"Плавание"
статья по физкультуре по теме

Чучалина Елена Хамзеевна

Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольников и младших школьников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных  ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание.

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.

Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольников и младших школьников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных  ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой.

Умение плавать – жизненно важный для каждого человека навык. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного. Однако быстрее всех осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста.

Спортивные способы плавания обладают характерными особенностями, определяющими их применение. Тело пловца лежит на поверхности воды почти горизонтально, что уменьшает встречное сопротивление воды и дает возможность пловцу развить относительно большую скорость. Чтобы обеспечить равновесие тела в горизонтальном положении, лицо пловца почти все время находиться в воде. При плавании кролем или брассом это достигается применением такой техники дыхания, при которой пловец делает вдох через рот, опускает лицо и выдыхает в воду.

Хорошо освоенное дыхание – ключ к освоению техники спортивного плавания. Поэтому начинающим пловцам надо уделять особое внимание подготовительному упражнению «выдох в воду», добиваясь, чтобы такое дыхание стало естественным и свободным.

При обучении спортивным способам плавания движения, которые выполняют дети, максимально упрощены. Ребенку важно понять схему движений и выполнять эти движения без нарушения поставленных условий. Когда дети перешли из детского бассейна в большой бассейн и способны проплыть всю длину бассейна (25м или 50м) без остановки, наступает этап совершенствования техники плавания и повышения уровня физических возможностей организма.

Дети, освоившие программу начального обучения, выполняют движения примерно одинаково. Хотя кто-то из детей будет выглядеть в своих движениях предпочтительнее. Но вполне возможно, что ребенок не имеет физических и функциональных возможностей, чтобы сохранить свои преимущества на следующих этапах занятий. Важно предложить такую программу, которая поможет всем детям максимально проявить свои способности.

Проплывая дистанцию различной длины (от 25м до 400м) спортивными способами, ребенок не только повышает уровень физических и функциональных возможностей своего организма, но и совершенствует технику плавания. Задания  должны быть адекватны  возможностям детей. Необходимо регулярно напоминать им о технике (об обязательных условиях движений) всех спортивных способов плавания.

Этап совершенствования техники спортивного плавания предполагает повышение уровня культуры движений с учетом индивидуальных особенностей. Выполнение различных элементов всех способов плавания помогут значительно разнообразить занятия и решить задачи данного этапа. Необходимо учитывать, что дети еще не готовы долго концентрировать  внимание, контролируя правильность движений. Поэтому количество повторений каждого упражнения и всех упражнений суммарно должно быть оптимальным. Сложное упражнение должно проводится в начале занятия. Недопустимо переоценивать физические и функциональные возможности детей.  Предполагая выполнить какое-то задание, тренер всегда предполагает, что для одного ребенка оно будет приемлемым, для другого – очень сложным.

В каждом задании данного этапа совершенствуются все способы плавания. Это обеспечивает разнообразие занятия и тренировку различных групп мышц ребенка. Преимущество остается за упражнениями без вспомогательных средств, но часть упражнений выполняется с плавательными досками. При подборе упражнений для конкретного занятия необходимо помнить о чередовании нагрузки на разные группы мышц. Уставший ребенок не способен скоординировать свои движения в новых упражнениях.

С первых занятий этапа совершенствования техники плавания дети должны понимать, что правильность выполнения упражнений является главной задачей каждого занятия. Все элементы соревновательного характера не способствуют решению задач данного этапа. У ребенка еще не сформирован стойкий навык, и поспешные движения, отсутствие необходимых физических возможностей приведут к тому, что ребенок не сможет сохранить при этом необходимую структуру движений. Соревнования на правильность выполнения кажутся логически оправданными, но они не должны присутствовать в занятиях. До тех пор пока ребенок не имеет устойчивого навыка техники всех способов плавания, все занятия должны быть на уровне возможностей организма всех занимающихся в группе. Нужно поощрять своим вниманием правильность выполнения упражнения, стараясь не выделять конкретных детей. Не забывать уделять внимание тем, кто медленнее осваивает программу. Главное сохранить интерес детей к занятиям, тогда и у инструктора, и у ребенка будет возможность определиться в своих предпочтениях объективней.

В конце каждого занятия предоставьте детям время для свободного купания. Безусловно, найдутся желающие поплавать «кто быстрее», в данной ситуации не следует запрещать соревноваться.

Не следует забывать, что на данном этапе главное – это общеразвивающий, оздоровительный характер занятий.

Программа каждого занятия предполагает разминку, обучающую часть, совершенствование физических возможностей организма, свободное купание. Деление весьма условное, поскольку все процессы в организме взаимосвязаны. Речь идет о преимущественной направленности воздействия на организм.

В разминку включается проплывание теми способами, которые лучше освоены. Поскольку в группе занимаются дети различного уровня физических возможностей, следует ориентироваться на большую часть занимающихся.

Организация выполнения упражнений должна быть такой, чтобы была возможность контролировать движения всех и каждого. Это можно осуществить, например, если дети будут выполнять упражнение, проплывая 25м по два человека одновременно (по двум сторонам дорожки) через определенные интервалы времени. Когда все дети проплывут 25м, выполнив заданное упражнение, инструктор обращает внимание занимающихся на правильность выполнения этого элемента, который чаще выполнялся неправильно.

Все предложенные далее упражнения используются и на следующих этапах занятий плаванием, меняются цели их выполнения, корректируются нюансы выполнения. Называйте конкретное упражнение всегда одинаково, чтобы дети сразу понимали, о чем идет речь. Тогда вам не придется всякий раз объяснять детали его исполнения заново. Назвав упражнение, вы лишь напомните основные, обязательные условия выполнения движений. Используйте жесты, чтобы подсказать, на что обратить внимание плывущему ребенку, не останавливая его.

На этом этапе занятий у ребенка должен сформироваться навык ориентироваться в направлении во время передвижений в воде (научиться плавать вдоль поплавков дорожки).

Обучая ребенка плавать, педагог всегда найдет возможность не только сформировать конкретный навык, но и внести свой вклад в формирование личности каждого из своих воспитанников. Занятия физической культурой – прекрасная возможность воспитания трудолюбия, умения общаться со сверстниками, добиваться конкретной цели. Внимательный преподаватель всегда заметит способности ребенка и будет способствовать их развитию.  Действия инструктора, его требования, стиль общения должны быть всегда понятны детям.

Последовательность в системе обучения поможет детям успешно освоить всю предложенную им программу. Задача преподавателя, научив ребенка плавать, познакомить его с возможностями физической культуры для повышения уровня функциональных возможностей организма. Дети, у которых в процессе занятий проявилась природная предрасположенность к занятиям плаванием, появился интерес к данному виду деятельности, могут продолжить совершенствовать свои навыки в группах спортивной школы.

Привычка ребенка к регулярным занятиям плаванием с целью укрепления здоровья или использования данного навыка для активного отдыха – самый важный итог всей работы преподавателя.

 

Используемая литература:  

Еремеева  Л.Ф.  Научите ребенка плавать. Издат. С-П «Детство-Пресс», 2005.

Протченко Т.А., Семенов Ю.А.  Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. Издат. М.: Айрис-пресс, 2003.  

Булгакова Н.Ж.  Познакомьтесь – плавание.   М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию с применением элементов синхронного плавания

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Б...

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы " Плавание способом брасс".

Занятие предназначено для формирования умения плавать способом брасс....

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Консультация для родителей инструктора по плаванию. Занятия плаванием детей дошкольного возраста.

Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхат...

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...