Главные вкладки

    Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды в МБДОУ детский сад «Солнышко»
    статья на тему

    Подготовила старший воспитатель МБДОУ детского сада «Солнышко»

    Кудряшова Татьяна Александровна

     

    Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека.

    Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей школьного возраста имеются те или иные заболевания. Растет заболеваемость среди дошкольников. Увеличивается число детей с врожденными пороками.

    Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

    Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

     

    Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

    Здоровьесберегающие технологии бывают нескольких видов:

    1.  Медико-профuлактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся :

    - организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

    - организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

    организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

    2. Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

    3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам указанных технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

    Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

    4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

    5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

    Приоритетным направлением работы нашего детского сада в 2011 -2013 учебные годы являлось формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления. Наша задача - воспитание здорового ребенка через здоровьеформирующее образование.

    Целью нашей работы является: разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Деятельность ДОУ направлена на решение трех групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных, которые детализируют поставленную нами цель.

    Для координации работы в саду создана группа  здоровья. В него вошли: заведующий МДОУ, медсестра ДОУ, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатель Горохова О.И.

    В 2011 году осуществлялся подготовительный этап работы, в ходе которого:

    Проанализирован педагогический состав сада: 21 % педагогов имеют высшее образование, 79% - первую квалификационную категорию.

    Изучены творческие возможности и индивидуальные особенности каждого педагога через анкетирование. Педагоги имеют хороший творческий потенциал и обладают качествами, позволяющими творить.

    Организован и проведен мониторинг состояния здоровья детей в ДОУ.

    Определены основные направления работы:

    - Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса;

    - Физическое развитие и оздоровление детей;

    - Профилактическая работа;

    - Работа с родителями;

    - Обеспечение психологического благополучия.

    Изучен передовой педагогический, медицинский и психолого-педагогический опыта по оздоровлению детей:

    1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

    2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века»;

    3. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;

    4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»;

    5. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка»;

    6. Бакина Н.А., Серебрякова Т.А. «Помоги себе сам: система работы по воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к своему здоровью»;

    7. Доскин В.А., Голубева Л.Г. «Растем здоровыми»;

    8. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка»;

    9. Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья»;

    10. Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками».

     

    Проведены семинары и консультации по ознакомлению с новыми методиками и технологиями.

    На 2 этапе  в  2012  учебном году началась практическая работа в группах детского сада.

    В процессе формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, мы учим их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важное место отводится постоянному стимулированию развития у детей навыков личной гигиены и осуществлению контроля   за  соблюдением режима дня.

    Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

    Первое направление работы – воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса. На этом этапе предусмотрено проведение игр «здоровья» для дошкольников.

    Второе направление работы -  физическое развитие и оздоровление детей. В своей работе мы используем общеизвестные средства:

    - закаливание естественными факторами среды;

    - массаж (самомассаж);

    - упражнения, на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата;

    - упражнения на развитие физических качеств;

    - пальчиковую гимнастику;

    - артикуляционную гимнастику;

    - ежемесячное проведение «Физкультурного досуга»;

    - ежеквартальное проведение «Дня здоровья»;

    - проведение в январе и июне «Физкультурного праздника»;

    - два раза в год мониторинг физического развития дошкольников;

    - два раза в год мониторинг состояния здоровья детей;

    - отслеживание состояния здоровья на начало год;

    - отслеживание психологического развития дошкольников.

    Третье направление работы - профилактическая работа. Приступая к ней мы провели опрос среди родителей с целью уточнения подбора средств. Выяснилось, что родители настороженно относятся к фитолечению, ароматерапии, приему поливитаминов в условиях детского сада. Поэтому мы выбрали, на наш взгляд, оптимальные средства профилактики:

    - полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры;

    - босохождение в летний период;

    - дорожки здоровья (профилактика плоскостопия);

    - гимнастика пробуждения;

    - умывание с использованием художественного слова;

    - прогулки на свежем воздухе (климатотерапию);

    - использование натуропатии (чесночные бусы, лук);

    - смомассаж грудной клетки;

    - соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки);

    - витаминизация блюд.

    Четвертое  направление  работы - работа с родителями.

    Детский сад и родители. Как складываются эти взаимоотношения? Из чего они состоят?

    Это - родительские собрания, дни открытых дверей, консультации,

    уголки здоровья, праздники и досуги.

    Пятое направление работы - обеспечение психологического благополучия:

    -  психогимнастика по Чистяковой;

    - коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи;

    - музыкотерапия (музсопровождение ритмичных моментов);

    - регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода в детский сад, для пробуждения после дневного сна;

    - музоформление фона занятий.

    Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:

    Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

    Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

    Улучшение физического развития;

    Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

    Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

    Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

     В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий на конец 2012-2013 учебного года ожидаются следующие результаты:

    1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.

    2. Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.

    3. Снижение простудных заболеваний на 9% за год.

    Единственным путем, позволяющим мобилизовать весь коллектив учреждения на борьбу за здоровье детей, является, на наш взгляд, работа на конечный результат – показатели заболеваемости и посещаемости детей, выступающие в качестве критерия материального поощрения работников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды в

    МБДОУ детский сад «Солнышко»

    Подготовила старший воспитатель МБДОУ детского сада «Солнышко»

    Кудряшова Татьяна Александровна

    Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека.

    Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей школьного возраста имеются те или иные заболевания. Растет заболеваемость среди дошкольников. Увеличивается число детей с врожденными пороками.

    Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

    Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

    Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

    Здоровьесберегающие технологии бывают нескольких видов:

    1.  Медико-профuлактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся :

    - организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

    - организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

    организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

    2. Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

    3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам указанных технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

    Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

    4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

    5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

    Приоритетным направлением работы нашего детского сада в 2011 -2013 учебные годы являлось формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления. Наша задача - воспитание здорового ребенка через здоровьеформирующее образование.

    Целью нашей работы является: разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Деятельность ДОУ направлена на решение трех групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных, которые детализируют поставленную нами цель.

    Для координации работы в саду создана группа  здоровья. В него вошли: заведующий МДОУ, медсестра ДОУ, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатель Горохова О.И.

    В 2011 году осуществлялся подготовительный этап работы, в ходе которого:

    Проанализирован педагогический состав сада: 21 % педагогов имеют высшее образование, 79% - первую квалификационную категорию.

    Изучены творческие возможности и индивидуальные особенности каждого педагога через анкетирование. Педагоги имеют хороший творческий потенциал и обладают качествами, позволяющими творить.

    Организован и проведен мониторинг состояния здоровья детей в ДОУ.

    Определены основные направления работы:

    - Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса;

    - Физическое развитие и оздоровление детей;

    - Профилактическая работа;

    - Работа с родителями;

    - Обеспечение психологического благополучия.

    Изучен передовой педагогический, медицинский и психолого-педагогический опыта по оздоровлению детей:

    1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

    2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века»;

    3. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;

    4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»;

    5. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка»;

    6. Бакина Н.А., Серебрякова Т.А. «Помоги себе сам: система работы по воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к своему здоровью»;

    7. Доскин В.А., Голубева Л.Г. «Растем здоровыми»;

    8. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка»;

    9. Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья»;

    10. Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками».

    Проведены семинары и консультации по ознакомлению с новыми методиками и технологиями.

    На 2 этапе  в  2012  учебном году началась практическая работа в группах детского сада.

    В процессе формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, мы учим их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важное место отводится постоянному стимулированию развития у детей навыков личной гигиены и осуществлению контроля   за  соблюдением режима дня.

    Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

    Первое направление работы – воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса. На этом этапе предусмотрено проведение игр «здоровья» для дошкольников.

    Второе направление работы -  физическое развитие и оздоровление детей. В своей работе мы используем общеизвестные средства:

    - закаливание естественными факторами среды;

    - массаж (самомассаж);

    - упражнения, на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата;

    - упражнения на развитие физических качеств;

    - пальчиковую гимнастику;

    - артикуляционную гимнастику;

    - ежемесячное проведение «Физкультурного досуга»;

    - ежеквартальное проведение «Дня здоровья»;

    - проведение в январе и июне «Физкультурного праздника»;

    - два раза в год мониторинг физического развития дошкольников;

    - два раза в год мониторинг состояния здоровья детей;

    - отслеживание состояния здоровья на начало год;

    - отслеживание психологического развития дошкольников.

    Третье направление работы - профилактическая работа. Приступая к ней мы провели опрос среди родителей с целью уточнения подбора средств. Выяснилось, что родители настороженно относятся к фитолечению, ароматерапии, приему поливитаминов в условиях детского сада. Поэтому мы выбрали, на наш взгляд, оптимальные средства профилактики:

    - полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры;

    - босохождение в летний период;

    - дорожки здоровья (профилактика плоскостопия);

    - гимнастика пробуждения;

    - умывание с использованием художественного слова;

    - прогулки на свежем воздухе (климатотерапию);

    - использование натуропатии (чесночные бусы, лук);

    - смомассаж грудной клетки;

    - соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки);

    - витаминизация блюд.

    Четвертое  направление  работы - работа с родителями.

    Детский сад и родители. Как складываются эти взаимоотношения? Из чего они состоят?

    Это - родительские собрания, дни открытых дверей, консультации,

    уголки здоровья, праздники и досуги.

    Пятое направление работы - обеспечение психологического благополучия:

    -  психогимнастика по Чистяковой;

    - коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи;

    - музыкотерапия (музсопровождение ритмичных моментов);

    - регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода в детский сад, для пробуждения после дневного сна;

    - музоформление фона занятий.

    Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:

    Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

    Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

    Улучшение физического развития;

    Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

    Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

    Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

     В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий на конец 2012-2013 учебного года ожидаются следующие результаты:

    1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.

    2. Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.

    3. Снижение простудных заболеваний на 9% за год.

    Единственным путем, позволяющим мобилизовать весь коллектив учреждения на борьбу за здоровье детей, является, на наш взгляд, работа на конечный результат – показатели заболеваемости и посещаемости детей, выступающие в качестве критерия материального поощрения работников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

    Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

    Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды

    Возможность сохранения и укрепления здоровья дошкольников через реализацию проекта «Береги здоровье смолоду» с целью создания здоровьесберегающей среды на территории дошкольного образовательного учреж...

    Опыт работы по организации здоровьесберегающей среды в средней группе "Подсолнушки".

    Здоровьесберегающая среда средней группы в разных  режимных моментах на занятиях, после сна, самомассаж,пальчиковая гимнастика....

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    Технологии в создании развивающей среды для организации продуктивной деятельности детей старшего докольного возраста....

    Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

    Проблема  сохранения  жизни  и  здоровья  детей     сегодня  стала  приковывать  к  себе  пристальное  внимание  обществ...

    Педсовет "Организация работы по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ"

    Одним из важнейших направлений в работе образовательных, и в первую очередь, дошкольных учреждений является здоровьесбережение....