Использование русских народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей
статья по физкультуре по теме

Игнатьева Наталья Александровна

Развитие двигательной активности детей через русские народные подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

о

ВВЕДЕНИЕ

        Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

        Русские народные игры имеют давнюю историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

        Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Так же игры являются универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Способствуют развитию навыков общения, пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В детском саду используются народные игры на музыкальных и физкультурных занятиях, прогулках, при проведении народных праздников («Масленица», «Троица» и других).

        Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Классификация народных подвижных игр

        По возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста). Различают игры по содержанию, тематике и организации.

        Народные подвижные игры имеют правила. Народные подвижные игры различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками, метание и т.д.). Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.

        По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные.

        Особую группу составляют игры-хороводы – это маленькие театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в иной мир, становитесь царевичем и царевной, серым зайкой или злым волком.

        По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Выбор игры

        Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к  программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

        Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

        Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдали не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные игры.

        Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

        На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

        Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приёмы создания интереса тесно примыкают к приёмам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть лётчиками? Бегите на аэродром!..»

        Огромные эффект имеет использование атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришёл к вам играть!» - или «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его! Или «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

        В старших группах приёмы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

        Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.

        Для детей младшего возраста объяснение ведётся поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолёты». Сидят на скамейке лётчики, ждут команды, чтобы отправиться в полёт. Вот приходит командир – воспитательница надевает фуражку: - готовьтесь к полёту! Или игра «Воробушки и кот»: «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зёрнышки…»

        Представительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учётом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важно является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребёнка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и  игра не удаётся. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.

        Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и её замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.

        Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Распределение ролей в игре

        Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случится различные конфликты.

        Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространённый приём. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алёша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» или «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она будет затейница…» или «Ульяночка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

        Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой  считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

        Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.

Руководство ходом игры

        В целом контроль за ходом игры направлены на выполнение её программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приёмов.

        Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером.

        То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно.

        Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

        Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога, который чаще всего сам выполняет главную роль: в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего возраста непосредственное.  Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

        Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

        Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

  1. Увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
  2. Усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
  3. Изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
  4. Сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
  5. Провести игру в нестандартных условиях 9по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватить ствол дерева руками и ногами);
  6. Усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

Задачи, решаемые при проведении подвижных игр

        В формировании разносторонне развитой личности ребёнка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним оздоровительные, воспитательные, образовательные.

        Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

        Воспитательные задачи подвижных игр. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

        Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

        Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковренных скоростно-силовых напряжений. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

        Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.

        Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников,  как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

        Кроме того, занятия играми вырабатывает координированные, экономичные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

        Образовательные задачи подвижных игр. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.

        Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра – независимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственного физического воспитания.

        Основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

Конспект

Тема занятия: «Колобок»

Фольклорное содержание: использование на занятии сюжета русской народной сказки «колобок». Проведение русских народных игр «Лиса», «Пятнашки».

Инвентарь: сундук, письмо, мячи, кубики, обручи.

Основные задачи:

1.Учить детей прокатывать мычи вокруг кубиков.

2.Закреплять умение прыгать из обруча в обруч на двух ногах.

3.Учить детей перебрасывать друг другу мяч, прокатывать мяч по гимнастической скамейке.

Ход занятия:

Воспитатель: Показывает детям сундучок и письмо, читает его.

                Посылаю тебе, внук,

                Замечательный сундук.

                В нём найдёшь ты колобок!

                Но висит на нём замок.

                Чтоб открыть его ты смог,

                Нужно знать простое слово.

                Только скажешь – и готово.

Какое же это слово, ребята?

Дети: пожалуйста.

Дети открывают сундук. Берут каждый по мячу (колобку).

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в сказку «Колобок».

                Влево, вправо повернись,

                В этой сказке очутись.

Покатились колобки по полянам, по лесам. Дети катят мячи «змейкой» вокруг кубиков. Катятся колобки, катятся, а навстречу им зайчики.

                Влево, вправо повернись,

                И в зайчаток превратись.

Дети закатывают мычи в обруч. Проводится русская народная игра «Пятнашки».

Воспитатель:

                Зайчики перебегают

                То лужок, то лесок.

                В лесу хворост собирают,

                Скок да скок, скок да скок.

Дети прыгают из обруча в обруч.

                Здесь полянка легче шёлка.

                Оглянись, оглянись.

                Берегись лихого волка.

                Берегись, берегись.

                Заиньки уснули сладко.

                Лес шумит, лес поёт.

Дети садятся, закрывают глаза.

                Убегают без оглядки  -

                Волк идёт, волк идёт.

Дети убегают от волка (волка изображает один из ребят).

Увидел волк много колобков и забыл про зайчиков. И так ему захотелось колобка отведать, да только пусть сначала его поймает. Подвижная игра «поймай мяч».

Описание игры:

Дети становятся в круг. В центре круга – волк. Дети перебрасывают мяч друг другу. Волк должен его поймать.

Воспитатель: Ушёл волк ни с чем, а колобки покатились дальше. Дети прокатывают мычи по гимнастической скамейке. Катятся колобки, катятся, а на встречу им медведи. Увидели они колобков и решили с ними поиграть. Дети отбивают мячи об пол двумя руками. А Лисичка-сестричка тем временем на печке сидела, на игру медведей  и колобков смотрела.(лиса одна из девочек). Проводится русская народная игра «лиса».

Воспитатель: А послушные колобки покатились обратно в сундук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной ...

Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности  ...

Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

НароНародные  подвижные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. По содержанию все народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную ...