статья "Поддержка воспитательной компетенции родителей будущих первоклассников"
статья (физкультура, подготовительная группа) по теме

Николаенко Светлана Викторовна

статья, в которой освещены проблемы психо - физической подготовки детей, посещающих ДОУ к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sayta.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44 ОАО «РЖД»

Современная модель взаимодействия НДОУ и начальной школы.

Направление: "Поддержка воспитательной компетенции родителей будущих первоклассников"

                                        Выполнила  

                                        Николаенко Светлана Викторовна

                                        инструктор по физической культуре

                                        

                                

                                       

2012 год

        Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других - в учреждениях дополнительного образования, а третьих - в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встаёт задача "выравнивать" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

        Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учёбы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов - психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребёнку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно выработать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

        Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребёнка соответствующих мотивов обучения: отношение к учёбе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым предметам.

        Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почётное в глазах детей положение ученика, и, с другой - развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

        Принципиально важным в работе воспитателей должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребёнка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому особое внимание уделяем общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.

        Обучение ребёнка в школе - первая и очень значимая ступень в его жизни. От степени освоения им новой, учебной деятельности, приобретения умений учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этапе предшкольного образования способствует позитивному восприятию ребёнком установок  и правил школьной жизни. Трудности общения со взрослыми, сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения, увеличение нагрузки - эти и многие другие факторы, к которым 5-6-летний ребёнок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к предстоящему обучению в школе.

        Решение проблемы психологической готовности детей к обучению в школе связано с резервами предшкольного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребёнку адекватно принимать новые условия деятельности. Как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Готовя ребёнка к школе, родителям и педагогам необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата. Успешность школьной жизни связана с ещё одной стороной готовности к школе: умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.

        Но такую подготовку невозможно провести только стараниями педагогического коллектива. Поэтому первоочередной задачей является объединение усилий педагогов, детей и родителей. В настоящее время педагоги не могут обойтись без помощи родителей, без сотрудничества на различном уровне. И родители хотят видеть своих детей достойными гражданами общества, но не всегда обладают достаточным объёмом знаний и умений по подготовке детей к обучению в школе. Семья воздействует на ребёнка каждодневно, поэтому располагает почти не ограниченными возможностями формирования его личностных качеств.

        Обозначив и осознав данную проблему коллектив нашего детского сада налаживает плодотворное сотрудничество педагогов и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

 -- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом и семьёй;

-- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

-- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, детей и родителей;

-- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

-- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу;

-- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

        Данная работа ведётся по трём направлениям.

        Первое – диагностико - коррекционное - предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с логопедами, психологом, инструктором по физической культуре, по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.

        Второе - психолого-педагогическое - подразумевает просвещение родителей путём консультаций, бесед, проведением ряда тематических родительских собраний, составлением памяток, папок-передвижек, рекомендаций (приложение №3).

        Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов, детей и родителей .

                Формы работы с родителями:

-- совместные педагогические советы;

-- родительские собрания ;

-- консультации, беседы, рекомендации, советы;

-- совместные лектории, теоретические и практические семинары педагогов и родителей;

--деловые игры;

-- круглые столы;

-- педагогические гостиные;

-- семейный клуб "Быть здоровым - семейная традиция";

-- совместные, показательные занятия и выступления;

-- спортивные мероприятия и досуги: игры на свежем воздухе, соревнования, спортивные праздники;

-- спортивный кружок "Степ-аэробика для всех"

-- дни и недели здоровья;

- участие в городских, региональных соревнованиях;

-- совместное проведение малых и больших олимпийских игр;

-- походы, прогулки, экологические маршруты;

-- совместные занятия ОБЖ, ЗОЖ;

-- фотовыставки;

-- видеоматериалы "Наши достижения";

-- создание сайта.

   

        Родительское собрание - одна из основных форм совместной работы с родителями, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского сообщества и воспитанию в детском саду и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий детского сада и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

        Основные цели родительских собраний:

-- оперативное информирование о работе с детьми;

-- инструктирование по поводу изменений в жизни и деятельности детского коллектива, режима его работы и т.д.;

-- ознакомление родителей с результатами диагностики, медицинскими обследованиями;

-- систематическое психолого-педагогическое просвещение в различных формах.

        Формы родительских собраний:

-- собрания-консилиумы - обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов;

-- круглый стол - групповая дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приёмов;

-- "мозговой штурм" - активная форма повышения педагогической культуры родителей на основе генерации идей по проблемам воспитания в семье;

-- коллективно-творческое дело - совместное творчество детско-родительских пар;

-- творческие собрания - дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п.;

--групповые дискуссии - форма работы, предусматривающая спор, определение позиций по тому или иному вопросу.

        Такие разнообразные формы работы позволяют решить сразу несколько задач:

-- установление партнёрских отношений с родителями;

-- объединение усилий для развития и воспитания детей;

-- объединение интересов с целью сплочения родительского коллектива и других участников педагогического процесса;

-- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

--поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

-- осознание родителями своей воспитательной роли в семье, расширение опыта взаимоотношений с ребёнком;;

-- переосмысление родителями своих воспитательных установок;

-- развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины неудач и просчётов;

-- выбор эффективных методов воздействия на ребёнка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

        Готовность ребёнка к школьному обучению определяется не только на основе личностных и интеллектуальных составляющих, но и физической. Важно, чтобы ребёнок к этому моменту обладал не только определённой суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребёнка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

        Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Её решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребёнка. На этапе подготовки ребёнка к школе важно улучшение медицинского обслуживания в детском саду, привлечение узких специалистов: кардиологов, лор-врачей, окулистов, ортопедов, терапевтов и т.д. Перед поступлением ребёнка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребёнка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.

        В области физической культуры и здоровья детей 5-7 лет предлагаем комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.

        1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:

        1.Комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребёнка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

        2.Отбор педагогических технологий с учётом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от "школьного" типа обучения детей дошкольного возраста.

        3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:

-- рациональный режим дня, построенный с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;

--оптимальный двигательный режим;

-- эффективное закаливание;

-- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

-- использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей;

        4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребёнка (приёмы повышения эффективности использования оборудования путём создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий):

--массажные коврики, плантограф, набор «Кузнечик»;

-- тренажёры: беговая дорожка, министеппер, силовой со штангой, «бегущий по волнам», велотренажёры;

-- степ-платформы.

5. Разработку образовательных технологий:

-- занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофильмов, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;

-- приёмы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур;

-- занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов;

-- формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта (баскетбол, волейбол, теннис, боулинг), ритмическая гимнастика, степ-аэробика, весёлая утренняя гимнастика под музыку;

-- приёмы, направленные на активную роль ребёнка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной активности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента);

-- приёмы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).

        2-й блок - для достижения высокого качества работы по физической культуре планируется:

        1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала. (программа "Познай своё тело", "Здоровая семья", "В здоровом теле - здоровый дух", "Семейная традиция - здоровый образ жизни").

        2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей (компьютерная БОС-технология "Статус").

        3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.

        3-й блок - модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:

1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учётом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.

2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учётом уровня индивидуального развития ребёнка в детском саду.

3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движениях и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности ( "Мир вокруг нас в движении").

        4-й блок - для развития и совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма необходимо использовать комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, силы, скорости, гибкости) (использование тренажёров и степ-платформ).

        5-й блок - взаимодействие детского сада с семьёй, общеобразовательными школами, спортивными организациями, социокультурным окружением. Основными формами сотрудничества с семьёй при этом являются:

-- коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, досуги, открытые занятия, семейный клуб "Быть здоровым - семейная традиция");

-- индивидуальное сотрудничество ( анкетирование, "обратная связь", консультации, беседы («Режим дня в будни и выходные дни», «Когда мы едины – мы непобедимы», «В школу скоро мы пойдём»), домашние задания ("Научи родителей делать утреннюю гимнастику", "Наш спортивный выходной день", "Семейная лыжня", "Вышла на каток наша дружная семья", "Научи папу дружить со спортом", "Пляж - площадка для активного отдыха", "На велосипеде быстрее", "Роликам все возрасты покорны", "Помоги маме быть всегда стройной и красивой" и т.д.), "Почта доверия";

-- наглядно-информационное сотрудничество (стенды, "памятки для родителей", фото-выставки: "Мы любим спорт", "Наши достижения", "Папа, мама, я - спортивная семья", "Наша гордость", выставки спортивных успехов: грамоты, призы, медали, фото-видео материалы "Мы учимся"(на начало учебного года), "Этого мы достигли за год" (на конец учебного года), "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас" и т.д.);

-- активное участие родителей в спортивной жизни ребёнка (подвижные игры, совместные занятия, утренняя гимнастика, соревнования, тренинги, досуги, спортивные праздники в детском саду, кружок "Степ-аэробика для детей и родителей", городские спортивные мероприятия);

-- посещение спортивных секций (плавание, борьба, футбол, фитнес и др.).

        Своевременная и углублённая диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребёнка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объём средств и методов физического воспитания. Следует отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей даёт возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

        Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.

Уровень физической подготовленности позволяет определить:

-- степень овладения ребёнком "азбукой движений": базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях; элементами техники всех основных видов движений;

-- умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя свой арсенал двигательных действий в различных условиях;

-- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;

-- общую двигательную активность ребёнка в течение всего времени пребывания его в детском саду.

Результаты проведённой работы:

-- родители знают способы продуктивного общения с ребёнком, но затрудняются применить их на практике; часто не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, не всегда понимают, что "их дитя выросло";

-- родители стали больше прислушиваться к советам педагогов, сами обращаются к специалистам за советом, консультацией;

-- больше времени стали уделять детям в выходные дни, стараясь провести их продуктивно, с пользой для развития и совершенствования детей;

-- родители стали понимать важность систематических занятий спортом, значимость совместной деятельности по укреплению здоровья детей;

-- от пассивного принятия ситуации они перешли к реальным действиям;

-- многие семьи предпочитают активное времяпровождение совместно с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников (работа с родителями)

Под компетентностью, как правило, подразумевается информированность, система усвоенных знаний, понятия, которыми человек может оперировать на практике....

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...