Мастер класс "Веселая йога для дошкольников"
план-конспект урока по физкультуре по теме

Степанова Лариса Никоноровна

Ознокомление педогогов с некоторыми методами оздоровления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Веселая йога для дошкольников»

Цель: Познакомить присутствующих инструкторов по физической культуре  с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения, побуждать взять на вооружение предложенный опыт.

План мастер – класса:

1.Рассаз об отдельных здоровье сберегающих формах работы, используемых в практике.

2. Использования здоровье сберегающих методов и  форм.

Модель взаимодействия в процессе проведения мастер-класс: «педагог - педагоги».

    Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования.

   Но для детей эта тема пока не актуальна и особой йоги в таких занятиях нет. Но можно научить детей  расслабляться, улыбаться, научиться не боятся неудач и радоваться жизни. Серьезно выстраивать асаны до 9 лет не рекомендуется. У детей очень нежный скелет, слабые связки и мышцы. На занятиях можно лишь использовать игровую гимнастику для укрепления стоп, спины, развития координации, ритмичности, равновесия, а также дыхательные упражнения для развития диафрагмального (брюшного) дыхания, расслабляющие упражнения. И большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

   Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

    Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.                        

   Как строить занятия с детьми                  

    Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на  сюжете из жизни природного мира, которая  наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-20 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

   В процессе обучения йоге важная роль отводится инструктору, который непременно должен разбираться во всех особенностях детского восприятия и хорошо чувствовать настроения и потребности растущих "организмов". Дети от природы непосредственны, подвижны и  любознательны. Они открыты для всего нового и обладают неистощимой энергией. Задача опытного инструктора – направить эту энергию на созидание, на укрепление здоровья и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

   В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь здоровым, счастливым и гармонично развитым человеком.        

         

Сценарий мастер-класс:          

    Организационное обеспечение: коврики, музыка для релаксации, магнитофон, проектор. В течение занятия сопровождается  тихая, спокойная музыка.

Разминочные и согревающие упражнения

   1.Игра-медитация «Жизнь леса».

Инструктор: давайте представим себе в лесу ранним утром. Вошло солнце, просыпаются обитатели  леса и начинают свое путешествие среди деревьев и травинок.

И. п. – о. с., 1-2 руки через  стороны вверх; 3-4 – движение пальцами; 5-6 – и. п.  (Руки плавно поднимаются вверх и вниз).

   2. «Звери просыпаются». И. п. – сидя на пятках,  руки сложены на полу, подбородок на руки. (спинка округлена). 1- руки вперед, потянуться; 2- руки вверх, выпрямиться.

    3. «Ёжик спрятался».  И. п. -  упор на колени и согнутые руки в локтях.  1-4- частые ползковые движения вперед;  5-6 – лечь на  правый (левый) бок; 7-8- обхват  согнутые колени двумя руками  и подтянуты к груди (с группироваться).

   Во время выполнения таких упражнений корригируются  все искривления при первой степени сколиоза. Укрепляются мышцы спины, развивается подвижность позвоночника.

 

Упражнения на растяжку

   4. «Бабочка». И. п. – сидя, захват руками сложенные подошвы стопы, колени в стороны, спинка прямая. ( Движения бедрами напоминает взмахи крыльев бабочки).

Инструктор: каждая бабочка летит к  своему цветку, приземляется на цветок и нюхает аромат цветка.  1-2 - наклон туловища вперед- вдох; 3-4- выпрямлять туловище,   опрокидывать голову чуть назад – выдох.

   5. «Стрекоза». И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2-  поднять ноги вверх; 3-8- развести прямые ноги в стороны (махи крыльями). (Руки не отрывать от пола, носочки оттянуты).

Асаны (йоговские позы, имитирующие позы животных  либо предметов)

   6. Поза «Кобры». И. п. – лежа на животе, упор ладонями  о пол на уровне плеч, руки прижаты к туловищу, локти направлены вверх, ноги сзади вместе, лоб на полу. На вдохе медленно, грациозно поднять голову, грудную  клетку.  Подключая руки, поднимаются от пола локти и верхняя часть туловище. Паховая часть  остается на полу. Плечи отведены назад- вниз. Шея вытягивается вперед , голова  слегка запрокидывается . ( Упражнение выполнять 2 раза без задержек, а на третий раз задерживаться в позе 10-20 с, дыхание свободное. Это поза выпрямляет верхнюю часть позвоночника, развивает грудную клетку ).

   7. «Полумост».

Инструктор: Представьте, что течет река и надо построить мост.

И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях  и стопы на пол ближе к ягодицам. Стопы находятся параллельно друг другу, колени  расположены на одной линии с пальцами стоп. Поднять  таз вверх, руками захватить щиколотки. Опираясь на плечи, поднять таз как можно выше. Сохранить такое положение до 30с.

(Укрепляет  мышцы спины, рук, бедер и передние части тела, растягивает лопатки и кисти рук, раскрывает грудную клетку).

 Дыхательные упражнения выполняются  после  каждой 2-3 асанов.

Пранаямы (дыхательные упражнения)

    «Вкусный горячий чай». И. п. –стоя на одной ноге, правая (левая) согнута в коленях. Руки вверх соединены «домиком». Производиться последовательные движения.

Инструктор: представьте, что это дерево, а на дереве – пчелы, у пчел- мед. Будем пить чай с медом. Ноги врозь, руки в стороны.1-2- Наклон вправо (влево) – наливаем чай.(колени при наклоне не сгибать, руками при наклоне  тянемся до пола). 3-4- руки перед собой, ладошки соединены, - чай вкусный, ароматный, но горячий - вдох и выдох.  

   8. Поза «Экскаватор».

 Инструктор: давайте попробуем превратиться «в экскаватор». И. п. –лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони на полу, ноги согнуты в коленях.

Экскаватор к работе готов! Начинаем поднимать ноги за голову, постепенно выпрямляя их. Удерживаем позу, пока  из «ковша» земля высыпается в кузов.  (Для мышц спины, живота, ног, развивает  гибкости).

   9.Поза «Ракета».  

Инструктор: Сейчас мы будем готовить ракету к полету. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Плавно поднимаем ноги вверх .Упираясь руками  в поясницу, поднимаем нижнюю часть туловища. Ноги тянуть вверх, выпрямляя их. Ракета готова к старту! Три, два, один –пуск! Опускаемся: ложимся на спину и отдыхаем перед следующим запуском.  (Для мышц рук, спины, живота, ног, развивает координацию).

Пранаямы (дыхательное упражнение)

   «Собираем усталость». И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх.  Наклон вниз к носочкам.  Руками,  снизу- вверх, собираем усталость – вдох.  (Руки скользят снизу -вверх по телу). Поднимая руки вверх -усталость положили в мешок  (ладони соединили).  Выбрасываем усталость со  звуком «ха-а-а!»- выдох.  (Руки выносятся вперед -  вниз).

Упражнения для развития чувств, ощущений, внимания.

   10. «Насос и надувная кукла» (в парах).

Один лежит  расслабленно на ковре «надувная кукла» из которой выпущен воздух. Другой  «накачивает» «куклу» насосом, ритмично наклоняясь вперед и произнося звук [c] на выдохе.  «Кукла»  постепенно «наполняется воздухом», ее части тела распрямляются, напрягаются. Она снова «сдувается». Затем меняются ролями.

   11. «Снежная баба». И. п. – сидя на корточки, имитация руками «лепим снежный комочек». Постепенно, имитируя  лепку  руками  встаем, проговаривая:  «Лепим, лепим – станет большая, пребольшая снежная баба»,- руки вверх. «Приходит весна и снежная баба растаяла» - медленно отпускаются руки, присесть и ложиться на пол. Руки, ноги вытянуты и расслаблены, глаза закрыты.

Релаксация (расслабление)

  12. «Сытный, довольный крокодил». И.п. – лежа на животе. Ладошка правой руки на пол перед головой.  Левая ладошка- на правую. Одна нога вытянута прямо, другая  подтянута к животу. «Крокодилы недавно поели и хотят отдохнуть. Распластались на песочке. Погода замечательная, солнечная, рядом  шумит река, поют птицы. Легкий, приятный ветерок обдувает». Слышны шум воды и пение птиц (3 мин). Сделать глубокий вдох, подтянутся руками вперед, лечь на бок,  медленно подтягивая колени к животу, помогая руками встать. Сесть на пятки, спинки выпрямить, руки на колени.

   13. «Пожелание». И. п. –сидя на пятки, руки на колени.  Растираем ладони до появления тепла. Расставим руки в стороны.  Ладони соединим рядом сидящими. Мысленно повторяем за инструктором: «Мир, добро, любовь всем кто справа от меня. Мир, добро, любовь всем кто слева от меня.  Мир, добро, любовь всем кто впереди меня. Мир, добро, любовь кто сзади меня».

Список использованной литературы

1.Бокатов А., Сергеев С. « Детская йога(2-е изд.) ».- Киев, «Ника-центр»,2009.

2.Палатник М. « Простая йога для детей».- М.: « Вадим Левин,»,2006

3.Научно-практический журнал«Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011.

 4.  Anjey Satori «Звуки природы для релаксации»,- М.,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХАТХА-ЙОГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неукл...

Мастер-класс "Весёлая йога для дошкольников

конспект мастер-класса, фото...

Хатха-йога для дошкольников

Занятия хатха-йогой с детьми дошкольного возраста...

Хатха-йога для дошкольников

В настоящее время в практике дошкольных учреждений в качестве средств оздоровления детей, повышения уровня физической подготовленности используются различные виды дыхательных, релаксационных упражнени...

Хатха-йога для дошкольников

Хатха-йога для дошкольников...

Мастер-класс "Йога для детей дошкольного возраста"

Выполнение разминки. Разучивание поз для роста, для работы кишечника, для шеи и плеч. Разминка для глаз. Игра "Воздушная кукуруза"....