Физическое воспитание как педагогический процесс, и его основные понятия.
статья по физкультуре на тему

Родионова Виктория Борисовна

В статье раскрыты основные понятия теории и методики физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx5.89 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание как педагогический процесс,                                                        и его основные понятия.

 

Усова Виктория Борисовна,                                                                                 воспитатель                                                                                                                                           МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №116»                                                                                           город Братск, Иркутская область

         Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения. Будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам, дифференцируется на 4 основные разновидности:                                                                                                                              1. Физкультурные занятия.                                                                                                                        2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня.                                                  3. Общие физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.                                                 4. Дополнительное посещение спортивных секций.

         Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Овладевая движениями, имеющими значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела. По степени освоенности, техника двигательного действия может выполняться в двух формах – в форме двигательного умения и форме навыка. Поэтому часто в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков». Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, то есть, даны человеку в виде природных данных, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то принято говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс физическими упражнениями более осмысленными и в силу этого более результативными. Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому  присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных  умений и навыков и направленное  развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

         Физическая подготовка подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Общая направлена на повышение уровня физического развития, а специальная на содействие успеху в конкретной деятельности.

         Физическое развитие – это процесс становления, формирования и изменения организма и основных физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями некоторых групп показателей:                                                                                                                                    1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.                                                                                                            2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие функциональные изменения физиологических систем организма человека.                                                                                3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.)

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека являются:

1. Крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта.

2. Высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности.

3. Пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций.

4. Владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые дви­гательные действия;

5. Физкультурная образованность, то есть владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

         На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

 Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие. Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

        Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Список литературы:

1. Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура».                                                                                                                         2. Кузнецов В. С., Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта.                                                                                                                                           3. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Семья и детский сад: основные аспекты взаимодействия в процессе физического воспитания"

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в ...

Основные понятия физической культуры.

Для изучения вопросов теории физического воспитания большое значение имеет правильное понимание основных, исходных понятий....

Основные понятия методики физического воспитания.

Основные понятия методики физического воспитания детей дошкольного возраста....

Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание и педагогическую поддержку физического развития детей

Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание и педагогическую поддержку физического развития детей...

Выступление на педагогическом Совете в ДОУ: "Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ (с использованием здоровьесберегающих технологий)"

Выступление на педагогическом Совете в ДОУ: "Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ  (с использованием здоровьесберегающих технологий)"...

Основные понятия, функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культуры

Основные понятия, функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культурыПонятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура&raqu...

Основные понятия теории физического воспитания ребёнка-дошкольника

В современном образовании особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника. Основной целью во...