«Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию»
методическая разработка по физкультуре по теме

Лагвилава Наталья Анатольевна
Доклад из опыта работы на тему: "Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Излучинское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Сказка»

Доклад

Тема: «Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию»

                                                     Составила:

Руководитель физ. воспитания

                                                             Лагвилава Н.А.

г.п.Излучинск

Обучение плаванию в детском саду

Здоровье это величайшая социальная ценность. Охрана жизни и укрепления здоровья детей является  первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса.

Ни для кого не секрет, что в существующем состоянии здоровья детей наблюдается тенденция к ухудшению. Дети слабые, часто болеют. Редко встретишь ребенка с 1 гр. здоровья.

Благоприятное воздействие плавания на детский организм считается общепризнанным, т.к. является одним из важнейших звеньев в вопросах здравоохранения дошкольников.

Ведущим направлением нашей работы является:

-  сохранение и укрепление здоровья детей,

- улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей;

-  формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

С целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в работе с воспитанниками используем не только традиционные, но и инновационные технологии обучения детей плаванию. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то  процесс обучения строим с использованием игровых технологий, и в этом контексте развиваем специальные знания, умения и навыки, что позволяет позитивно влиять на развитие уровневого показателя специальной здоровьесберегающей компетентности у дошкольников. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерное, целенаправленное и последовательное использование игровых технологий, направленных на формирование определенных плавательных способностей по принципу «от простого к сложному» путем превращения игровой ситуации в учебную. Игровые технологии используем с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, физической подготовленности и степени владения каждым навыком предлагаемых движений. Игра является мощным мотивационным средством в образовательном процессе, направленным на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Процесс обучения начинаем с наблюдения за детьми. Своим поведением они сами подсказывают, что нужно делать, причем с каждым в отдельности. Ведь каждый ребенок — индивидуальность. На воде сразу видно: вот этот продвинулся, а этот еще стоит. Если ребенку, на начальном этапе обучения, еще трудно преодолеть страх перед погружением в воду, но он уже пытается поднять игрушку  со дна — учим его погружаться в воду безбоязненно. «Ваня, нырни как уточка в озеро за рыбкой». У ребенка развито воображение, и он с интересом погружается в воду, преодолевая свой страх.  Например, предлагаем детям выполнить игровое упражнение «звездочка». Одному ребенку достаточно выполнить упражнение с показа, а другому требуется как психологическая так и физическая помощь педагога. Ведь основная задача при этом — сохранить эмоционально-позитивное отношение ребенка к воде. Чтобы вода стала другом. Чтобы дети влюбились в воду. Чтобы они радовались. Когда ребята находятся в воде, они часто шалят, толкают друг друга, и у кого-то из них может возникнуть негативная эмоция на этой почве. В такой момент стараемся помочь ребенку пережить все эти первоначальные моменты встречи с водой.

Занятия по плаванию с детьми среднего и старшего дошкольного  возраста основаны на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр и игровых упражнений.

Обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно, выполнять вдох-выдох в воду несколько раз. Например, такие игровые упражнения, как «Бегемотики», «У кого больше пузырей», «Насос».        Прежде чем научить детей умению свободно лежать на груди и на спине, необходимо научить их погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если дети в состоянии задерживать дыхание, то мы начинаем учить их доставать со дна различные предметы («Водолазы», «Искатели жемчуга», «Кто больше соберет игрушек»). Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды.
Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, мы предлагаем присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»).

После этого обучаем воспитанников плаванию кролем на груди и на спине с неподвижной и подвижной опорой, согласованными движениями рук, ног и дыхания. В результате чего дети должны уметь проплыть определенным способом («Заведи мотор», «Катера», «Доставь письмо», «Лодочки плывут»).

Каждое занятие в воде – для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранить эту радость на протяжении всего занятия. Такие движения как: “Крокодилы”, “Раки”, “Фонтаны”, «Водяной покажи пятки» и др. полезны для укрепления различных групп мышц и разгрузки позвоночника. Эти упражнения являются подготовительными для освоения скольжения на груди.

Для поддержания устойчивого интереса к занятию по плаванию, улучшению эмоционального состояния детей проводим сюжетно-игровые занятия. Благодаря таким занятиям, дети становятся более самостоятельными, у них развивается речь, мелкая моторика рук, познавательные процессы,  формируются плавательные умения и навыки, а так же они приобретают в воде двигательный опыт. Примером могут служить сюжетно-игровые занятия («Колобок», «Волшебный водоем», «Веселые лягушата», «Происшествие на болоте», «Сказочное озеро», «В гости к бабушке» и др.). Особый окрас этим занятиям придает нестандартное оборудование, изготовленное из бросового материала. Детям нравятся игры с нестандартным оборудованием «Лиса и цветочки», «Разноцветные крабы», «Цапля и лягушки», «Сдуй листочек», «Наведи порядок».  Такие движения развивают координацию, дети учатся ориентироваться в водном пространстве и двигаться в заданном темпе и ритме.

Большую роль в повышении интереса к выполнению двигательных заданий в воде играет художественное слово. Образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у детей расширяется двигательный опыт в воде. Эмоциональная окраска речи инструктора усиливает значение слов, помогает решению воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Например, во время выполнения прыжков на 2-х ногах около бортика можно включить такое художественное слово:

“Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!”

Игра в прыжки всегда вызывает у детей множество эмоций; они повторяют движения бесконечное число раз. Дети ощущают выталкивающую силу воды. Эффективен прием использования художественного слова при обучении более сложным упражнениям, например, при погружении головы в воду, инструктор произносит:

“Ныряют наши носики,
Как храбрые матросики!”

Художественное слово воспитывает у детей смелость, решительность, уверенность при выполнении упражнений. Движения получаются качественными, точными. Дети быстрее осваивают их.

В результате ненавязчиво идет целенаправленный процесс обучения и развития детей. На занятиях по плаванию с детьми стараемся направить двигательную активность детей так, чтобы она последовательно усложнялась и обогащалась.

Использование игровых технологий позволяет заинтересовать детей в обучении плаванию, увеличить число одних и тех же упражнений, быстрее освоиться с водой, избавиться от страха.

Технология

С учетом теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое  вводится до сформированного в определенной степени навыка, делился на три последовательных  этапа:

  1.  Этап начального разучивания - стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.
  2.  Этап углубленного разучивания - стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.
  3.  Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.)  различали  три фазы:

а.        игры для начального обучения

б.        игры для закрепления пройденного материала

в.        игры для повторения старого материала.

При разработке системы работ по обучению детей плаванию методические приемы выбираем с учетом возраста, физической подготовленности и степени владения каждым навыком.

Приведу пример. Перед нами стоит задача Формировать навыки выдохов в воду  и  задержки дыхания.

Если в средней группе используются игры с непродолжительным пребыванием под водой. Такие игры как «Мячик», «Хоровод», «Оса», «Достань игрушку».

То уже в старших группах  используются игры с продолжительным пребыванием под водой  «Коробочка», «Водокачка», «Насос» и др.

 С учетом теории  и методики физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на 3 этапа.

Приведу пример: При обучении детей технике движения ног кролем  

Если на первом этапе начального разучивания дети отрабатывают движения у бортика, держась за поручень. Использ. Такие игры, как  «Фонтан», «Моторчик»

То на втором этапе ( углубленного разучивания) движения ног кролем с подвижной опорой (плавательной доской, мячом, гимнастической палкой, обручем). Такие игры как «На буксире», «Лодочки плывут», «Переплыви глубокую реку с мячом»

А на 3 этапе результатирующей отработки – отрабатываются движения ног уже без поддерживающих средств, самостоятельно.

«Лодочка», «Ручейки», «Дельфины плывут», Эстафеты.

Таким образом, процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений. По принципу от простого к сложному.

Приведу пример. Наша задача «Формирование координационных возможностей в воде: технику плавания кролем на груди при помощи одних ног» Что предлагает традиционная методика обучения детей плаванию Осокиной: Движение ног, как при плавании кролем. Да, мы отрабатываем движения ног на суше, затем в воде.  Учим детей: Ноги в воде! Только  пятки у поверхности! Ноги прямые! Движения ног быстрые! Движения ног частые, «мелкие!» ноги энергично работают. Дети быстро теряют интерес к выполняемым движениям. Теперь другой пример с использованием игровых технологий.  Для обучения детей используем образ лодки, плывущей от берега до берега (сначала показываю наглядно). При этом задаем вопросы: Какая лодка быстрее плывет – равномерно плывущая или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища.). Что нужно лодке для того, чтобы быстрее плыть? Мотор! Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками.)

-Что еще может понадобиться в пути? Бензин! (Набираем больше воздуха,) Таким образом появляется мотив для выполнения упражнения, учитывая психические процессы детей этого возраста. Дети продолжительнее выполняют движения.  

При подведении итогов различных игровых упражнений отмечаем, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других. Например: "У Васи были самые большие брызги - молодец! А Саша, был настоящей подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!" и т.д. Стараемся хвалить каждого ребенка. Сравниваем их достижения с аналогичными на прошлых занятиях "Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевала следить за тобой глазами. Ну, настоящая торпеда!". Применяем количественные сравнения - много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.

Огромное разнообразие игр, такие как: обучающие и тренировочные («Стрелочка», «Торпеды», «Попади в цель» и многие другие); воспитательные (игры в парах «Насос», «Водокачка», «Качели» и др.), развивающие и творческие (игры для свободного плавания) позволяют безболезненно добиться нужного результата в нашей работе, интеллектуальные и познавательные (игры на внимание, загадки, стихотворения, речитативы, считалки).

В своей работе используем следующие принципы:

  • Принцип доступности – позволяющий использовать преемственность физических упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному), стимулирующий активность и двигательную деятельность ребенка.
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей – детей в соответствии с возможностями занимающихся, особенностями их возраста, пола, с учетом развития физических качеств, функционального состояния;
  • систематичности и постепенности – непрерывность, регулярность и планомерность процесса для формирования прочного навыка плавания;
  • сознательной активности – стимулирующий формирование устойчивого интереса ребенка, как к процессу обучения, так и конкретной задаче на каждом занятии;
  • разнообразия – позволяющий не только повышать моторную плотность занятий, но и стимулировать интерес ребенка;
  • новизна – позволяющей найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, тот способ, которые бы отвечали его способностям, его одаренности.

Для реализации поставленных задач нами использованы все группы

методов (наглядный, словесный, практический, игровой) и приёмов. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения  взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом, соответствием возрастной готовности воспитанников к его усвоению.

       Разнообразные формы организации  (фронтальная, групповая, поточная, индивидуальная)  и разнообразные виды деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная) - доступны для детей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Игры и игровые упражнения важное средство обучения плаванию. Они помогают воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания.

Таким образом, использование игровых технологий повышают интерес детей к занятиям  по плаванию, облегчают обучение, а значит, является актуальным и эффективным в дошкольном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...

Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...

«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоцио...

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей плаванию"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей плаванию"...

Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическо...