Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды
статья по физкультуре по теме

Малышева Светлана Валентиновна

Возможность сохранения и укрепления здоровья дошкольников через реализацию проекта «Береги здоровье смолоду» с целью создания здоровьесберегающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения для физического развития будущих спортсменов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_sozdaniyu_zdorovesberegayushchey_sredy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства на территории дошкольного образовательного учреждения

Малышева Светлана Валентиновна

Инструктор по физической культуре

МКДОУ ЦРР – детского сада №5 «Родничок»

г. Нолинска Кировской области

Современная жизнь выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования и воспитания приоритетную проблему: как сформировать здорового, социально адаптированного человека, способного к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. К тому же повышенный интерес к данной проблеме наблюдается в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на развитие творческой  успешной личности, готовой проявлять инициативу и самостоятельность, успешное взаимодействие с социумом.

Данные обстоятельства ставят жизненно важный вопрос перед дошкольными образовательными учреждениями: как изменить обстановку, чтобы создать открытое и развивающееся образовательное пространство, центром которого является ребенок как «аккумулятор жизни». Именно по этой причине в детском саду возникло желание оформить и улучшить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный и неповторимый облик территории детского сада, способный заложить  фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, сформировать физически развитую, здоровую личность. И конкурс «Красивая школа» является мощным стимулом к движению вперед, ориентированным на активизацию инновационной деятельности и самосовершенствование педагогов, развитие успеха и закрепление позитивных изменений в образовательной деятельности детского сада. В связи с этим педагогами детского сада выявлена возможность сохранения и укрепления здоровья дошкольников через реализацию проекта «Береги здоровье смолоду» с целью создания здоровьесберегающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения для физического развития будущих спортсменов.

Создавая среду на территории детского сада, исходим из принципов здоровьесбережения дошкольников. Принцип надежности и безопасности предусматривает создание спортивного оборудования, которое обеспечивает надежность и безопасность их использования для маленького ребёнка.  Принцип вариативности предполагает разнообразное использование предметов оздоровительной среды на территории детского сада для развития дошкольников. Принцип комплексирования даёт детям возможность заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Принцип эстетической организации среды предполагает сочетание привычных и неординарных элементов. Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов ориентирует на безопасность и работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, поэтому при её создании учитываются закономерности психического развития воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности.

Основным аспектом проекта является эмоциональная поддержка всех её участников, интеграция всех направлений образовательного процесса с психолого-оздоровительным сопровождением. К тому же динамичность развивающей среды детского сада обусловлена активностью самих дошкольников  и их родителей, так как одним из условий её изменения является участие семей воспитанников в проектной деятельности. Для реализации проекта разработаны этапы работы. На подготовительном этапе педагогический коллектив изучает отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта; координирует действия педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды; разрабатывает методические материалы и готовит нестандартное оборудование для укрепления здоровья. В процессе управленческой деятельности осуществляется планирование административно-хозяйственных работ, распределение функциональных обязанностей участников проекта. В рамках методического сопровождения оказана помощь педагогам в подборке статей о создании здоровьесберегающей среды, спроектированы функциональные оздоровительные зоны. Дошкольники также внедряются в работу по проекту, их роль заключается в выдвижении гипотез по созданию сюжетного оформления зон. Для изучения общественного мнения с родителями проведен социологический опрос, по результатам которого который 74% родителей всех возрастных групп охотно предложили свою помощь в реализации проекта.

На формирующем этапе проекта  организуется практическая деятельность по оформлению функциональных оздоровительных зон,  обеспечивающих доступность оборудования в зависимости от интересов ребёнка. В итоге созданы зоны «Олимпийский стадион», «Веселый городок», «Сказочная поляна».

На спортивной площадке «Олимпийский стадион» нас встречают мультперсонажи Крош и Нюша с приглашением приобщиться к олимпийским видам спорта и потренироваться на островках здоровья (лазания, развития, качелей, ловкости, прыгунов, метания, равновесия). Оздоровительная зона «Весёлый городок» - это пять прогулочных участков, на которых находятся гимнастические стенки, тренажеры для лазания, метания, различные качели, нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия и развития равновесия (колеса, пенечки, бревна). Здесь в течение дня слышны детские голоса, смех и веселье, что благотворно сказывается на здоровье детей. «Сказочная поляна» - это третья оздоровительная зона, её можно рассматривать, как зону отдыха после занятий физической культурой. Здесь можно отдохнуть в тени берёз, расслабиться, подышать свежим воздухом, поиграть с Бабой Ягой и лесовиком Флориком, провести игры на релаксацию. При этом познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными и включают дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, релаксацию, самомассаж.

В рамках решения второй проектной задачи в июне 2012 года в детском саду стартовала творческая продуктивная мастерская «Рисуем игры на асфальте». В итоге нарисованы игры разной направленности, оформлена картотека с описанием игр и правилами их проведения. Игры на асфальте, созданные руками педагогов и родителей с любовью и творческой выдумкой вызывают неподдельный интерес у дошкольников. Особенно интересны для детей такие игры как «Цветок «АБВГДейка», «Гусеница-попрыгунчик», «Улитка», «Классические классики», «Васильки», «В походе», «Геометрические фигуры».

Работая над проектом, в процессе акции «Трудовой десант» педагоги и родители воспитанников насыщают развивающую среду новыми элементами оздоровления, нетрадиционным оборудованием, зонами отдыха, озеленяют территорию, где каждый взрослый с интересом и творческой выдумкой украшает свой прогулочный участок, предлагает уникальные идеи. В итоге участие родителей является способом удовлетворения их творческой активности и средством активизации положительных взаимоотношений между педагогами и родителями.

Ярким примером реализации заключительного этапа проекта является оформление альбома «К здоровью – через детский сад», организация выставки творческих работ детей и родителей «Детский сад глазами детей», спортивный досуг «Баба Яга в гостях у Кроша и Нюши», который вызывает удовольствие и радость у детей и родителей.

Эффективность здоровьесберегающей деятельности определяется по результатам мониторинга уровня заболеваемости детей за летний период и характеризуется ее значительным снижением. К тому же портфолио детского сада пополнено материалами по здоровьесбережению дошкольников, на основе которых можно в короткий срок оформить различные тематические выставки, воспользоваться картотекой подвижных игр различного содержания, познакомить детей с олимпийскими видами спорта через наглядное оснащение.  Коллектив педагогов, детей и родителей посредством данного проекта реализовал возможность сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными для оздоровления и всестороннего развития детей.

Таким образом, совместная проектная деятельность помогает активизировать сотрудничество педагогов и родителей как равноправных партнёров в процессе создания здоровьесберегающей среды на территории детского сада и позволяет сделать для дошкольников новые радостные открытия, а все вместе педагоги, родители и дети подобно музыкантам одного оркестра, совместными усилиями создают маленькое произведение искусства. Главный результат конкурса «Красивая школа» – это счастливые лица наших воспитанников, которые с удовольствием приходят в детский сад, востребованность у населения, а также высокий рейтинг учреждения в районе.

Список литературы

  1. Змановский, Ю. Ф. Воспитываем детей здоровыми  [Текст]: Ю. Ф. Змановский. – М.: Медицина, 1989. – 127 с.
  2. Овчинникова, Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: монография /Т. С. Овчинникова. – Спб.: Каро, 2006. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации здоровьесберегающей среды в средней группе "Подсолнушки".

Здоровьесберегающая среда средней группы в разных  режимных моментах на занятиях, после сна, самомассаж,пальчиковая гимнастика....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Технологии в создании развивающей среды для организации продуктивной деятельности детей старшего докольного возраста....

Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды в МБДОУ детский сад «Солнышко»

Подготовила старший воспитатель МБДОУ детского сада «Солнышко»Кудряшова Татьяна Александровна Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека.Для ро...

Педсовет "Организация работы по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ"

Одним из важнейших направлений в работе образовательных, и в первую очередь, дошкольных учреждений является здоровьесбережение....

Выступление в рамках педагогического совета " Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе ДОУ"

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей, уро...

Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды старшей группы

Текст к презентацииЯ воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  центра развития ребенка - детского сада  № 22 Минчукова Светлана Владимировна. Имею  ...

Педагогический совет по теме: «Организация работы по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ»

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья дошкольников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.Задачи:Проанализировать составляющие культуры...