Главные вкладки

    Проект "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"
    материал по физкультуре (старшая группа) по теме

     

                Цель проекта – совершенствование условий для сохранения и укрепления  здоровья ребенка в условиях ДОУ.

                Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено,  зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esli_hochesh_byt_zdorov_zakalyaysya.docx479.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2»

    Воспитать ребенка здоровым —

    значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни

    ПРОЕКТ

    ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ, ЗАКАЛЯЙСЯ!

                                                                                 

    Руководитель: Немкина Елена Владимировна

          Кунгур, 2012

                Цель проекта – совершенствование условий для сохранения и укрепления  здоровья ребенка в условиях ДОУ.

                Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено,  зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма.

            Оздоровительная работа в ДОУ – одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Поэтому все чаще дошкольные учреждения разнообразят формы и методы работы с учетом лечебно – профилактических, оздоровительно – развивающих  мероприятий, организуют группы для ослабленных детей и детей с ограниченными способностями. Однако в стремлении к новациям, индивидуальным здоровьесберегающим технологиям всегда ли учитывается психофизиологическое развитие ребенка – дошкольника, соблюдается грань между необходимостью  интенсификации оздоровительной работы и требованиями к допустимой нагрузке, образовательными задачами, реализуемыми в ДОУ, и принципами семейного воспитания?

          Эти и другие вопросы зачастую являются камнем преткновения как в процессе планирования, так и в период апробации лечебно – оздоровительной деятельности. И разрешить их можно в том случае, если учитывать не только разнообразные аспекты понятия «здоровье», но и максимально задействовать все ступени руководства педагогическим процессом, помня, что процесс этот двусторонний, и в нем заинтересованы не только педагоги и воспитатели ДОУ, но и родители.

    Закаливание является эффективным способом оздоровления детей, многие из видов закаливания применяются и в дошкольных учреждениях, включены в режимные моменты, являются частью физкультурных занятий.                

               

    Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.        

                  Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника и воспитателя состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.

    Необходимо соблюдать ряд правил:

     Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.

     Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.

     Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.

     Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

    К традиционным видам закаливания детей относятся:

    -утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

    -оздоровительная прогулка

    -воздушные ванны

    -воздушные ванны с упражнениями

    -сон с доступом свежего воздуха

    -умывание в течение дня прохладной водой

    -полоскание рта прохладной водой

    -хождение босиком до и после дневного сна

    -хождение босиком по «дорожке здоровья»

    -(массажные коврики) после дневного сна

    -солнечные ванны

    К нетрадиционным видам закаливания можно отнести:

    -«Льдинка» (М. Кузнецова)

    -хождение по мокрым солевым дорожкам (Ю.Ф. Змановский)

    -контрастные водные ванночки для рук (В. Алямовская)

    -полоскание носоглотки прохладной водой с элементами психогимнастики (Ю.Ф, Змановский, В.Т. Кудрявцев)

    -игровой массаж (Интерпретация и адаптивный вариант методик специального закаливания детей А.Уманской и К.Динейки)

    КОНТРАСТНЫЕ ВОДНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ РУК

                                                                                                                                      Автор Алямовская В.А.

     Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом.

     Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут.

     

    ХОЖДЕНИЕ ПО МОКРЫМ СОЛЕВЫМ ДОРОЖКАМ

                                                                                                                                   (Ю.Ф. Змановский)

            После дневного сна дети выполняют гимнастические упражнения, проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами.        

            Вода для замачивания одеяла от 38 до 40 град каждые два дня снижается на 1 град до 20град. Состав раствора: вода 10 л, поваренная соль 400г.        

            По мокрому одеялу с 30 секунд до 2 минут топчутся дети        

            Ведро для замачивания одеяла, одеяло, ребристая доска, резиновый коврик с шипами.        

            Воспитатель, медсестра, обязательный контроль.

     

    «ЛЬДИНКА»

                                                                                                                                                 Автор Кузнецова М.И.

               «Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий кровеносные сосуды и тренирующий иммунную систему ребенка.

                Дети лежат в кроватках. Воспитатель берет кусочек льда (в пакете) и по часовой стрелке круговыми движениями делает три поворота по ступне ребенка, тут же закрывает ножки ребенка одеялом и переходит к следующему. Так она выполняет три раза. Через неделю воспитатель каждому ребенку делает уже четыре круговых движения, так доводится до десяти раз. После того, как воспитатель закончит растирание, медсестра начинает проводить массаж стоп детей махровой рукавичкой.

    Далее включается спокойная музыка, на фоне которой воспитатель ходит от ребенка к ребенку и поглаживает их, кого по ручке, кого по головке, кого по тельцу, приговаривая слова:

     

      Реснички опускаются,

      Глазки закрываются.

      Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

      Сном спокойным засыпаем.

      Дышится легко… ровно… глубоко…

      Наши руки отдыхают,

      Ноги тоже отдыхают,

     Отдыхают. Засыпают (2 раза),

     Дышится легко… ровно… глубоко…

     Если ребенок заболел в период проведения закаливания, то после его возвращения начинать закаливание нужно с массажа сухой рукавичкой и только после двух недель сухого массажа - закаливание льдинкой, но опять с трех раз.

     Часто болеющим детям проводится только сухой массаж.

     

    ЗАКАЛИВАНИЕ НОСОГЛОТКИ. ПОЛОСКАНИЕ РТА И ГОРЛА

     ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ НАПИТОК»

     Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах температурой 36—38 °С.

     Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому всё подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:

     Я хороший, добрый ребенок,

     Всем детям в группе я желаю здоровья,

     Пусть все будут добрыми и красивыми,

     Милыми и счастливыми, а...у...м...»

     Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные — такие, какие подсказывает собственное воображение.

     Водичка вкусная и приятная.

     Я никогда не буду болеть.

     Я — здоров.

     Дети полощут рот, промывая водой всю его полость.

     После этого со звуком «а...а...а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить?

     Постепенно температура воды снижается до 8—10 °С с целью достижения закаливающегося эффекта.

    ИГРОВОЙ МАССАЖ

     Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей

    А. Уманской и К. Динейки

    Закаливающее дыхание

     Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

    «Поиграем с носиком»

     1. Организационный момент

    а) «Найди и покажи носик»

     Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

    2. Основная часть

     Игровые упражнения с носиком.

    б) «Помоги носику собраться на прогулку»

     Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

    в) «Носик гуляет»

     Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

    г) «Носик балуется»

     На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

    д) «Носик нюхает приятный запах»

     Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

    е) «Носик поет песенку»

     На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

    ж) «Погреем носик»

     Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем, вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

    3. Заключительный этап

    з) «Носик возвращается домой»

     Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

     Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

     —Подходи ко мне, дружок,

     И садись скорей в кружок.

     Носик ты быстрей найди,покажи.

     Надо носик очищать,

     На прогулку собирать.

     Ротик ты свой закрывай,

     Только с носиком гуляй.

     Вот так носик- баловник!

     Он шалить у нас привык.

     —Тише, тише, не спеши,

     Ароматом подыши.

     Хорошо гулять в саду

     И поет нос: «Ба-бо-бу».

     Надо носик нам погреть,

     Его немного потереть.

     Нагулялся носик мой,

     Возвращается домой.

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАНИЯ.

         Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства).

         При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

     Можно выделить три группы детей по этим показателям:

    Здоровые  закалённые.

    Дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые.

    Дети, страдающие хроническими заболеваниями, после длительных заболеваний.

       Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн – это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии теплового комфорта.

     Для детей II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным [5].

        Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает несколько вариантов:

    Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

       Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.

       Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.

       Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

       Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней [5].

        Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

        Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора.    Например – полоскание водой горла – местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

       Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

        Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой  для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.     Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только физического, но и интеллектуального.

          Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

           Закаливание  организма  —   это   формирование   и   совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета  организма,  что в конечном  итоге  приводит  к  снижению  «простудных»  заболеваний.  Причем

    закаливание  детей  дает  двойной  положительный  результат  —  снижение  их заболеваемости и повышение полезной  занятости  родителей  на  производстве, что имеет не только социальное, но и  существенное  экономическое  значение.

    Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы  закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья  детей  различного возраста.

          С давних времен использовались и сейчас остаются  основными  и  самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце,  воздух и вода.

          Закаливание чаще  всего  рассматривается  как  процесс  приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но  говоря  о  закаливании как  средстве  физического   воспитания,    имеется   в   виду   не   только приспособление  организма,   происходящее   под   влиянием   неблагоприятных условий.  Закаливание  надо рассматривать  как  сознательное  применение  в определенной системе  мероприятий,  повышающих  сопротивляемость  организма, воспитывающих способность быстро и без  вреда  для  здоровья  применяться  к различным условиям внешней среды.  Закаливание  следует  начинать  с  самого раннего детства и продолжать в  течение  всей  жизни,  видоизменяя  формы  и методы его применения в зависимости от  возраста.  Оздоровительное  значение воздушных, солнечных  ванн,  водных  процедур  несомненно.  Закаленные  дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств  закаливания заключается в том, что они всегда  под  рукой,  главное  в  том,  что  можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях.  Они не  требуют  сложной  аппаратуры  и  специальных   кабинетов;   способы   их применения в умелых руках не представляют затруднений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Если хочешь быть здоров, закаляйся!

    Давно известно. что здоровье человека зависит от: наследственности (10-20%); состояния окружающей среды (10-20%); состояния здравоохранения (8-12%); образа жизни (50-70%). здоровый образ жизни - это р...

    Если хочешь быть здоров – закаляйся!

    В статье говорится о разных видах закаливания....

    Проект «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида № 2001 Проект«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»Автор: Колыхалова Елена Сергеевна, воспитатель...

    «Если хочешь быть здоров - закаляйся!!!».

    Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повыше...

    Если хочешь быть здоров — закаляйся!

    Рекомендации родителям по закаливанию детей....

    Если хочешь быть здоров- закаляйся!

    Закаливание ребенка в домашних условиях....