как провести утреннюю гимнастику в игровой форме.
статья по физкультуре по теме

Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как провести  утреннюю гимнастику в игровой  форме.

Воспитатель:

Евдокимова Л.Н. г. Руза

Третий год жизни - период быстрого физического развития, укрепления психики, формирования основных черт личности ребенка. Изменяются пропорции тела, меняется осанка, дети становятся стройнее. Приведем некоторые параметры.

С детьми третьего года жизни помимо физкультурных занятий проводят утреннюю гимнастику. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность. Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Конечно, пока ребенок еще совсем мал, зарядку он делает вместе с взрослым: мамой, папой, бабушкой, братом, воспитателем. Малышу надо на кого-то равняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то подражать.

Иногда не все движения получаются сразу, а у кого-то пока совсем не получаются. Как тут быть? Ни в коем случае нельзя сердиться, ругать ребенка. Лучше подойти к малышу, взять его за руку, улыбнуться и предложить данное упражнение выполнить вместе.

Для малышей очень важен игровой момент. Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей. Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, тепла, комфорта вырастет устойчивым к неожиданным жизненным ситуациям и будет менее подвержен стрессам.

Для чего же нужно постоянно играть с детьми?

Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение. По утрам некоторые ребята в детском саду плачут, ссорятся со сверстниками, требуют маму, не идут на контакт, а иногда просто не хотят заниматься. Какая уж тут гимнастика? Но поход в гости к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, смешная походка, улыбка, веселый совместный танец, музыка приводят малыша в нормальное состояние. Не обязательно он сразу засмеется. Перестанет плакать или начнет заниматься - это уже хорошо.

Во-вторых, для того чтобы заинтересовать малыша, обогащая его новыми знаниями, так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную веселую обезьянку или сходить в гости к глупым мышатам, получая новую для себя информацию, выполнял движения. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и действовать в нем.

В каждом комплексе утренней гимнастики игрового характера предлагаемом в пособии есть сюжет, интересный и знакомый детям персонаж (малышам нужен образец для подражания). Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенные задания.

Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.

Составляя комплексы утренней гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

  1. упражнения должны быть доступны малышам;
  2. нельзя превышать дозировку в выполняемых упражнениях;
  3. необходимо включать в комплекс знакомые и уже освоенные движения;
  4. упражнения для мышц туловища выполнять медленнее, чем упражнения на движение рук и ног;
  5. при выполнении упражнений не забывать о правильной осанке малышей;
  6. следить за правильным дыханием: ребенок должен дышать через нос и не задерживать дыхания;
  7. избегать однообразных упражнений и особенно статических положений;
  8. по мере усвоения комплекса менять его на другой;
  9. в течение года использовать разные комплексы.

В данной работе представлен один из комплексов утренней гимнастики.

Последовательность упражнений в предлагаемом комплексе утренней гимнастики классическая: сначала выполняются упражнения для плечевого пояса. Затем проводятся упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника.

Такие упражнения, как наклоны вперед, в стороны, приседания несут большую нагрузку на организм. Их повторяют не больше трех раз. Упражнения с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) можно повторить 4-5 раз. Затем - кратковременный (10—15 секунд) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику необходимо ходьбой. Следить, чтобы при ходьбе малыши держали спину прямо, расправив плечи, не шаркали ногами, не опускали голову, дышали через нос.

Необходимо включать в комплексы утренней гимнастики потешки, четверостишия, чистоговорки, скороговорки; подвижные игры, игры-массажи, упражнения для профилактики плоскостопия («Нарисуй солнышко ногой», «Ходьба по скакалке (канату)», «Переложи шишки ногой», «Подними платочек ногой» и т. д.).

Комплекс утренней гимнастики для детей 2-3 лет

«Звонкие погремушки»

(комплекс с погремушками)

Вводная часть

Дети входят в зал.

Воспитатель

Динь-дон, дили, дили.

Погремушки нам купили.

У Марины, у Танюшки,

И у Вовы погремушки.

И звенит со всех сторон:

Дили, дили, дили, дон.

                                                                              Н. Френкель

Ребята, сегодня мы с вами выполним зарядку с погремушками. И проведет ее веселый Петрушка.

Погремушки заранее разложены по кругу.

Воспитатель надевает на себя колпак Петрушки.

Ходьба друг за другом по кругу около погремушек (20 секунд).

Бег друг за другом по кругу (20 секунд).

Остановка около погремушек.

Дети берут в руки по две погремушки.

Основная часть

Упражнение «Покажи погремушки»

Исходная позиция: стоя, руки с погремушками опущены.

Поднять руки через стороны вверх, позвенеть погремушками. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.

Упражнение «Спрячь погремушки»

Исходная позиция: сидя, ноги вместе, погремушки в руках. Наклониться вперед, спрятать погремушки за стопами ног.

Вернуться в исходную позицию.

Наклониться вперед, взять погремушки и сказать: «Вот!»

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 2 раза. Темп медленный.

Упражнение «Положи погремушку»

Исходная позиция: стоя, руки с погремушками внизу.

Присесть, положить погремушки на пол.

Вернуться в исходную позицию.

Присесть, взять погремушки и сказать: «Вот!»

Повторить 2 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Звонкие погремушки»

Исходная позиция: стоя, руки с погремушками согнуты в локтях.

Подпрыгивание на месте. Повторить 2 раза по 10 секунд.

Заключительная часть

Петрушка

Динь, динь, динь.

Вместе ловко побежим.

Погремушкой, погремушкой

Звонко, звонко позвеним.

Бег за Петрушкой (20 секунд).

Петрушка

Погремушка, не звени.

Хватит, хватит. Отдохни.

Дети подходят к Петрушке и отдают ему погремушки.

Спокойная ходьба врассыпную.

Дети вместе с Петрушкой возвращаются в группу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить; вернуть же его очень трудно.

Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка формирования характера, развития воли, природных способностей.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Раннее детство - время, когда ребенок растет и развивается, с интересом познает окружающий его мир. Л. С. Выготский образно призывал создавать «золотой запас ребенка»: знания и умения малыш еще не в силах усвоить самостоятельно, но может воспринять с помощью взрослого, который поможет ему перейти на новую ступень развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.



 

Комментарии