Использование метода проектов при организации физического развития дошкольников совместно со школой
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме

 

В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило в основном за счет эксплуатации памяти. В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование метода проектов при организации физической культуры дошкольников совместно со школой».

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма.

В соответствии с ФГТ на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности. Ребенок в ходе проблемного обучения  получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по методике Руновой М.А. «Двигательная активность ребенка 5-7 лет». В результате выяснилось, что дошкольники не полностью физически подготовлены к школе: высокий уровень – 37,1%, средний – 59,8%, низкий – 3,1%.

Формирование у детей ценностного отношения к здоровью, их физическое развитие должны обеспечиваться не только в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, но и в ходе самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность ребенка (умение найти себе занятие, сосредоточенно чем-то увлечься, развитие инициативы и т.п.) имеет большое значение для его развития, поскольку позволяет закрепить и усовершенствовать то, что было заложено в результате воспитательного влияния взрослого.

Данное положение составляет основу практико-ориентированного, междисциплинарного, долгосрочного проекта в рамках сетевого взаимодействия со школой №7 «Быстрее. Выше. Сильнее».

При организации проектной деятельности  столкнулась со следующими противоречиями:

- между пониманием того, что необходимо использовать проектную деятельность в детском саду для развития  физических качеств в рамках сетевого взаимодействия и отсутствием достаточного опыта в практике работы детских дошкольных учреждений,

- между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей,

- несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Выдвинутые противоречия  обусловили выбор темы моей работы «Использование метода проектов при организации физического развития  в рамках сетевого взаимодействия со школой».

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс. Основоположник метода проектов У.Х. Килпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

Целью педагогической деятельности является  физическое развитие в рамках сетевого взаимодействия в процессе использования проектной деятельности.

Для достижения цели определены следующие задачи:

- обеспечение каждому ребенку гармоничного развития;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- приобщение выпускников ДОУ, воспитанников и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни;

- развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

Работа над опытом проходила в 3 этапа:

- На первом  этапе (сентябрь – ноябрь 2009 года) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме, Был выявлен уровень физической подготовленности  детей, степень сформированности практических умений и навыков.

- На втором этапе (декабрь 2009– март 2012 года) был разработан план реализации мини-проектов  в рамках проекта «Быстрее. Выше. Сильнее».

- На третьем этапе (март 2012 – май 2012 года) проведена итоговая диагностика, выявлены позитивные результаты, позволяющие судить об эффективности работы.  

Реализация проекта «Быстрее. Выше. Сильнее» предусматривал формирование у детей  интереса к занятиям физической культурой и спортом, потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья; стремления к актуализации опыта других и своего собственного по укреплению и сохранению здоровья посредством занятий физической культурой, воспитание таких социально значимых личностных качеств, как целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Для правильной и планомерной организации работы над любым проектом  придерживались следующих этапов:

До начала реализации мини-проектов «Туризм – как один из видов оздоровительной работы», «Движение – здоровье», «Неделя здоровья», «Зимние забавы» и др.  была проведена предварительная работа: подобран иллюстрированный материал, художественная литература, с детьми организованы следующие дидактические игры: «Друзья и враги здоровья», «Что надо делать, чтобы быть здоровыми?», «Зачем нужна утренняя гимнастика?» и др.

Практический этап реализации мини-проектов включал в себя все виды детской деятельности практической направленности.

Экспериментальная деятельность включала познавательные эксперименты. Так, в ходе познавательных экспериментов в мини-проекте «Посеешь привычку – пожнешь здоровье» дети выяснили: «Чем полезны овощи, фрукты и другие продукты», «Зачем нужны положительные эмоции?». Рассказ школьников о правильном уходе за зубами с использованием презентации, вызвал большой интерес у старших дошкольников. В целях оптимального использования времени на занятии школьники разрабатывали:

  1. видеоролики, мультимедийные материалы по темам «Виды спорта», «Спортивная гордость Старого Оскола»  и т.д.
  2. презентации по темам проекта

Мультимедиа технология позволяет развить у детей навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

Для реализации проекта «Зимние забавы» были подобраны, систематизированы и оформлены в альбом подвижные игры «Зимние  развлечения для больших и маленьких», школьниками разработан сборник народных подвижных игр «Зимние забавы».

Реализация проекта «Дорожка здоровья» началась с создания педагогами, школьниками, родителями и дошкольниками «Тропы здоровья», оборудованную как в спортивном зале (для занятий в холодное время года), так и на улице (летний вариант).

Физкультурная деятельность дошкольников и школьников предусматривала совместные занятия физической культурой, досуги, эстафеты, соревнования. В рамках реализации проекта проводились  спортивные развлечения  с участием детей подготовительных групп и первоклассников «Буду в Армии служить!», «В стране здоровья», «Космические путешествия».

В ходе творческой деятельности дети придумывали двигательные загадки, стихи и загадки о спорте. С наибольшим интересом дошкольники смотрели сказку «Здоровый образ жизни - залог здорового человека», поставленную школьниками.  Слайд 12 Наряду с этим дети соревновались в конкурсах рисунков о спорте, участвовали в театрализованном физкультурном представлении «Принцесса Капризулька в физкультурном царстве».

В ходе реализации проектов велась активная работа с родителями. Ежегодно проводится родительское собрание на тему «Физическая готовность ребенка к школе», где преподаватель физической культуры школы №7 Рыжанкова Ю.В. рассказывает, на какие физические качества будущего первоклассника обратить внимание. С большим энтузиазмом родители принимали участие в совместных с детьми викторине «Помоги себе сам», «Путешествие на сказочную полянку», «Папа, мама и я – музыкальная семья», «Папы и дочки, мамы и сыночки».  Одной из форм привлечения детей и их родителей к занятиям спортом стал выпуск стенгазеты «Спорт для жизни очень важен», из которой было видно, какими видами спорта они занимаются. Педагоги вместе с детьми изготавливали буклеты для родителей «Движение – это жизнь», «Осанка – зеркало здоровья»,  информационный стенд «Физкульт-ура!».  

Большое внимание при реализации проектов уделялось формированию предметно-развивающей среды, стимулирующей познавательную и творческую активность дошкольников и школьников. С огромной  помощью  школьников спортивный зал детского сада пополнился нестандартным оборудованием «Моталочки», «Варежки-липучки», «Ручеек для перешагивания», атрибуты к подвижным играм, нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия и т.д. Большим трудом воспитателей и родителей в каждой группе оформлен «Центр двигательной активности», оснащенных спортивным оборудованием, стимулирующим самостоятельную двигательную деятельность детей. Здесь же представлены дидактические пособия, познавательные картинки, способствующие развитию интегративных качеств воспитанников.

На третьем этапе проводилась итоговая диагностика, из которой видно, что уровень физической подготовленности детей к школе повысился.  

ГОД

Кол-во детей

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

2009-2010 г.

52

19(37,1%)

31(59,8%)

2 (3,1%)

2010-2011 г.

54

26(48,4%)

27(50,5%)

(1 осв.)

2011-2012 г.

49

29(56%)

20(41,4%)

-

Также на этом этапе проводилась презентация материалов проекта:

  1. Сборник подвижных игр «Зимние забавы для больших и маленьких»
  2. Выставка рисунков детей на тему «Мой любимый вид спорта»
  3. Выставка нетрадиционного спортивного оборудования
  4. Конспекты интегрированных занятий по теме проекта (совместная работа инструктора и преподавателя по физической культуре)
  5. Выставка «Лучший центр двигательной активности»
  6. Картотека игр на развитие личностных качеств

 Таким образом, использование проектной деятельности, информационных технологий способствует становлению исследовательской компетентности детей – целенаправленного, закономерного развития навыков и умений целеполагания, целевыполнения в исследовательской деятельности. Проектная деятельность выводит работу коллектива школы и детского сада на качественно новый уровень, предъявляет более высокие требования к каждому специалисту – участнику реализуемых проектов.

В перспективе планируем продолжить поиск и оптимизацию новых форм, методов, приемов, содержания деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей совместно со школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольника

В ФГТ заложено кардинальное изменение подхода к педагогической реальности: от занятий к образовательной деятельности.Ребёнок - дошкольник усваивает только значимую для себя информацию.Сформулированы о...

Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...

Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников» Проект "История куклы"http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news7697.html

Обобщение опыта работы  по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников»  Проект "История куклы"...

«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»

Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...


 

Комментарии