Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»
методическая разработка по физкультуре

Унгуру Наталья Михайловна

Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_fizkulture.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ системы педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей.

 Подготовила старший воспитательУнгуру Н.М.

Физическое воспитание в нашем детском саду направлено на охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, своевременное формирование умений, навыков, развитие психофизических качеств на основе игровой и творческой деятельности, осознанного отношения к своему здоровью.          

Режим дня построен с учетом суточного ритма физиологических функций, продолжительности частей занятий, их плотности, особенностей, каждому ребенку обеспечивается двигательная активность, облегчается переход от одного вида деятельности к другому. Вся физкультурно-оздоровительная работа ДОУ строится на основе комфортности. Педагоги создают оптимальные возможности для двигательной активности детей.

В ДОУ используются следующие формы организации физического воспитания: физкультурные занятия в зале и на улице; дозированная ходьба, оздоровительный бег; физкультминутки; спортивные игры; физкультурные досуги и праздники; утренняя гимнастика; дыхательная гимнастика; самомассаж; спортивные кружки: занятия с тренером по греко-римской борьбе, хореографии.    

В каждой группе имеется спортивный уголок с необходимым оборудованием, ведется закаливание согласно графику, проводятся спортивные праздники, развлечения, тематические занятия.                                  

 Регулярно проводится неделя здоровья.

  Ребенку получает необходимые позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений (“чувство мышечной радости”), победы над своим неумением, понимания того, что он делает.

Система взаимодействия по физическому воспитанию в дошкольном учреждении предполагает взаимосвязь инструктора по физическому воспитанию с другими специалистами детского сада: воспитателями, медиками, психологом, а также родителями воспитанников.                                                                              

Согласно проведенному анкетированию родителей детей, которые посещают детский сад мы узнали, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. Ведь доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка - например, развитие речи.

Становиться понятно, что взаимодействие по физическому воспитанию между родителями и педагогами в нашем ДОУ невелико.

При проведении аккредитации ДОУ было отмечено недостаточное взаимодействие между инструктором по физической культуре и воспитателями в группах.

Напрашивается вывод, что в ДОУ нет системы работы по педагогическому взаимодействию,   и на сегодняшнем заседании педагогического совета необходимо выработать пути решения возникшей проблемы.

Ход заседания педагогического совета

«Система педагогического взаимодействия,

 направленного на физическое воспитание детей»

Тема нашего педсовета звучит так: «Система педагогического взаимодействия,

направленного на физическое воспитание детей».

1. Перед началом работы давайте поприветствуем друг друга. У вас на стульях лежат листочки с названием образа. Встанем в круг. Каждый из участников должен поприветствовать рядом стоящего в определенном образе (начальник, коллега, ребенок).

Цель: активизировать педагогов на работу, подвести к тому, что кроме вербальных средств общения (т.е. словесных) существуют еще невербальные средства. Впечатления, которые мы получаем от другого человека, лишь на 10% определяются словами, которые он говорит. Гораздо большее значение имеют все остальные средства:

тембр голоса,

интонация,

осанка,

жесты, телодвижения,

выражение лица,

контакт глазами.

После  упражнения сесть на места.

2. Для начала обратимся к решению предыдущего педсовета.

Цель сегодняшнего педсовета: проанализировать систему взаимодействия педагогов в ДОУ и на основе совместного анализа сформировать комплекс мер, направленных на решение проблемы.

Повестка педсовета:

  • Выступление заведующей Берловой А.Ю. по теме педсовета.
  • Выступление ст.медсестры  с анализом заболеваемости Анисимовой Л.И..
  • Вопросы по нормативно-правовым документам. ст.восп. Унгуру Н.М.
  • Что такое педагогическое воздействие? ст.восп. Унгуру Н.М.
  • Вытупления воспитатедей групп
  • Выступление инструктора по физкультуре Зениной Ю.М.
  • Выступление педагога-психолога Волокитиной И.Ю.
  • Подведение итогов, формулировка решения педсовета. ст.восп. Унгуру Н.М.
  • Упражнение для педагогов.

Итак, начнем. В плане подготовки к педсовету была проведена тематическая проверка. Алла Юрьевна ознакомит нас с тематической справкой.

3. И все же система лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы позитивно сказалась на улучшении здоровья детей, повышении сопротивляемости организма, улучшении показателей физического развития. С анализом заболеваемости нас познакомит старшая медицинская сестра Анисимова Л.И.

4. В ходе подготовки педсовета вы знакомились с нормативно правовыми документами, регламентирующими работу по физическому воспитанию детей. Ответьте на вопросы, затронутые в данных документах.

Какие основные заболевания по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН среди контингента детей, поступающих в школу?

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические заболевания. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60—70% детей дошкольного возраста и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Что мешает оздоровительной работе российских детских садов?

 Минобразование России обращает особое внимание на то, что, наряду с этими позитивными процессами, в ряде дошкольных образовательных учреждений наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников. Подобные явления вызывают у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезадаптации.

При этом перегрузка детей обусловливается содержанием образования, формами организации обучения, а также режимом пребывания воспитанников в детском саду, неадекватными их возрастным особенностям.

Почему такое происходит?

  1. В ряде случаев отбор содержания программ дошкольного образования осуществляется исходя из «школьной логики» — логики будущих учебных предметов. Происходит подмена целей и задач развития ребенка в дошкольном возрасте целями и задачами школьного обучения. Такой подход базируется на ложном представлении родителей и некоторых педагогов о том, что если ребенок уже в детском саду овладеет чтением, письмом, арифметическими действиями и т. п., то это, якобы, обеспечит ему успешность в школьном обучении. В ряде случаев ситуация усугубляется негативной практикой отбора детей в первый класс на основе неправомерных требований учителей к объему знаний ребенка при его поступлении в школу. Педагоги детских садов, реагируя на соответствующие запросы родителей и учителей, стремятся дать своим воспитанникам как можно больший запас знаний, который зачастую заимствуется из школьной программы.
  2. Другая проблема состоит в ориентации содержания образовательных программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное развитие ребенка. Это также обусловливает неадекватную возрастным возможностям детей учебную нагрузку, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб как их личностному развитию, так и состоянию здоровья.

О чем необходимо помнить при построении образовательного процесса?        

Устанавливать учебную нагрузку, руководствуясь следующими ориентирами:

  1. При организации режима пребывания детей в детском саду недопустимо использовать занятия в качестве преобладающей формы организации обучения. В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей. Не допускать напряженности, «поторапливания» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий.
  • Максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах — трех.
  • Их продолжительность в младшей и средней группах — не более 10—15 минут, в старшей —не более 20—25 минут, а в подготовительной — 25—30 минут.
  • В середине занятия необходимо проводить физкультминутку.
  • Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут.
  • Занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух-трех раз в неделю.
  • Длительность этих занятий — не более 30 минут, и если они носят статический характер, в середине занятия следует проводить физкультминутку. Проводить такие занятия рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда).
  • Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20—25 минут, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно.
  1. Необходимо в течение дня обеспечивать баланс разных видов активности детей — умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра.
  2. Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.
  3. Необходимо наладить взаимодействие работников дошкольных образовательных учреждений с родителями (лицами, их заменяющими).
  4. При регуляции нагрузки на ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности.  

5. Вернемся к педагогическому взаимодействию. Давайте выстроим схему участников педагогического взаимодействия, поместив в её центр детей. Постепенно будем добавлять все составляющие взаимодействия. Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей  в  повседневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

 Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны,  два взаимообусловленных компонента:  педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

 Скажите, какие бывают по форме воздействия на ребёнка?

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые,  неуправляемые) и т.п.  Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников.

Скажите, какие могут быть реакции воспитанников? 

Это - активное  восприятие,  переработка информации,  игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,  действия,  поступки,  деятельность  и т.п.

Теперь нам нужно выяснить, как осуществлять физическое воспитание в системе взаимодействия педагогов между собой. Выступление аоспитателей.

6. Инструктор по физическому воспитанию совместно с другими педагогами ДОУ обеспечивает рациональный общий и двигательный режим, составляет рекомендации по созданию оптимальных условий для игр и занятий. Об этом нам расскажет инструктор по физкультуре Зенина Ю.М.

7. Кроме того, при осуществлении физкультурно-спортивной работы в ДОУ организуется психолого-медико-педагогический контроль. Учет психофизических особенностей ребенка предусматривает адекватность физической нагрузки возрасту, полу, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью, поэтому взаимодействие с педагогом-психологом не менее важно.  Выступление педагога-психолога Волокитиной И.Ю.

8. Большое значение в физическом воспитании детей имеет совместная работа с родителями. Педагоги, методисты, психологи передают им необходимые знания о возрастных и психологических особенностях детского организма, вводят в курс тех проблем и достижений, которые имеются у ребенка. Через наглядную агитацию, консультации, беседы, практикумы знакомят с последними достижениями в области физического развития детей. Увлечь родителей, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста — одна из главных задач педагогов дошкольных учреждений. Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретённые навыки.

    Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационных форм, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье.

        Предлагаю методическому совету на основе полученной информации разработать перспективный план и включить его в годовое планирование на следующий год до 1 июня 2010 года.

9. Формулировка решения педсовета:

  1. Поставить  на контроль отслеживание в планах воспитателей взаимосвязи с планом инструктора по физкультуре, для закрепления изучаемого на занятиях. Контроль осуществлять в течении всего года. Ответственный инструктор по физкультуре Зенина Ю.М.
  2. Включить в решение педсовета создание и пополнение уже имеющихся картотек игр для детей, имеющих некоторые отклонения в развитии: испытывающих трудности в общении, агрессивных и т.п. ответсвенный педагог-психолог Волокитина И.Ю. Срок до мая 2010 г.
  3. Разработать  перспективный план и включить его в годовое планирование на следующий год до 1 июня 2010 года. Ответственный старший воспитатель Унгуру Н.М.
  4. Оформить в уголке для родителей постоянно действующую рубрику по физ. воспитанию и оздоровлению детей совместно воспитатель - инструктор по ФИЗО - старший воспитатель.

9. Закончить наш педсовет хочу упражнением, направленым на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".

Выступление на педсовете «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей».

 Подготовила педагог-психолог Волокитина И.Ю.

Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.                                                                                                             Анализ работы свидетельствует о том, что физическое воспитание отсутствует как система и самое страшное: отсутствует интерес к физическому воспитанию у педагогов и родителей: последних порой больше интересуют успехи ребенка в математике, чем достижения в физкультуре. В подавляющем большинстве дошкольных учреждений роль детского психолога в сфере активизации физкультурной деятельности дошкольника сводится к минимуму.                                                                               Известно: для того чтобы у детей была удовлетворена потребность в движении, 50 % всего времени пребывания в дошкольном учреждении они должны двигаться. Поэтому важно грамотно организовывать весь режим в детском саду, а это множество разнообразных аспектов, среди которых, несомненно, есть и направления деятельности детского психолога.                                                                                                       Чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий: подбор адекватных средств и методов обучения, который должен проводится с непременным участием психолога; творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как у нас, в ДОУ: греко-римская борьба, хореография.                         Поэтому осуществление физического воспитания как системы предполагает наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними не только у методистов, психологов, но и у воспитателей. Чрезвычайно важно, чтобы педагоги грамотно обучали детей движениям, их качеству, сами понимали оздоровительное и психокоррекционное воздействие физических упражнений на организм ребенка. И здесь в работу по «просвещению» воспитателей, наряду с методистом должен включаться психолог, объясняя направленность и взаимодействие в развитии психических и физиологических особенностей всех детей и каждого в отдельности, что реализует условия индивидуального подхода в воспитании.                   Для более плодотворной работы воспитателей с детьми предлагаю включить в решение педсовета создание и пополнение уже имеющихся картотек игр для детей, имеющих некоторые отклонения в развитии: испытывающих трудности в общении, агрессивных и т.п.

Выступление на педсовете «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей».

 Подготовила инструктор по физической культуре Зенина Ю.М.

    Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах педагогики и, в частности, физического воспитания детей. Нет родителей, которые бы хотели видеть своих детей сутулыми, с плоскими стопами, поэтому родители при правильном подходе к их образованию станут неотъемлемой частью педпроцесса. Осуществлять это можно различными методами и приемами, например организовать в уголке для родителей постоянно действующую рубрику по физ. воспитанию и оздоровлению детей в уголке для родителей постоянно действующую рубрику по физ. воспитанию и оздоровлению детей.

Физическое воспитание осуществляется не только на занятиях по физкультуре, но и на других занятиях и в свободной деятельности, поэтому так важно взаимодействие всех педагогов, осуществляющих педагогическое воздействие: воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф, тренер по греко-римской борьбе, психолог. Важно не только их взаимодействие, но и прослеживание этого взаимодействия в планах всех педагогов. Хочу предложить поставить на контроль отслеживание в планах воспитателей взаимосвязи с планом инструктора по физкультуре, для закрепления изучаемого на занятиях. Контроль осуществлять в течении всего года.

   

Начальник

Коллега

Ребенок         

Начальник

Коллега

Ребенок

Начальник

Коллега

Ребенок

Начальник

Коллега

Ребенок

Начальник

Коллега

Ребенок

Начальник

Коллега

Ребенок

Начальник

Коллега

Ребенок

        дети

воспитатели

музыкальный руководитель

родители

психолог

        

тренер

хореограф

старший

воспитатель

инструктор по физкультуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

Педагогический совет: «Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик»

Презентация  к Педагогическому совету "Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик"...

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...

Сообщение к педагогическому совету на тему: «Роль природы в эстетическом воспитании детей»

Трудно представить  себе воспитание детей  без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель и великий в...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Пути повышения эффективности патриотического воспитания детей, в рамках проектной деятельности и подготовке к празднованию 76 годовщины Победы ВОВ».

Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданск...

Выступление на педагогическом совете тема «Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе »

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности передобществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство п...