воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении
план-конспект урока по физкультуре по теме

Текст к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст к презентации21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении на основе игровых технологий

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников. Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии.

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!                            И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, является двигательная активность детей. Слайд2 Определение да вы видите на экране.

В своей практике мы пользуемся понятием двигательный режим. Что такое ДР и какие виды детской двигательной деятельности он охватывает представлено на слайде 3.

Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, – важнейший  оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня.

При реализации двигательного режима важно:

  1.   позаботиться об удовлетворении биологической потребности детей в реализации ДА.
  2.   рациональное соотношение разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
  3. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
  4. В младшем возрасте начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание. Мы  «летаем» как воробушки, «порхаем» как  бабочки.
  5. В средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения координированными           задачи усложняю.
  6. В старшем возрасте происходит перестройка движений и действий, с удовольствием выбираем водящего считалкой, чем больше правил, тем сложнее их помнить и соблюдать и это является отличным средством для тренировки памяти и мышления.
  7. Использую полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять двигательные задания(пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель). Слайд 4 Остановимся на формах двигательной активности.

Обязательными формами работы, способствующими активному отдыху и повышению работоспособности, были и остаются утренняя гимнастика (традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика), физкультурные занятия, физминутки на занятиях, динамические паузы в перерывах между занятиями, «бодрящая гимнастика» после дневного сна, подвижные игры. Слайд 5.

Хотелось бы остановить ваше внимание на требования к руководству самостоятельной двигательной деятельности. Слайд 6 Условия интереса к ДА, .чтобы сформировать интерес к ДА необходимо создать следующие условия. Слайд7

Основными условиями развития творческой активности в двигательной деятельности являются следующие :

  1. Выделение в режиме дня времени
  2. Расширение  двигательного опыта за счет увеличения обьема двигательных навыков
  3. Использование традиционного оборудования
  4. Создание атмосферы радости воодушевления за счет психоэмоционального состояния детей и педагога, совместных игр с детьми в качестве участника
  5. Использование музыкального сопровождения для обеспечения ритмичности ,темпа движений
  6. Поощрение тактильных контактов педагога с детьми(касание ладони во время подпрыгивания ,поглаживание, образование кучи-малы)
  7. Создание проблемных игровых ситуаций(передвижение парами, ходьба по болоту не замочив ног, построение дорожки из разных предметов)
  8. Остановлюсь на некоторых формах ДА, которые помогают мне решать оздоровительные  и образовательные задачи. Это физкультурное занятие самая эффективная школа обучения .

Разнообразие физкультурных занятий, умелый подбор двигательного  материала и дифференцированная методика руководства, забота о том, чтобы ребенок не просто освоил движение, но выполнял его с удовольствием, - вот основные  условия и средства развития  детского  двигательного творчества. Какие же приемы помогают мне вызвать интерес к занятию Слайд8

Вводная часть формирует эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности. На этом этапе занятия  я использую элементы психогимнастики М.И. Чистяковой, игры в парах «Я – дрозд, и ты-дрозд» и т.д.

В основной части предлагаю самостоятельно решить двигательные задачи, загадки, с помощью двигательной выразительности решать проблемные ситуации, которые способствуют поиску детьми творческих композиций. Это занятия по карточкам-схемам, на тренажерах, игровые, сюжетные. Предлагаю решить, например, такую задачу: По какой дорожке мяч покатится сам? Какие предметы можно использовать для того, чтобы перейти болото? и т.д. Таким образом,  старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Я предлагаю не только передать знакомый образ в движении, но и прошу создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру. Предлагая выполнить различные движения и позы, дети должны отгадать двигательное задание,  показать действия по сказкам, различным сюжетам (изобразить, как идет «петушок», как Аленушка с Иванушкой прятались в печке от гусей,   выгнать «лису» из заюшкиной избушки и т.д

 В основной части занятия всегда используются подвижные  игры  СЛАЙД 9- самый  популярный  у  детей, самый востребованный  вид  физических упражнений. Поскольку  синонимом  подвижной  игры  является  радость, то следует навсегда отказаться от скучных объявлений  типа «сейчас мы   поиграем  в интересную  игру…». Начало  действительно должно быть  интересным, захватывающим, будоражащим  веселые  мысли!

  1. Я  спрятала в нашем зале маски … Мы будем играть в ту игру, для которой вы быстрее найдете маски…
  2. Попробуйте, ребята, придумать (или вспомните) игру вот по этому  замечательному стихотворению…
  3. Какие игры подсказывают вам сегодняшняя  замечательная  погода?
  4. Мы будем играть в игру, которую  назовет тот, кого выберет считалочка.

Заключительная часть занятия решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления. Использую интересные приемы массажа в парах в стихотворной форме, например: «Рубим капусту», «Дождик», «Звонок» и т.д. Предлагаю детям вспомнить тот момент, когда они впервые увидели салют. Дети присаживаются, обхватывают колени и закрывают глаза. По команде «Салют!» дети подпрыгивают, вскидывают руки вверх и кричат: «Ура!».Использую на занятиях музыку

Таким образом, в процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения. В то же время развивается интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, что способствует сохранению и укреплению не только физического, но и психического развития. И  закончить свое выступление хотелось бы высказываниями ученых Фромма  и РоджерсаСЛАЙД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении

Методическая разработка:"Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении "...

ТЕМА: «РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

Предметно-развивающая среда, как известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого, первостепенной задачей педагогического коллектива ДОУ в условиях обновлен...

Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении на основе игровых технологий

Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка....

Консультация для педагогов "Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности на занятиях по физкультуре"

      Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...

Консультация "Воспитание у дошкольников самостоятельности на занятиях по физической культуре"

quot;Воспитание у дошкольников самостоятельности на занятиях по физической культуре"...