Закаливание
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме

Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание.

Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний. Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.

Закаляться может и должен каждый человек любого возраста, независимо от уровня физического развития. Закаливание положительно влияет и на психоэмоциональную сферу, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремленности, последовательности, воли, улчшенйи настроения, уравновешенности и выдержанности.

Закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка, представлять собой комплексную систему воспитательно-гигиенических воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.

Итак, первое условие эффективного закаливания ребенка - использование неперегревающей  одежды. Не следует одевать на ребенка шерстяных фуфаек и колготок в комнате, надо устранить чепчики, теплые шарфы, закрывающие уши. Одежда на улице и дома должна быть легкой позволяющей двигаться без затруднений.

Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Вместе с тем давно выявлена непосредственная рефлекторная связь этих рецепторов со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а также со всеми внутренними органами.

Большинство малышей любят ходить босиком. Препятствовать им в этом не следует. Однако начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий, например приучать ребенка находиться некоторое время (до 3-5мин.) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или песку. Затем можно разрешать бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома увеличить до 15 до 20мин.

Какую одежду лучше всего использовать с учетом гигиенических требований? Детскую одежду обычно шьют из гигроскопичных, т.е.хорошо впитывающих и испаряющих влагу тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани, тогда как синтетические ткани воздухонепроницаемы, способствуют перегреву и усиленному потоотделению, поэтому их  Использовать для одежды детей не надо. Шерстяные ткани, из-за большой пористости, намного теплее льняных - из них можно шить праздничную одежду, в которой ребенок может находиться непродолжительное время. Хороши для детей трикотажные изделия - особенно осенью и зимой.

Самое главное - одевать детей по сезону, не перегревая. В жаркую погоду Для мальчиков целесообразно легкие костюмы из хлопка или льна, для девочек - легкие костюмы, свободного покроя платья с короткими рукавами. Спортивная одежда из хлопчатобумажного трикотажа также соответствует гигиеническим требованиям. Желательно в помещениях для детей создавать условия для колебаний температуры в определенном  диапазоне. Так, для детей в возрасте 4-6 лет такой диапазон может на первых порах не превышать 3-4 С, т.е. температура колеблется в диапазоне от 18 до 22 С, затем разница может увеличиваться до 5-6 С. Такой динамичный температурный режим должен быть связан с характером или точнее видом деятельности ребенка.

В условиях подвижной игры воздух может быть более прохладным, при спокойной деятельности - более теплым. Ребенка следует постепенно приучать спать при открытой форточке.

Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях являются обязательными условиями эффективного пассивного закаливания.

Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы: традиционные и нетрадиционные.

К первым - относится метод -закаливание воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшается деятельность эндокринных желез, сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем.

В крови возрастает количество эритроцитов гемоглобина. Прогулки детей дошкольного возраста должны занимать ежедневно не менее 4ч.

Можно применять метод контрастных воздушных ванн. Суть метода состоит в следующем.До и во время дневного сна путем проветривания в комнате устанавливается температурный режим в 14 или 15 С.тогда как в соседней комнате с помощью отопительных устройств температура воздуха повышается до 25 С.По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течении 10 - 15мин. подвижной игрой, перебегая из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям.

Такие контрастные воздушные ванны можно проводить круглогодично, кроме летних жарких дней. Применение непродолжительных контрастных воздушных ванн в дополнение к прогулкам и другим способам закаливания повысит устойчивость терморегуляторного аппарата ребенка как к резким и быстрым колебаниям температуры типа сквозняков, так и более длительным охлаждениям*

Еще одной хорошей закаливающей воздушной процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми на ночь фрамугами или форточками.

С древнейших времен для закаливания используется вода. Она оказывает более сильное оздоровительное действие, чем воздух, благодаря очень высокой (по сравнению с воздухом в 28 раз) теплопроводности. Наверное, нет здорового ребенка, которому водные процедуры не доставляют радости. Очень хорошо об этом сказал К.И.Чуковский в знаменитом "Мойдодыр":

Давайте же мытье я, плескаться,        ,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне и в бане

Всегда и везде  -

Вечная слава воде!

Традиционные методы закаливания водой делятся на местные и общие. К первым относятся умывания после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым - обтирания, обливания, душ, купания. Доказана эффективность, в частности, обмывания стоп водой с постепенно понижающейся температурой, начиная с 28 или 27 С.Через 1-2 дня температуру воды надо немного снизить. Длительность обливания полминуты. Конечная температура 15 С.После обливания ноги следует тщательно вытереть.

Полоскание горла сначала теплой, затем прохладной, впоследствии холодной водой также дает положительные результаты у детей в возрасте 5-6 лет. Эту процедуру удобно проводить во время утреннего туалета.

Наиболее эффективным нетрадиционным методом закаливания является контрастный душ, когда потоки теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной воды. Он не требует больших затрат времени физиологически обоснован и общедоступен. При этом обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки к разнонаправленным термическим воздействиям. Вместе с тем оказывается и стимулирующий эффект на нервную систему.

Имеются разные варианты применения контрастного душа. У детей дошкольного возраста эта процедура может применятся после проведения курсов менее сильных факторов ( воздушные ванны, обтирания и др.)Приемам контрастного душа могут предшествовать контрастные ножные ванны, когда ребенок погружает ноги поочередно в тазы, наполненные водой разной температуры.

Методика контрастного душа:

После утренней зарядки ребенок в ванной комнате обливается от шеи теплой (36 С) водой в течении 30-40сек.,затем температуру воды следует снизить На 2-3 С и обливаться еще 15-20 сек., далее процедуру повторить. Как и при контрастных обмываниях стоп, в первые дни снижение температуры на 2-3 С определяется с помощью водного термометра. Затем по мере укрепления навыка температуру воды легко установить без термометра. Через 3-4 дня длительность обливания менее теплой водой

Через 10-12 дней разницу в температуре воды увеличить еще на 2-3 С и так постепенно в течении 2,5-3 мес. разницу в температурах горячей (до 38 или 40 С) и прохладной ( до 20 или 16 С )воды довести до 20 С у .старших и до 15 С у младших дошкольников. По окончании каждой процедуры кожу вытереть махровым полотенцем.

Многолетний опыт применения контрастного душа у детей дошкольного и школьного возраста показал его значительную закаливающую эффективность.

Итак, если родители хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны его закаливать с раннего возраста. В "минимум" закаливания входит обязательное использование неперегревающей одежды, пребывание ребенка в помещениях при температуре воздуха не более 18 0,ежедневное применение контрастных воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей в содружестве с медиками и педагогами дошкольных учреждений - сделать все возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов а жизнь каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской

В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...