Русские народные подвижные игры, как часть фольклора
статья по физкультуре по теме

Ценность внедрения русских народных игр в занятия физкультурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry._statya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные подвижные игры, как часть фольклора

                                                                                  Орловская Татьяна Алексеевна

                                                                                  Инструктор по физической культуре

                                                                                  ГБДОУ Детский сад №78

    Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития в двигательной и творческой деятельности детей.

    Русские народные игры, как часть фольклора имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

    Внедрение русских народных игр в занятия физкультурой позволяет разнообразить процесс физического воспитания. Ценность в педагогическом отношении игр в том, что они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают, нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

   В моей практике русские народные игры ценны не только тем, что способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшают физическое развитие, физическую подготовленность детей, но и способствуют формированию интонационно-выразительной речи, развивают слухоречевую память, внимание, расширяют словарный запас, способствуют раскрытию творческих способностей детей, что важно в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

  Существенную роль в обучении играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как мелкой, так и общей моторики.

    Русские народные игры с успехом можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и во время прогулок.

Классификация русских народных подвижных игр.

По характеру использования фольклорного подкрепления:

  1. Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества).
  2. Народные игры без речевого сопровождения.

По способу распределения на роль:

  1. Игры с выбором водящего при помощи считалок.
  2. Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок.

С преимущественным проявлением двигательных качеств:

  1. Игры на развитие ловкости и точности движений.
  2. Игры на развитие быстроты реакции.
  3. Игры на развитие меткости глазомера.
  4. Игры на развитие ритмичности и пластики движений.
  5. Игры на ориентировку в пространстве.

С преимущественным проявлением психических качеств:

  1. Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.
  2. Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти.
  3. Игры на развитие творческого воображения.
  4. Игры на развитие наглядно-образного мышления.
  5. Игры на развитие связанной речи.

В процессе использования русских народных игр решаются следующие задачи:

- создание здоровьесберегающей и развивающей среды;

- накопление ребёнком необходимого двигательного и речевого опыта;

- укрепление физического, психического и духовного здоровья;

- повышение творческого двигательного потенциала детей;

- формирование личностной культуры здоровья.

 У медведя во бору

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

Волк во рву

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

Золотые ворота

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй — запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков

«Салки» («Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др.)
Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.
Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов.

По жребию или по считалке выбирают одного водящего — «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я — салка!» — и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я — салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Литература:

1. Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Самодурова Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: «ACADEMIA»,2002

2. М.Ф.Литвинова Русские народные подвижные игры. М.: «Просвещение», 1986

3. Автор-составитель М.П.Асташина Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет. Волгоград: «Учитель»,  2012.

4. Г.Науменко, Чудесный короб (русские народные песни, сказки, игры, загадки). М.: «Детская литература», 1988.

5. А.В.Никитина, 33 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7лет. СПб.: «КАРО», 2009.

6. Г.А.Османова, Л.А.Позднякова, Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб.: «КАРО», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....