КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ГОД
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему

Рыбалко Лариса Прокопьевна

ДАННЫЙ КОМПЛЕКС БЫЛ РАЗРАБОТАН С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ИСПОЛЬЗУЮ ЕГО В РАБОТЕ УЖЕ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ-ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПОД РИТМИЧНУЮ МУЗЫКУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_utrenney_gimnastiki.odt28.45 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ

с 1 - 12 сентября
№ 1

  1. «Покажи руки». И.П.: ноги слегка расставить, руки внизу. Руки
    вперед, выпрямить, вниз. Позже говорить «вот» (повтор. 5 раз).
  2. «Где колени?». И.П.: ноги на ширине плеч, руки за спину.
    Наклон вперед, ладони на колени. Смотреть на колени,
    выпрямиться. Говорить «вот». Приучать выпрямлять ноги

(4 р.).

  1. «Шагают наши ножки». И.П.: ноги слегка расставить, руки вниз
    (за спину на пояс). Высоко попеременно поднимать ноги,
    размахивая руками, 5-10 с. (повт. 3 р.).
  2. «Подпрыгивание». И.П.: то же, 8-10 подпрыгиваний на месте,
    прыгать мягко (повт. 3 р. чередуя с ходьбой).

с 15 -30 сентября
 2

  1. «Шарик» («пузырь»). ИЛ.: ноги слегка расставить, руки за
    спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать
    шарик, развести руки в стороны, выпрямить - надули, руки вверх,
    поем. - улетел, вернуться в и.п. (повт. 4 р.).
  2. «Где колени?». И.П.: сидя, ноги врозь, руки упор сзади. Наклон
    вперед, ладони на колени, смотреть на колени, выпрямиться,
    говорить «вот» (повт. 4 р.).
  3. «Спрячь голову». И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину.
    Присесть, обхватив колени, голову опустить (положить на ноги),
    вернуться в и.п. (повт. 4 р.).
  4. «Мячик». И.П.: то же, руки вниз, слегка сгибать и выпрямлять
    ноги - легкие мячики. 8-10 подпрыгиваний (прыгают мячики),
    (повт. 3 р. чередуя с ходьбой).


ОКТЯБРЬ

с 1 - 15 октября
 З

  1. «Покажи ладони». И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину.
    Руки вперед, выпрямить, ладони вверх, сказать «вот» (повт. 5 р.).
  2. «Неваляшка». И.П.: сидя, ноги врозь, руки назад. Слегка
    наклониться вперед и выпрямиться. Через 3-4 движения — паузы
    (повт. 3 р.).
  3. «Спрятались и показались». И.П.: ноги слегка расставить, руки
    вниз. Присесть, встать (повт. 3 р.).
  4. «Нам весело». И.П.: то же, руки за спину, 8-10 подпрыгиваний на
    месте и ходьба размахивая руками (повт. 3 р.).

с 16-31 октября
№ 4

  1. «Покажи руки». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину.
    Руки вперед, поиграть, взмахи кистями и вернуться в и.п.

(повт. 5 р.).

  1. «Смотри дальше вперед». И.П.: лежа на животе, подбородок на
    согнутых руках. Приподнять голову, смотреть вперед, вернуться в
    и.п. (повт. 4 р.).
  2. «Птички клюют». И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину.
    Присесть и указательными пальцами постучать по коленям,
    выпрямиться. Приседая, говорить «клю-клю» (повт. 5 р.).
  3. «Воробышки». И.п.: то же* руки вниз. Подпрыгивать на 2-х ногах
    на месте, чередуя с ходьбой на месте (повт. 2-3 р. по 8
    подпрыгиваний).


НОЯБРЬ

с 1 -14 ноября

№ 5

  1. «Погреем руки на солнышке». И.п.: ноги слегка расставить, руки
    за спину. Руки вперед, повернуть ладони вверх - вниз, сказать
    «горячо» вернуться в и.п.: то же, руки вперед, ладони вверх,
    сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо».
  2. «Часы бьют». И.Г1,: стоя (сидя), ноги врозь, руки на пояс. Наклон
    вперед, сказать «бум», выпрямиться (повт. 5 р.).
  3. «Греемся на солнышке». И.п.: лежа на спине, руки прижать к
    полу - греем животики. Поворот на живот - греем спинки. Можно
    погреть бочок (повт. 5 р.).
  4. «Веселые ноги». Ноги слегка расставить, руки вниз, 2-3
    пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное (повт. 2-3
    р., чередуя с ходьбой на месте).

с 17 -28 ноября

№ 6

  1. «Погреем руки на солнышке». И.п.: ноги слегка расставить, руки
    вниз. Руки вперед, повернуть ладонями вверх, вниз; сказать
    «горячо», вернуться в и.п. То же, руки вперед, ладони вверх,
    сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо» (5 р.).
  2. «Спрячь ладони». И.п.: ноги врозь, руки в стороны, наклон
    вперед, ладони на живот, сказать «нет», вернуться в и.п. (4 р.).
  3. «Киска». И.п.: лежа на сине, ладони прижать к полу.
    Повернуться на бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку -
    киска спит, затем просыпается (5 р.).
  4. «Киска убежала». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Бег на
    месте 8-12 с. (3 р. чередуя с ходьбой на месте).


ДЕКАБРЬ

с 1 - 12 декабря
№ 7

  1. «Самолет». И.п.: ноги слегка расставить, руки виз. Руки в
    стороны - крылья самолета, вернуться в и.п. - улетел самолет (5 р.).
  2. «Самолет выбирает место посадки». Илт.: ноги врозь, руки в
    стороны. Наклон вперед, поворот головы в одну. Другую сторону,
    вернуться в и.п. (5 р.).
  3. «Посадка». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в
    стороны, присесть - опуститься на землю, вернуться в и.п. позже
    говорить «сели» (4 р.).
  4. «Летчикам весело». И.п.: то же, руки вниз. Слегка сгибать и
    выпрямлять ноги, затем перейти на подпрыгивание. Повторить 2-3
    раза по 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой.

с 14-31 декабря
№ 8

3. «Покажем ладошки». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину.
Руки вперед, ладони вверх, вернуться в и.п. - спрятали (5 р.).

  1. «Косолапый мишка». И.п.: ноги врозь. Руки в стороны.
    Раскачиваться из стороны в сторону, приподнимая то одну, то
    другую ногу. Дыхание произвольное (4 р.).
  2. «Жук». И.п.: лежа на спине, согнуть, приподнять ноги и руки,
    сделать несколько движений ног и рук - жук проснулся, вернуться
    в и.п. - жук уснул (5 р.).
  3. «Жук проснулся». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз.
    Попеременное поднимание ног, переходящее в бег (3 р.).


ЯНВАРЬ

с 5 -16 января
№ 9

  1. «Птички машут крыльями». И.п.: ноги слегка расставить, руки за
    спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью, опуская
    руки, сказать «улетели» (5 р.).
  2. «Колобок». И.п.: лежа на спине. Повернуться на бок, живот.
    Другой бок и опять на спину. Дыхание произвольное (3 р.).
  3. «Посмотри на колени». И.п.: сидя, ноги вместе, руки упор сбоку,
    голову приподнять. Согнуть ноги, посмотреть на колени, вернуться
    в и.п. Сгибая ноги, сказать «вижу» (5 р.).
  4. «Веселые ноги». И.п,: ноги слегка расставить, руки на пояс. 2-3
    пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное (2-3 р.)
    чередуя с ходьбой на месте.

с 19-31 января
№ 10

  1. «Качели». И.п.: ноги слегка расставить, руки внизу. Раскачивать
    одновременно руками вперед - назад. Упражнение выполнять с
    большой амплитудой (2-3 остановки). Дыхание произвольное (3 р.).
  2. «Ветер качает дерево». И.п.: ноги врозь, руки за спину.
    Покачивание (наклон) вправо - влево. Через 2-3 движения -
    остановка (4 р.).
  3. «Мы топаем ногами». И.п.: лежа на спине, ноги упор. 4-6 шагов,
    высоко поднимая колени. Дыхание произвольное (4 р.).
  4. «И похлопаем». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину.
    Ходьба, высоко поднимая колени и хлопая по бедрам. Дыхание
    произвольное. 4 раза по 8-10 шагов.


ФЕВРАЛЬ

с2-14 февраля
№ 11

  1. «Бабочки». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в
    стороны - летят бабочки, руки за спину - крылья отдыхают. Позже
    предлагать взмахнуть руками (5 р.).
  2. «Посмотри назад». И.п.: ноги врозь, руки вниз. Поворот вправо,
    посмотреть и выпрямиться. То же в другую сторону (3 р.).
  3. «Киска». И.п.: лежа на спине, руки произвольно. Повернуться на
    бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку - киска спит, затем
    просыпается (4 р.).
  4. «Мячик». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Слегка сгибать
    и выпрямлять ноги - мягкие мячики. 6-8 подпрыгиваний - прыгают
    мячики (2-3 р.).


с 16-28 февраля
№ 12

  1. «Шарик». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть
    руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести в
    стороны - надули, руки вверх (5 р.).
  2. «Колобок». И.п.: лежа на спине, руки вверх. Поворот на бок,
    живот, другой бок и опять на спину (4 р.).
  3. «Вперед и на место». И,п.: ноги слегка расставить, руки за спину.
    Правую (левую) ногу вперед на носках, вернуться в и.п. То же, в
    сторону, назад (4 р.).
  4. «Зайчик». И.п.: ноги слегка расставить, руки согнуть перед
    грудью. 3-4 раза сгибать и выпрямлять ноги, потом перейти на
    подпрыгивание. 8-10 подпрыгиваний (3 р., чередуя с ходьбой на
    месте).

МАРТ

с 1 -12 марта

№1
с флажками

  1. «Покажи флажок». И.п.: ноги слегка расставить, флажок опущен.
    Флажок вперед, сказать «вот», вернуться в и.п. (4 р.).
  2. «Покажи флажок». И.п.: ноги на ширине плеч, флажок вниз.
    Флажок вперед, наклон, сказать «вот», опустить флажок,
    выпрямиться (2 р.).
  3. «Ногу через флажок». И.п.: сидя, ноги врозь, флажок на полу
    между ног, руки упор сзади, перенести через флажок правую ногу
    (левую), вернуться в и.п. Голову не опускать (4 р.).
  4. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз.
    Пружинки и 6-8 подпрыгиваний и встряхивание флажком (3 р.)
    чередуя с ходьбой.


с 15-31 марта
№2

  1. «Выше флаг». И.п.: ноги слегка расставить, флажок опущен.
    Флажок вверх, посмотреть и опустить, сказать «вниз» (3 р.).
  2. «Показать и помахать». И.п.: ноги на ширине плеч, флажок
    назад. Флажок вперед, помахать, наклониться, выпрямиться,
    помахать, опустить (2 р.).
  3. «Не задень». И.п.: сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног,
    руки упор сзади, поднять правую (левую) ногу, опустить, не задев
    флажок (3 р.).
  4. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, флажки на полу,
    8-10 подпрыгиваний (3 р.) чередуя с ходьбой на месте, не задев
    флажки.

АПРЕЛЬ

с 1 -16 апреля
№ 3

  1. «Играем». И.п.: ноги слегка расставить, флажок опущен.
    Помахать, вернуться в и.п. (3 р.).
  2. «Передай флажок». И.п.: ноги врозь, флажок опущен. Помахать
    над головой, переложить в др. руку, наклониться, переложить в др.
    руку, вернуться в ил. (4 р.).
  3. «Согни ноги». И.п.: сидя, согнуть ноги, флажок на полу между
    ног, согнуть ноги, выпрямить, не задевая флажка (5 р.).
  4. «Флажкам весело». И.п.: ноги слегка расставить, флажки
    опущены. 6-8 подпрыгиваний со взмахом флажка (3 р.).


с 19-30 апреля
№ 4

  1. «Помаши внизу». И.п.: ноги слегка расставить, флажок вверх.
    Опустить флажок вниз, помахать, поднять вверх (5 р.).
  2. «Помаши внизу». И.п.: ноги врозь, флажок за спиной. Наклон
    вперед, помахать, сказать «вниз», спрятать флажок за спину, то же
    в др. руку (5 р.).
  3. «Ногу через флажок». И.п.: сидя, ноги врозь, флажок на полу
    между ног, руки упор сзади. Перенести через флажок правую ногу
    (левую), вернуться в и.п. Голову не опускать (3 р.).
  4. «Ногам и флажку весело». И.п.: ноги слегка расставить, флажок
    опущен. 6-8 подпрыгиваний и ходьба со взмахом флажка (3 р.).


МАЙ

с 5 -15 мая
с платочком

  1. «Платочек вперед». И.п.: ноги слегка расставить, платочек
    опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед,
    опуская, сказать «вниз». То же, из и.п. платочек перед грудью (5 р.).
  2. «Спрячемся». И.п.: ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед,
    платочек перед лицом - спрятались, опустить платочек,
    выпрямиться (5 р.).
  3. «Сесть и встать». И.п.: ноги слегка расставить, платочек на полу,
    сесть на платочек, встать, сказать «сели» (4 р.).
  4. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, платочек на
    полу. 6-8 подпрыгиваний на месте и ходьба вокруг платочка или на
    месте (3 р.).

с 17 -31 мая

  1. «До свидания». И.п.: ноги слегка расставить, платочек опущен.
    Платочек вверх, помахать, посмотреть, опустить. После 2-3
    повторов переложить платочек в др. руку (3 р.).
  2. «На колени». И.п.: ноги врозь, платочек вверх, наклон вперед,
    платочек к коленям, вернуться в и.п. (4 р.).
  3. «Не урони». И.п.: сидя, платочек на коленях, руки упор сбоку.
    Согнуть и выпрямить ноги. Голову не опускать (4 р.).
  4. «Вокруг платочка». И.п.: ноги слегка расставить, платочек на
    полу. Подняться на носки, обойти вокруг платочка в одну и другую
    сторону. Закончить обычной ходьбой и бегом друг за другом (3 р.).


Система использования дыхательных упражнений
на физкультурных занятиях утренней гимнастики
и физкультминутках для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания
дошкольников.

В детском саду необходимо включение элементов дыхательной гимнастики в физкультурное занятие,
утреннюю гимнастику и физкультминутки. Все это позволяет:

  1. повысить общий жизненный статус ребенка, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям
  2. развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы,
    улучшать лимфо- и кровообращение в легких.

Дыхательные упражнения
для детей младшего и среднего дошкольного возраста

В младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются общеразвивающие упражнения для
рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные, образно-
подражательные упражнения.

Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные
упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5 раз) количеством повторений.

Во вводной и заключительной частях физкультурного занятия проводятся игровые упражнения
дыхательной гимнастики по 25 - 30 с.

Большинство упражнений в этом возрасте начинаются из исходного положения «стоя»; некоторые
упражнения для туловища - из положений «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках».

Упражнения из положения «стоя»

«Лови комара». И.п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на
уровне лица (груди, над головой), сказать: «Хлоп!» Вернуться в и.п. - вдох.

«Помаши крыльями, как петух». И.п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в
стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Ку-ка-ре-ку!».

«Косарь». И.п. - встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак.
Поворачиваться направо и налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и
произносить с выдохом: «Жух! Жух!».

«Дровосек». И.п. — встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены.
Наклоняться вперед, опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Б-а-а-х-х! Б-а-а-х-х!».

«Гуси шипят». И.п. - встать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной. Наклоняться
вперед, смотря вперед, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш». Возвратиться в и.п. - вдох.

«Часики». И.п. - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Небольшой наклон в сторону, с
выходом сказать: «Тик - так». Возвратиться в и.п. - вдох. Тоже в другую сторону.

«Поиграй на трубе». И.п. - встать прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу.
Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и с выходом приговаривать: «Ту! Ту!
Ту!».

«Вертушка». И.п. - встать прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опустить. Поворачиваться
направо и налево, свободно размахивая руками и произнося: «Х-р-р-р».

«Вырасти большим». И.п. - встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки, подтянуться,
подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох, произнося: «У-х-х-х».

«Спрятались». И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей
ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: «Т-с-с-с». Вернуться в и.п. - вдох.

«Лягушка прыгает». И.п. - встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, затем, наклоняя
туловище в сторону, сделать выдох, длительно произнося: «С-с-с-с». Одной рукой скользнуть вниз по ноге,
другую поднимать до подмышечной впадины. Вернуться в и.п. - вдох. Повторить в другую сторону.

Упражнения из положения «сидя», «лежа на спине»,
«стоя на четвереньках», «стоя на коленях»                                                                
 «Гребцы». И.п. - сесть, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед, коснуться руками
носков ног, выдохнуть, произнося: «У-х-х-х». Выпрямиться, слегка развести локти в стороны - вдох.

«Маятник». И.п. - сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо и влево,
повторяя: «Так - так».

«Прижми колени». И.п. - сидя на полу, ноги скрещены, руки вверх. Подтянуть колени к груди,
обхватить их руками и произнести на выдохе: «Вот». Вернуться в и.п. - вдох.

«Кошечка». И.п. - стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину - вдох. Опустить голову,
выгнуть спину, сказать: «Ф-р-р-р» («Ш-ш-ш») - и выдохнуть.

«Мотор». И.п. - стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук,
произнося: «Р-р-р-р». Возвратиться в и.п. - вдох.

«Мишка спит». И.п. - лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться
на бок, произнести на выдохе: «У-х-х-х». Вернуться в и.п.

Игровые упражнения

«Поезд». Дети - «вагончики» встают в колонну за воспитателем - «паровозом». Поезд движется, дети
двигают попеременно согнутыми руками и произносят: «Чух - Чух».

Чух - чух, чух - чух
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит,
«Тороплюсь!» - гудит.
«Тороплюсь!» Тороплюсь,
Тороплю - у-у-сь.

Повторяется в течение 25 - 30 с.

«Заблудился». Одна часть детей изображает деревья, другая - детей, заблудившихся в лесу. Они ходят
между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А-у-у-у-у! А-
у-у-у!».

«Гуси летят». Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох с выдохом, опуская
их, и произносят: «Г-у-у-у! Г-у-у-у!».

«Собираем цветы». Дети ходят по залу, ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель
предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос (сильный),
выдох ртом, произнося: «А-а-а-а».

«Подуй на одуванчик». Дети собирают одуванчики, вдохнув, слегка наклоняются и долго выдыхают,
стараясь сдуть все параппотики с одуванчика.

«Сдуй снежинку». Дети ищут заранее разложенные, сделанные из бумаги снежинки. Кладут их на
ладошку. Вдохнув слегка, наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть снежинку.

«Пузырь». Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становятся близко друг к другу,
затем говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

Одновременно с этим дети расходятся в стороны, увеличивая круг, держатся за руки до тех пор, пока
воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь». На выдохе дети сходятся к центру, произнося: «Ш-ш-ш-ш».

Упражнения на нормализацию дыхания

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного
притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо
вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.

«Обними себя». И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед, пальцы
врозь. Руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать выдох. Вернуться в и.п.
- вдох.

«Сдуем снег (пыль) с обуви». И.п. - ноги на ширине плеч, руки вверх - в стороны.

Опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким
выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться,
делая спокойный вдох, и принять и.п.