Консультация для педагогов
материал (физкультура, старшая группа) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shlyk.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

25.10.2012г.

из опыта работы

воспитателя Шлык Н.Н.

Реализация регионального компонента

в рамках образовательной области «Физическая культура»

Физическое образование рассматривается как средство обучения и фактор развития личности ребенка и основными компонентами его содержания выступают:

  1. система знаний о себе, строении своего тела, организма, движений как знаке, символе культуры, способах познания себя, сохранения своего здоровья, связях и отношениях между состоянием своего организма и изменениями в природе, а также при выполнении упражнений, действий, разнообразных движений, об отношениях к здоровью, здоровому образу жизни, гигиенических привычках, состоянии своего тела;
  2. практический двигательный опыт, направленный на сохранение своего здоровья, поддержание телосложения, творческое использование двигательного опыта для самостоятельного решения жизненных ситуаций;
  3. опыт отношений личности к своему телу, здоровью, образу жизни, движениям, действиям, то есть система мотивационно-ценностных, волевых отношений, а также чувства, которые ребенок испытывает во время оздоровления или физического совершенствования своего организма.

В настоящее время образование понимается как двухполюсное по своей природе, так как оно отражает и воплощает не только «всеобщее», цивилизованное, но и специфическое, «культурное» - региональное, этническое. Народная культура воплощает в себе многовековой опыт жизни, морали и творческой созидательной деятельности людей. Культура каждого народа гуманна по своей сущности, поскольку раскрывает самого человека и его жизнь как ценность. В ней отражена модель образа жизни, сохраняющего здоровье, то есть сохраняющего сам народ. Изучение культурного достояния этноса обусловливает развитие личности и позволяет ей определиться в общечеловеческих и национальных ценностях.

Основываясь на данных положениях, я считаю возможным наполнить регионально-национальный компонент ценностями физической культуры кубанского народа. Интеграция этих ценностей в образовательное пространство ДОУ поможет воспитать личность, способную к самосохранению и саморазвитию.

Содержание образовательной области «Физическая  культура» в основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ №3 «Тополёк» ст.Фастовецкой на 2012-2013 учебный год направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  2. накопление  и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Физическая культура» интегрируется с такими образовательными областями, как «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».

Схема связи образовательной области «Физическая  культура»

с другими образовательными областями

                                                   Физическая  культура

    Здоровье    Безопасность      Социализация     Коммуникация      Музыка         Труд

Региональный компонент – область освоения ребенком мира физической культуры, где ее ценности показаны через призму истории и культуры своего края.

Здесь он представлен интеграцией средств и методов.

Средства и методы интеграции регионального компонента

в образовательной области «Физическая культура»

                    средства                                      методы

народная подвижная игра                                проблемные ситуации

музыкально-ритмические упражнения                игровое моделирование

танец                                                        этюды

                                                                упражнения

                                                                релаксации

                                                                диалоги персонажей

                                                                взрослых и детей

Основной вид деятельности, лежащий в основе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечивающий единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач – игра.

За годы дошкольного детства детская игра происходит значительный путь развития. Фундамент любой игры – воображение.

Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, коллектива, усваивает трудовые навыки. В игре ребенок развивается физически, совершенствует свой двигательный аппарат.

Большой потенциал в физическом воспитании имеют и кубанские народные игры. Игровому фольклору кубанцев свойственны ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью и смекалкой. Заметное влияние на игры оказали исторически сложившиеся особенности национальных культур разноязычного населения Кубани.

Для детей дошкольного возраста наиболее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождением, в которых участие педагога обязательно: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака». В играх с соревнованием двух команд, где необходимо разделить детей на две части, равные по численности, по силам: «Перетяжки»; в играх с предметами, где используются камушки, казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки, шесты, шары и другие атрибуты; в символических играх с помощью считалок выбирается ведущий. Считалки всегда веселые, шуточные, рифмованные. Если в народной игре предполагается соревнование двух команд, то применяется обычно способ сговаривания: «солнце» или «луна», «липка» или «березка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т.д.



 

Комментарии