примерный план ответа: «Вспомните, какое исходное положение ног, рук; с чего начинается упражнение, что делать потом, как закончить». Обозначение словом двигательных действий повышало эффективность обучения, способствовало осознанию последовательности их выполнения, что исключало механическое воспроизведение.

С целью привлечения внимания детей к описанию упражнений их выполнение начиналось после перестроения в две колонны. Дети одновременно слушали объяснения и видели образец выполнения движения. Мы подходили к каждому ребёнку и при  необходимости,  словом или мягким исправлением позы оказывали индивидуальную помощь. Таким образом, дети. Стоящие в первой колонне, выполняли движения, а те кто стояли во второй, смотрели и затем объясняли последовательность его элементов. При этом им предлагалось оценить качество выполнения движений.

Сначала дети испытывали трудности: они не выделяли последовательности движений. Говорили примерно так «Мне нравиться Эля, я с ней дружу» либо «Яна хорошо делала, вот так (показывал)». В таком случае мы предлагали свой вариант: «Очень красиво выполнила движение Яна, она наклонилась низко, касаясь пальцами пола, колени не сгибала».  Постепенно оценка детьми действий товарищей становилась развёрнутой: «Денис красиво выполнял упражнение, наклонялся низко, колени не сгибал…»

Особая роль отводилась формированию телесной рефлексии – осознанию собственных мышечных ощущений. Для этого мы обращали внимание детей на различие мышечных ощущений при выполнении одного и того же упражнения с разными предметами. Например, предлагалось выполнить наклоны вправо-влево с гимнастической палкой и косичкой, затем сравнить ощущения. Приведём варианты ответов детей: Косичку надо держать натянутой, плечи устают, с палкой выполнять легче. С палкой можно наклониться, а спина будет ровная, с косичкой – нет. С палкой можно наклониться низко».

По мере автоматизации навыка, значение физического упражнения как средства воспитания координационных способностей уменьшается, поэтому мы использовали варианты физических упражнений, например предлагали выполнить уже знакомое упражнение из других исходных положений. Упражнения для мышц рук выполнялись из следующих исходных положений: стоя, ноги врозь, правая (левая) впереди; стоя ноги скрестно; стоя на правом левом колене; синя на пятках, по-турецки, лёжа на спине и т.п. При выполнении упражнений  для мышц ног изменялось исходное положение рук: руки за голову, перед грудью, к плечам, за спину, кисть за кисть и т.п. При поведении упражнений использовались предметы: гимнастические палки, обручи, косички, ленты. Совместное творчество с детьми выражалось в составлении вариантов движения, первоначально осуществлялось при ведущей роли взрослого. Затем детям предлагалось самим придумать варианты движений, например подобрать предметы, с которыми можно выполнить упражнения. Такие задания вызывали у детей особый интерес и положительные эмоции, активизировали их внимание, следовательно, повышали результативность обучения.

Сочетание слова и наглядности способствовало осознанию и дифференцировке структуры движения. Использование соответствующей терминологии, выполнение детьми несложных упражнений только по словесной инструкции, привлечение их к анализу качества выполнения движений способствовало уточнению их представлений о движении, помогало полноценно воспринимать разные способы выполнения движений, создать точное представление о каждом из них и технически правильно выполнять упражнения.

На третьем этапе – этапе закрепления и совершенствования двигательного навыка задача заключалась в том, что бы не только развить уже приобретённые навыки, но и стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения и создать возможность для его творческого применения как в играх, так и в повседневной жизни.

На данном этапе дети воспринимали задания сознательно, действовали целенаправленно. Способ выполнения движений уже автоматизировался, поэтому внимание было сосредоточено главным образом на качестве. По названию упражнения в сознании и представлении детей возникала последовательность выполнения, и движение было быстрым и чётким.

Были использованы варианты выполнения упражнений с целью развития находчивости, способности не растеряться при непредвиденном осложнении. Например, посредствам интонации ведения счёта варьировался темп выполнения упражнений, в последствии счёт заменялся музыкальным сопровождением.

С целью совершенствования способности к равновесию детям предлагалось выполнить отдельные элементы упражнения с закрытыми глазами, исключив контроль зрительного анализатора. Это позволило свести к минимуму подражание и выполнять упражнение, опираясь на собственный двигательный опыт. Например, детям предлагалось принять исходное положение, закрыть глаза и выполнить ряд команд (Руки вперёд, открыть глаза, проверить, смотрят ли ладони друг на друга. Закрыть глаза, отвести руки в стороны – назад, ладони к верху, открыть глаза»; «Закрыть глаза, левую руку поставить на пояс, правой рукой коснуться колена правой ноги»), затем выяснить кто правильно выполнил упражнение.

С учётом уже имеющегося у детей опыта и освоенной техники выполнения упражнений, детям с помощью взрослого предлагалось выполнить творческие задания: внести изменения в упражнение, скомбинировать из знакомых элементов новое движение или придумать своё, оригинальное упражнение. Дети при этом испытывали определённые трудности: либо отказывались выполнять упражнение, либо подражали товарищам, либо показывали упражнение но не могли его описать. Мы подсказывали возможные варианты выполнения упражнений, затем предлагали поучаствовать в игре «затейники» и воспроизвести любое понравившееся движение. Внимание всей группы обращалось на наиболее удачные варианты, поощрение робких детей способствовало повышению их самооценки.

Постепенно подводили детей к самостоятельному придумыванию вариантов движения. Так при проведении комплекса общеразвивающих упражнений детям говорилось: Следующее упражнение – наклоны в стороны. Вы сделаете шесть наклонов вправо и лево, способ выполнения выберите сами:. Или например: «Следующее упражнение – прыжки на двух ногах. Вы сделаете двадцать прыжков, а способ выполнения выберете сами». Дети предлагали прыгать вперёд, назад; ноги врозь – ноги скрестно; одна – вперёд – другая назад, в сочетании с хлопками.

В процессе изучения и выполнения упражнений с использованием указанных выше методов и приёмов у детей складывались и уточнялись представления о структуре движения и пространственного расположения частей тела, знание терминологии помогало детям описывать упражнения, самостоятельно использовать двигательные навыки в подвижных играх и повседневной жизни.  

Музыкальное сопровождение помогало улучшить эмоциональное состояние детей, повышало интерес к занятиям.

В ходе формирующего этапа наблюдалась положительная динамика развития координационных способностей, значительно расширился фонд двигательного опыта детей.

В ходе апробации программы, нами были определены педагогические условия, которые необходимо соблюдать, а именно:

Обучение проводится в соответствии с программой и методическими рекомендациями;

Занятия проводятся систематически по 2 раза в неделю, наполняемость подгрупп, 10 человек.

Постепенное разучивание  отдельных элементов комплекса;

При разучивании упражнений используется методика трёх этапов обучения;

Осуществляется индивидуальный подход к детям;

 Музыкальное сопровождение осуществляется в соответствии с  методическими рекомендациями и  гигиеническими требованиями.

3. Контрольное исследование  координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Уточнить  результаты проделанной нами работы  помог, контрольный этап опытно-экспериментальной работы, задача которого состояла  в том, что бы   выявить уровень развития координационных движений руки ног в сагиттальной, вертикальной и горизонтальной плоскости после формирующего этапа.

Для достижения поставленной задачи мы провели диагностическое исследование с использованием тестов, которые применялись на этапе констатирующего эксперимента.

Данные полученные в результате тестирования заносились в протокол

(таблица 6, 7

Таблица 7. Протокол тестирования экспериментальной группы (в баллах)

Ф.И.О Детей.

Тест

№1

Тест

№2

Тест

№3

Тест

№4

Тест

№5

Тест

№6

1

2

3

4

5

6

7

Слава

3

3

2

3

3

2

Денис

3

3

2

2

2

3

Влад

3

2

3

2

3

2

Миша

2

2

3

3

2

3

Вика

2

2

2

2

2

2

Ярослав

2

3

3

2

2

3

Эля

3

3

3

3

3

2

Лиза

2

3

3

3

3

3

Яна

3

3

3

3

2

3

Вика

2

2

2

2

1

1

Таблица 7. Протокол тестирования контрольной группы (в баллах)

Ф.И.О. Детей.

Тест

№1

Тест

№2

Тест

№3

Тест

№4

Тест

№5

Тест

№6

1

2

3

4

5

6

7

София

3

2

3

2

2

2

Вова

2

3

2

2

2

3

Юля

2

2

3

2

2

2

Артём

2

1

2

2

1

2

Лена

2

3

2

2

2

2

Полина

3

2

2

3

3

2

Максим

2

2

1

2

2

1

Слава

3

3

2

3

3

3

Настя

3

3

3

3

2

2

ахар

1

2

2

1

2

1

Далее мы использовали метод математического анализа для получения  процентного соотношения результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группах, с последующим оформлением полученных данных в  таблицу 8, 9.

Таблица 9. Результаты тестирования  экспериментальной группы
на контрольном  этапе опытно-экспериментальной работы

№ теста

 баллы

Кол-во человек

Процентное соотношение

1

2

3

4


1

3

2

5

5

50%

50%


2

3

2

1

6

4

60%

40%


3

3

2

1

6

4

60%

40%


4

3

2

1

5

5

50%

50%


5

3

2

1

4

5

1

40%

50%

10%


6

3

2

1

5

4

1

50%

40%

10%

Таблица 9. Результаты тестирования  контрольной группы
на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

№ теста

баллы

Кол-во

человек

Процентное

соотношение

1

2

3

4


1

3

2

1

4

5

1

40%

50%

10%


2

3

2

1

4

5

1

40%

50%

10%


3

3

2

1

3

6

1

30%

60%

10%


4

3

2

1

3

6

2

30%

60%

10%


5

3

2

1

2

7

1

20%

70%

10%


6

3

2

1

3

5

2

30%

50%

20%

Наглядно результаты тестирования экспериментальной  и контрольной  группы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы представлены в диаграмме (Рисунок 9,10).

Рисунок 9. Диаграмма результативности тестирования экспериментальной группы, на контрольном  этапе опытно-экспериментальной работы

Рисунок 10. Диаграмма результативности тестирования контрольной  
группы, на контрольном  этапе опытно-экспериментальной работы

Далее мы провели сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы и оформили его  таблицу 10.

Таблица 10. Сравнительная таблица результатов тестирования,
экспериментальной и контрольной группы, на контрольном этапе  

опытно-экспериментальной работы

№ теста

баллы

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Тест №1

3

2

1

50%

50%

40%

50%

10%

Тест №2

3

2

1

60%

40%

40%

50%

10%

Тест №3

3

2

1

60%

40%

30%

60%

10%

Тест №4

3

2

1

50%

50%

30%

60%

10%

Тест №5

3

2

1

40%

50%

10%

20%

70%

10%

Тест №6

3

2

1

50%

40%

10%

30%

50%

20%

По результатам сравнительной таблицы, можно сделать вывод, что   уровень  развития координационных способностей в экспериментальной  группе после формирующего этапа стал выше, чем  в контрольной группе.

Наглядно результаты сравнительной таблицы представлены в диаграмме (рисунок 11-16).

Рисунок 11. Сравнительная диаграмма по тесту №1

Рисунок 12. Сравнительная диаграмма по тесту №2

Рисунок 13. Сравнительная диаграмма по тесту №3

Рисунок 14. Сравнительная диаграмма по тесту №4

Рисунок 15. Сравнительная диаграмма по тесту №5

Рисунок 16. Сравнительная диаграмма по тесту №6

Выводы по 2 главе

Для проверки выдвинутой нами гипотезы был проведён сравнительный педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа.

На первом – констатирующем этапе мы выявили начальный уровень развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, мы апробировали разработанную нами программу дополнительного образования направленную на развитие не только координационных способностей,  но и гибкости, пластичности, красоты и точности движений. Проверяя выдвинутую гипотезу, изучали динамику развития координационных способностей.

В процессе контрольного эксперимента анализировали результаты проведённой работы.

Результат эксперимента, проводимого в течение полугода, наглядно продемонстрировал положительную динамику исследуемых способностей.

Положительные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной, подтверждают эффективность программы и педагогических условий её реализации

 В процессе работы у детей экспериментальной группы наблюдалась  не только положительная динамика развития координационных способностей, но и  значительно расширился фонд двигательного опыта детей, наблюдался эмоциональный подъём и повышенный интерес к занятиям.

Список литературы:

Акулова, А. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет [Текст] / А. Акулова. – М. : Физкультура и спорт, 2007.

Артемьев, В.П.Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества [Текст] : учеб. пособ. / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. – Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.

Кожухова, Н.Н.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : схемы и таблицы  / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – М. : Владос, 2003.

Колодницкий, Г.А Ритмические упражнения, хореография и игры [Текст] : методическое пособие / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2004.

Лях, В.И. Координационные способности [Текст] : диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006.

Семёнова, Т. Воспитание ловкости у старших дошкольников [Текст] / Т. Семёнова //Дошкольное воспитание 2006. №12 С.59.

Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст] : метод. рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...

«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

laquo;ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (подготовительная группа)...

Картотека «опытно- экспериментальные исследовании»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...

«Опытно-экспериментальные исследования»

Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, р...

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Исследование Чудесной Лаборатории» (старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Исследование Чудесной Лаборатории» (старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет)...


 

Комментарии

Казанцева Наталья Александровна

Уважаемые коллеги, данный материал является частью моей выпускной квалификационной работы. Если Вам понадобится дополнительная информация по этой теме буду рада поделиться.
Копытова Ольга Александровна

Спасибо! Ждём новые Ваши публикации.