На пути к школе здоровья
статья по физкультуре (младшая группа) по теме

Паршакова Марина Александровна

О важнейших оздоровительных задачах по формированию правильного образа жизни у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

НА ПУТИ К ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

М.А. Паршакова

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» - эти слова Сократа очень актуальны и в ХХI веке. В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, мы на пути к новой научно-технической цивилизации.

Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И самые уязвимые - дети.

Средства массовой информации открыто освещают эту проблему: уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Выявлено нарушение осанки у 24% детей, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического здоровья. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

 Поэтому одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья дошкольников. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Верна пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому в первую очередь в ДОУ необходимо иметь карту здоровья каждого ребенка, в которой отражаем заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определяем уровень интеллектуального развития: низкий, средний, высокий, что даёт возможность подобрать для каждого ребенка индивидуальный подход, и решить главную задачу педагога: повышение мотивации, установление добрых взаимоотношений между воспитателем и воспитанником.

В условиях нашего сада мы стараемся рационально организовать двигательную активность детей: физкультурные занятия 3 раза в неделю, одно из них на улице, гимнастика в утренний отрезок времени, динамические паузы, физкультминутки в течение занятий, а также физкультурно-оздоровительная работа. Задачи гармоничного физического развития успешнее решаются с помощью гимнастики, которая благотворно воздействуют на двигательный аппарат и на все группы мышц.

Гимнастика – не только хорошее развитие мускулатуры, но и слаженная деятельность органов сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем человеческого организма. С самого раннего возраста мы закладываем в ребенка стремление к занятиям гимнастикой. Правильный подбор и изучение новых упражнений  способствует поддержанию интереса к занятиям. Одной из важнейших оздоровительных задач является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма.

Здоровье детей – интеллектуальное, духовное, физическое, социальное – проблема национальной безопасности. Прогрессивное образование не может находиться в стороне от этих серьёзных проблем.

50-70% здоровья человека зависит от образа жизни. Поэтому забота образовательных учреждений о здоровье – не дань моде, реформам, а потребность времени.

Основной путь к школе здоровья – формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни,  кроме здорового. Задача системы образования – добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения, нового времени. По мнению Сухомлинского, забота о здоровье - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, но свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

Сегодня нам важно сменить приоритеты, ведь именно с физического и духовного оздоровления начинается оздоровление нации. Наш педагогический коллектив, в котором я работаю, выбрал правильное направление - оздоровление детей. Много сделано, многое предстоит сделать, но какие бы трудности не встретились на нашем пути, мы уверены  - здоровье детей в наших руках! И мы сделаем все, чтобы эти руки были заботливыми.

Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики мы включаем только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения.

Также можно использовать любимые детьми упражнения.  «Мороженое» (прил.№2). Существует много интересных и полезных упражнений: «Насос», «Жемчужина», «золушка», «Полёт на космическом корабле», «Волшебная палочка», «Смешинка», комплекс утренней гимнастики во 2-ой младшей группе (прил.№3).

Использованная литература:

  1. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. В.Т. Алямовская, С.Н. Петрова
  2. Современные технологии народного образования. 1998г
  3. Журнал «Дошкольное воспитание»  №1 2011года; №2-№6,№9 за 2010 год. Авторы: Барабаш Т., Вицко Е., Голенко О., Агафонова И.Н., Листраткина В.Г.
  4. Журнал «Здоровье дошкольника» 2008-2011г

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Марина Александровна Паршакова высшая педагогическая категория, воспитатель.

Дом.адрес: Санкт-Петербург, ул. Морской Пехоты, д. 10-1, кВ.135; т: 454-84-24        Моб.т: 8921-44-55-837, e-mail: MA.Parschakova@yandex.ru

Место работы: ДОУ Детский сад № 53, Санкт-Петербург, ул. Маршала Казакова, д.5 корпус 2; т: 757-02-88

Приложение № 2

«Мороженое»

- Я знаю, что вы любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной Королевы, замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом  - бррр..

- Но, вот пришел добрый волшебник и сказал: «Закройте глаза, положите руки на коленки, вам удобно, вам ничего не мешает, сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени, тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги стали теплыми, они расслабились. Точно также согреваем руки, всё тело, шея, голова повисла».

Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.

Приложение№3

Комплекс утренней гимнастики во 2-ой младшей группе «Дружная семья»:

1.И.П. Ноги слегка расставить, руки за спину;

Хлопнуть в ладоши перед лицом 8 раз под слова воспитателя:

Папа, мама, брат и я - вместе дружная семья

Отвести руки за спину 3 раза

2.Все вместе наклоняемся, физкультурой занимаемся

И.П. Ноги врозь, руки на пояс;

Наклон вперед, ладони на колени, смотреть вперед. Вернуться в ИП. Повторить 5 раз.

3.Папа большой, а я маленький. Пусть я маленький, зато – удаленький.

И.П. Ноги слегка расставить, руки на пояс;

Присесть, руки вниз. Вернуться в ИП. Повторить 5 раз

4.Прыгаем мы дружно, это очень нужно! Кто же прыгнет выше – мама или Миша? Повторить 5 раз

5.Носом воздух мы вдыхаем. Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, нам не нужно к докторам!

И.П. Ноги врозь, руки вниз;

Руки в стороны, вдох носом. Вернуться в ИП, выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3-4 раза.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»

Перед началом игры дети образуют круг. Педагог находится в центре круга.

- Кто живет у нас в квартире?( шагают на месте) Раз, два, три, четыре!

- Будем мы сейчас считать. Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

- Мама, папа, брат, сестра – сосчитаю всех едва!(выполняют пружинку, руки на поясе)

- Самый главный – это я (прикладывают руки к груди)

- Вот и вся моя семья. (поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское сорание "На пути к школе"

Проект.Вовлечение родителей в воспитание детей совместно с воспитателем....

родительское собрание для старшей группы "На пути к школе"

Конспект родительского собрания для старшей группы "На пути к школе" (с выступлением психолога)...

Консультация для родителей "На пути к школе"

Вот и подросли наши с вами дети. Это их последний год в детском саду. Впереди их ждет школа. Наша с вами общая задача – продолжить воспитывать и развивать детей так, что бы они наилучшим образом были ...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

консультация для родителей «Готовность ребёнка к школе»Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ...