Физическая культура. Подвижные игры.
презентация к уроку по физкультуре по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kulturachast1.ppsx1.41 МБ
Файл fizicheskaya_kulturachast2.ppsx2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

освоение образовательной области «Физическая культура» ДОУ № 119 Консультация для воспитателей Подготовила инструктор по ФК Кулешова Е.И. 2012

Слайд 2

Цель формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

Слайд 3

Задачи развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании .

Слайд 4

Частичное решение задач возможно через: Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками Обучение детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Активное использование подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста

Слайд 5

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками

Слайд 6

Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Слайд 7

Сформированная посредством использования дидактических игр о спорте система знаний будет способствовать решению ряда задач: повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями; повышению эффективности освоения двигательных действий; формированию основы для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Слайд 8

Методика организации дидактических игр с детьми 1. Подготовка к проведению игры. 2. Привлечение детей к игре. 3. Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом. 4. Объяснение хода игры. 5. Название и определение количества участников. 6. Обращение внимания детей на четкое выполнение правил. 7. Показ игровых действий. 8. Определение роли педагога. 9. Проведение игры, 10. Наблюдение за выполнением правил. 11. Подведение итогов игры. 12. Получение обратной связи. 13. Анализ проведения игры.

Слайд 9

В работе могут быть использованы Парные картинки - это игры, в основе которых лежит серия парных картинок, где главным игровым действием является поиск нужных карточек. Детям предлагается подобрать из множества картинок: совершенно одинаковые пары; пары, отличающиеся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски; пары, объединенные общим признаком. Лото - это игра, в которой играющие закрывают маленькими предметными картинками выкликаемые предметные картинки, изображенные в клеточках на отдельных больших картах. Выигрывает тот кто раньше всех закроет полностью один или несколько рядов предметных картинок на своей карте.

Слайд 10

В работе могут быть использованы Домино - представлено карточками прямоугольной формы, разделенными на две части. На каждой из них изображен спортивный инвентарь. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз - это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение, какого - либо спортивного инвентаря точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Первым делает ход тот, у кого есть карточка – дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же рисунком и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок добирает ее, пользуясь «базаром». Если «базар» пуст - пропускает ход. Выигрывает тот кто первым выложит все свои карточки. Лабиринт представляет собой переплетение 3-4 линий, которые постепенно усложняются за счет увеличения количества тупиков и разветвлений. Ребенок прослеживает ходы с помощью карандаша, мела либо зрительно, что позволяет ему разгадать геометрическую сеть ходов.

Слайд 11

Пазлы - это картинки, представленные в особой технике соединения, разделенные на несколько частей и имеющие различное содержание. Дети должны составить целостное изображение, следуя образцу. Игры с фишками - это определенный вид игр, где обязательно существуют игровое поле, счетный кубик и фишки, которые надо по нему перемещать. Дети по очереди бросают кубик и двигаются по размеченному полю, стремясь быстрее всех добраться до финиша. В качестве фишек могут выступать монеты, камешки, спички, фигурки и др. В работе могут быть использованы

Слайд 12

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений - в таких играх дети изображают двигательное действие, нарисованное на картинке, другие - отгадывают. Игры-предположения - это игры, дидактическое содержание которых заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии: «Хотел бы я быть спортсменом и почему?», «Что было бы?..». Игры-загадки - главной особенностью такой игры является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Подобного рода описание лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является мир спорта: виды спорта, атрибуты, спортивный инвентарь и оборудование. В работе могут быть использованы

Слайд 13

Ребус - это изображение, какого - ­либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков, которое нужно расшифровать. При использовании в работе с детьми дошкольного возраста ребусов целесообразно познакомить их с правилами отгадывания ребусов Запятая - отнимает от названия изображенного предмета крайнюю букву Зачеркнутая буква - обозначает, что данную букву надо исключить из названия изображенного предмета. Заменяемая буква - используется в том случае, когда необходимо заменить одну букву на другую. Под рисунком изображается перечеркнутая(или неперечеркнутая) буква, а рядом с по ознакомлению с окружающим миром, составной частью которого являются беседы о спорте. та буква, на которую она замена. Например: П=Н, =Е. Перевернутый рисунок - обозначает, что данное слово надо читать на оборот. Цифры - обозначают, что буквы, составляющие название изображенного предмета, надо прочитать в порядке указанных цифр. Вариантами ребусов являются: загадочные картинки, слово на одну букву ошибки художника и др. В работе могут быть использованы

Слайд 14

Загадочные картинки чаще всего основываются на том, что в них отдельные персонажи или какие-либо предметы искусно спрятаны, замаскированы в тех или иных деталях рисунка. Играющие должны их отыскать. Слово на одну букву - на картинке изображено множество различных предметов. Играющие должны найти на картинке известное число предметов, названия которых начинаются с одной и той же буквы. Несуразности, нелепости, ошибки художника - занимательные задачи в рисунках. Детям необходимо выявить несоответствие между реальным изображением на картинке и действительностью. Раскраски, картинки – наклейки. В работе могут быть использованы

Слайд 15

Дидактические игры о спорте могут быть использованы для совместных занятий родителей с детьми, дефектологами в индивидуальной работе с дошкольниками, тифлопедагогами при формировании у детей цветовых представлений.

Слайд 16

Дидактические игры о спорте могут быть использованы воспитателями на занятиях и вне занятий, ( Воспитатель может использовать представленный в дидактических играх иллюстративный материал с целью расширения знаний детей о видах спорта, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды и обуви. Это могут быть как отдельные занятия, посвященные какому-либо виду спорта, например знакомящие детей с баскетболом, футболом, хоккеем и т. д., так и занятия.) руководителями физического воспитания в процессе организации целенаправленных бесед с детьми о видах спорта, ( Во время проведения физкультурных досугов и праздников с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы аттракционы и игры - эстафеты, например, «Кто быстрее?», «Найди пару», «Одень лыжника» и др., в основу которых положены дидактические игры о спорте и связанные с ними игровые действия, а также иллюстрированные загадки и стихи о спорте.)

Слайд 17

Примеры дидактических игр о спорте Дидактическая игра «Парные картинки» На картинках изображены спортивный инвентарь, спортивная одежда и обувь. Игра может проводиться воспитателем в утренние часы или во второй половине дня в групповой комнате с одним ребенком или с группой детей (от 2 до 6) Парные картинки складываются на поверхности стола изображением вниз. Первый вариант игры. Всем детям раздается по четыре-шесть карточек Ведущий берет со стола точку и, обращаясь к игрокам, просит назвать, что изображено на картинке. Если у кого-то из детей имеется картинка с таким же изображением, то он откладывает образовавшуюся пару картинок к себе в сторону Игра продолжается до тех пор, пока не будут образованы все пары картинок. Второй вариант игры . Каждый игрок получает по четыре-шесть (количество можно увеличить) карточек. Игроки по очереди описывают картинку, не показывая ее. Ребенок, у которого, по его мнению, есть описываемая картинка, предъявляет играющим свою картинку. Если его ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый игрок еще раз описывает картинку, но более подробно. Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены

Слайд 18

Примеры дидактических игр о спорте Дидактическая игра «Разрезные картинки» Воспитатель подбирает иллюстративный материал с изображением разных видов спорта, разрезает картинки на определенное количество частей и предлагает ребенку сложить из них целую картинку, следуя образцу Постепенно ребенок должен научиться собирать картинку, не прибегая к образцу, то есть он должен научиться«увидеть» картинку в деталях, удержать ее в памяти и составить изображение самостоятельно, мысленно переворачивая и комбинируя составные части. Если ребенок с легкостью собирает одну картинку, взрослый перемешива­ет детали двух картинок, затем трех и более. Если то или иное задание окажется ребенку не под силу, необходимо вернуться на один уровень сложности назад. В процессе игры следует обращать внимание ребенка на цвета, которые он видит, на детали рисунков. Разговаривая с ребенком в процессе игры, необходимо использовать слова: левая, правая половинка, середина; верх, низ картинки; верхний правый угол, нижний левый и т. Д. Постепенно необходимо переходить к сборке головоломок – пазлов . В процессе сборки картинок с ребенком целесообразно спросить у него о том, кто изображен на картинке, каким видом спорта занимается спортсмен, что требуется спортсмену для занятия этим видом спорта и т. п.

Слайд 19

Примеры дидактических игр о спорте Дидактическая игра «Отгадай вид спорта» Материалом для игры служат комплекты карточек, каждый представлен набором из трех картинок, на которых изображены спортсмен, спортивные атрибуты и инвентарь, относящиеся к определенному виду спорта. В игре могут участвовать 1-4 человека. У каждого из детей от 1 до 5 комплектов карточек. По сигналу ведущего игроки начинают поиск трех карточек, относящихся к одному виду спорта. Когда игрок собрал первую цепочку, он приступает ко второй и т. д. Побеждает тот, кто больше всех соберет цепочек.

Слайд 20

Примеры дидактических игр о спорте Эстафета «Найди пару» Задачи 1. Совершенствовать у детей навык бега в прямом направлении. 2. Развивать ловкость, быстроту движений. 3. Закреплять знания о спортивном инвентаре. 4. Воспитывать выдержку и чувство ответственности. Атрибуты 2 больших куба (стола) стоят перед линией старта, на каждом – комплект парных картинок с изображением спортивного инвентаря. 2 куба - на линии финиша, на каждом - такой же комплект картинок. Ход Две команды детей стоят на линии старта. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три - беги!» - дети, стоящие первыми, берут со столов одну из карточек, бегут до столов, на которых лежат парные картинки, находят нужную и образуют пару картинок, откладывая их в сторону лицевой стороной вверх. После выполнения задания бегут об­ратно, передают эстафету следующему игроку хлопком по ладони, затем бегут в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Слайд 21

Примеры дидактических игр о спорте Эстафета «Со6ери картинку» Задачи 1. Совершенствовать у детей навык бега в прямом направлении. 2. Развивать ловкость, быстроту, глазомер. 3. Расширять представления детей о видах спорта. 4. Воспитывать настойчивость, целеустремленность. Атрибуты Двое воротиков , по 2-3 комплекта разрезных картинок с видами спорта на каждую команду Ход Дети разделены на две команды. По сигналу воспитателя: «На старт, внимание, марш!» - капитаны команд бегут до воротиков , пролезают под ними, бегут до черты и начинают собирать одну из картинок, выкладывая 2-3 нужные части. Затем бегут обратно и передают эстафету следующему игроку Следующий игрок может начать движение только после хлопка по ладони предыдущим игроком. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание - соберет целостное изображение.

Слайд 22

Примеры дидактических игр о спорте Эстафета «Собери спортивную цепочку» 3адачи 1. Совершенствовать у детей умение преодолевать разного рода препятствия. 2. Развивать ловкость и быстроту. 3. Продолжать учить детей составлять логические цепочки из карточек. 4. Воспитывать целеустремленность, наблюдательность. Атрибуты 6 воротиков ; 3-5 комплектов логических цепочек (комплект состоит из 3 карточек, на которых изображены: спортсмен, атрибуты, инвентарь, относящиеся к одному виду спорта). Размер карточек взрослый выбирает по своему усмотрению. Ход Создаются две равные по силам команды. Игрок, стоящий первым, бежит до воротиков , пролезает под ними, добегает до стола, на котором лежат комплекты карточек, и начинает собирать одну из логических цепочек, выбрав первую карточку с каким-либо спортсменом. Затем бегом возвращается, передает эстафету хлопком по ладони и становится в конец колонны. Игра-эстафета продолжается, при этом следующие игроки выбирают атрибуты, инвентарь, относящиеся к определенному виду спорта

Слайд 23

В заключение Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры , которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства

Слайд 2

Факторы, способствующие снижению самостоятельной ДА Увеличение продолжительности познавательных занятий с преобладание статических поз Генетическая наследственность (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми) Замкнутое пространство групп детского сада Запреты взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.д.) Преобладание статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные игры и т.д.) Ограничение ДА на прогулках небольшие по площади игровые участки на улице

Слайд 3

ПРОБЛЕМА: Дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства !

Слайд 4

Д ля стимулирования самостоятельной двигательной активности необходимо: в группе, на веранде создавать полосы препятствий, иметь картотеку разнообразных игр, пиктограммы, фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), для повышения интереса к движениям продумать индивидуальные однократные награды , для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить "Доску чемпионов" с фотографиями воспитанников "Лучший бегун", "Лучший прыгун",

Слайд 5

Д ля стимулирования самостоятельной двигательной активности необходимо: выпуск стенгазеты "Папа, мама, я - спортивная семья". собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки, мультфильмы, музыку, создавать дидактические игры собирать разнообразный спортивный инвентарь изготавливать нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми.

Слайд 6

В спортивном уголке должно быть Нестандартное оборудование Размеченная площадка “Тихие тренажеры”

Слайд 7

Нестандартное оборудование Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах. Массажёр "Орешки". Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см ) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры). Дорожка "Апельсиновая" Состоит из клеёнки шириной 35 см , длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок. Тренажёр "Поймай мяч ловушкой" Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м ) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце. Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

Слайд 8

Нестандартное оборудование Тренажёр "Попади в кольцо" Деревянное кольцо (диаметр - 40 см ) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м ) с мягким шариком. Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить. "Лыжи" Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника. Напольные шашки Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.

Слайд 9

Размеченная площадка Игра "Гигантские шаги" Цель : развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений. Организация : коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка. Ход игры: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Слайд 10

Размеченная площадка Игра "Классики" Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений. Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: l-й ряд - два коврика рядом, 2-йодин коврик, З-й - два коврика рядом и т. д. Ход игры: Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам. l-й вариант : две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь; 2-й вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь; З-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.

Слайд 11

Размеченная площадка Игра "Веселая дорожка" Цель : развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге. Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка. Ход игры: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Слайд 12

Размеченная площадка Игра "Займи свое место" Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; Координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закре ­ пление знаний цвета, формы. Организация: коврики располагаются по большому кругу. Ход игры: Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: "Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине"). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают: 1 вариант - свои коврики; 2 вариант - любой коврик. После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: "Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник").

Слайд 13

“Тихие тренажеры” Оборудование: "Тихий тренажер" - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.

Слайд 14

Игры с тихим тренажером Игра "Достань ягодку" Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук. Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод. Ход игры: По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. руки ставятся на силуэты, соблюдая право - лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Слайд 15

Игры с тихим тренажером Игра "Допрыгни до полочки" Цель: развитие координации, пространственных отношений (право - лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы. Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого. Ход игры: Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

Слайд 16

Игры с тихим тренажером Игра "Путаница" Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук. Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре. Ход игры: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право - лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны. 1-й вариант - ребенок играет один и просто "ходит" руками по стенке; 2-й вариант - дети играют в паре "Кто быстрее доберется до условной метки?". При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены; З-й вариант - один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку куда идти (например, правая - красная, левая - зеленая и т. д.).

Слайд 17

Игры с тихим тренажером Игра "Пройди по стенке" Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик. Ход игры: Дети по очереди ложатся на пол и стараются "пройти" по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение "Березка".

Слайд 18

Игры с тихим тренажером Подготовка к игре: Расстелить игровое поле на плоскую поверхность: дома или на улице. Игрокам снять обувь и отложить ее. При игре на улице можно использовать обувь для закрепления углов игрового поля. Назначить Рефери. Рефери не считается игроком: во время игры он вращает волчок, назначает движения, следит за игрой. Занять положение на игровом поле в соответствии со своим номером в игре так, как объяснено далее. Для 2-х игроков : Игроки становятся на противоположных концах игрового поля возле слова Твистер . Поставьте одну ногу на ближайший к вам желтый круг, а вторую на синем круге, самом близком к вашему концу поля. Ваш противник делает то же самое на своем конце игрового поля. Для 3-х игроков: Два игрока становятся друг напротив друга на противоположных сторонах игрового поля возле слова Твистер . Каждый из них ставит одну ногу на желтый круг, а вторую - на синий круг. Третий игрок становится лицом к центру от края игрового поля, где расположен красный круг. Он ставит ноги на два красных круга, расположенных в центре. Игра « Твистер »

Слайд 19

Игры с тихим тренажером Ход игры: Рефери вращает волчок и затем называет часть тела и цвет, на который укажет стрелка. ". Все игроки одновременно должны попытаться выполнить эти указания следуя правилам: - Каждый игрок должен поместить названную часть тела на свободный круг того цвета, который назвал Рефери. Если ваша названная рука или нога уже находятся на названном круге, вы должны переместить её на другой кружок того же цвета. - На одном круге не может быть больше, одной руки или ноги. Если два игрока пытаются расположить руку или ногу на одном и том же круге, то Рефери должен решить, кто из них был первым. Второй игрок должен будет найти другой круг того же цвета. - Нельзя убирать ногу или руку с круга, пока Рефери не объявит следующий ход. Исключение: предупредив Рефери заранее, можно снять руку или ногу для того, чтобы переместить другую руку или ногу на нужный круге. - Когда все круги одного цвета на поле заняты, Рефери вращает волчок до тех пор, пока не будут названы другие цвета. Игра « Твистер »

Слайд 20

Игры с тихим тренажером Стратегия: Пытайтесь передвинуться на сторону противника, вынуждая его перейти под или над Вами, чтобы поместить руку или ногу! Дисквалификация: Любой игрок, который упадет или коснется игрового поля локтем или коленом, выбывает из игры. Если Вы чувствуете, что новое положение невозможно или Вы при нем упадете, можно самостоятельно выбыть из борьбы. При двух игроках на поле, игра заканчивается и оставшийся на поле объявляется победителем. При трех игроках, после выбывания одного из них, игра продолжается с двумя игроками. Как победить Последний участник, который остается на поле, становится победителем. Игра « Твистер »

Слайд 21

Игры с тихим тренажером Командная игра. Для игры вчетвером формируется 2 команда по 2 участника в каждой. Команды становятся на противоположные углы игрового поля, занимая все 4 круга. Так же как в игре с 2-мя или 3-мя участниками, Рефери вращает волчок и называет руку или ногу и цвет круга. Игра отличается только тем, что игроки из одной команды могут занимать один и тот же круг одновременно. Как только игрок падает или касается поля локтем или коленом, команда игрока выбывает из игры, и другая команда - победитель. Игра без Рефери. Если есть только 2 игрока и никакого Рефери. Волчок можно не использовать: один игрок называет часть тела, другой игрок называет цвет круга. Так поочередно всю игру: сначала один игрок называет часть тела (другой игрок - цвет), на следующем шаге - второй игрок часть тела (а первый называет цвет). В остальном правила игры как с Рефери. Игра « Твистер »

Слайд 22

В заключение Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Слайд 23

Активное использование подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста

Слайд 24

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка.

Слайд 25

Оздоровительный компонент - основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Слайд 26

Функции игры - социокультурная ; - коммуникативная; - диагностическая; - игротерапевтическая и коррекционная; - развлекательная.

Слайд 27

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки Большой подвижности «Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц» и др. Средней подвижности «Море волнуется раз…», «Ручеек», «Я садовником родился», «Магазин игрушек», «Пустое место », «Заинька, выходи», «Светофор» и др. Малой подвижности «Чего не стало?», «Кто позвал?», «Съедобное - несъедобное», «Где цыпленок», пальчиковые игры и др.

Слайд 28

Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов С использованием предметов (пособий) Флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др. «Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой», «Подбрось и поймай», «Погрузка овощей», « Ловишки с лентами» и др. С использованием снарядов (крупных гимнастических пособий) Гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др. «Перелетные птицы», «Щенок», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и др.

Слайд 29

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию Ходьба «Пройди - перешагни» Бег «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Найди свое место», «Два мороза», «Лошадки» ... Прыжки «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Волк во рву», «Удочка», «Лягушки и цапля» и др. Лазание «Пожарные на учении», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Щенок» и др. Ползание «Кролики», «Кроты» и др. Равновесие «Волшебная дудочка», «Птички и лисички» и др. Метание «Шмель», «Перестрелки», «Мяч через сетку» и др.

Слайд 30

Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств По формированию ловкости «Удочка», «Эстафета по кругу», «Не попадись» и др. По формированию быстроты «Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки, «Салют»» и др. По формированию выносливости «Пробеги тихо» и др. По формированию силы «Кто раньше дойдет до середины» и др.

Слайд 31

Классификация подвижных игр по сложности Сюжетные : (сюжет образный или условный) «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы», « Ловишки », «Пятнашки» и др. Бессюжетные : «Найди пару», «Придумай фигуру», «Платочек» и др. Игры с элементами соревнований : ( Несложные игры-эстафеты) «Веселые парочки», «Быстро возьми, быстро положи» и др. Игры с использованием предметов: С мячом, кеглями, серсо и др. «Сбей булаву», «Пройди - перешагни» Игры-забавы: «Ладушки», « Коза-рогатая », «Картошка» и др. Игры-аттракционы: «Сорви шапку», «Водовозы» и др. Игровые упражнения: «Мишка»,«Лисичка», «Ласточка» и др. Хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Каравай», и др. Народные игры: «Краски», «Горелки», «Башмачки» и др. Игры с текстом: «Зайчик», «В зоопарке» Спортивные: • Городки • Бадминтон • Настольный теннис • Волейбол • Футбол • Хоккей • Баскетбол Элементарные Сложные

Слайд 32

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах В наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа « ловишек " , а так­ же игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т. д. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успешность проведения игры зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из ребят старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались и у них не пропал интерес к игре. В младших группах

Слайд 33

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Воспитатель играет вместе с детьми. Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали в игре всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали (по возможности) по сигналу. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, рули автомобиля и т. д. При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты. К концу года роль ведущего можно поручать наиболее активному ребенку. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом . При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям. В младших группах

Слайд 34

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Если ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Котята и щенята», «Мышеловка» и др ., несюжетные игры : «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и др. Воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка пятого года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. Здесь велика роль образного сюжетного рассказа. Такое объяснение сюжета занимает не более полутора минут. Оно снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность ребят игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе. В средней группе

Слайд 35

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Движения детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования , которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Выигравшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно. Старшая группа

Слайд 36

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигaтeльныe задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения.(*) Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети получают знания самостоятельно. Знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. Подготовительная группа

Слайд 37

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагаемой ситуации. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него; позволяет испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений. Таким образом, подвижная игра является естественной формой соци­ального самовыражения личности и творческого освоения мира. Подготовительная группа

Слайд 38

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др.). Первоначально ведущую роль в придумывании вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание ребятами упражнений на заданную тему, например, упражнений, имитирующих движения животных, птиц, или задание придумать и назвать упражнение, а затем выполнить его ("Рыбка», «Снегоочиститель» и др.). Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Поначалу ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности.(**) Используя метод творческих заданий, Воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Подготовительная группа

Слайд 39

Методика проведения Выбор игры Предварительная работа Создание интереса к игре Организация играющих, подготовка к игре Объяснение игры Распределение ролей Проведение игры и руководство ею Окончание игры и подведение итогов Варьирование и усложнение подвижных игр Особенности проведения игр в смешанной группе

Слайд 40

Выбор игр Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью детей, местом игры в режиме дня, местом проведения игры, интересами детей, временем года, метеоролого-климатическими условиями, учётом степени организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Слайд 41

Предварительная работа: Чтение художественных произведений, Наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т.д.), Просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов; Беседы Подготовка атрибутов игры - изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Слайд 42

Создание интереса к игре Прочитать стихи или короткий рассказ, спеть песню на соответствующую тему, непосредственно перед игрой, Задать вопрос, загадать загадку, Показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре.

Слайд 43

Организация играющих Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг) Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг). Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Слайд 44

Объяснение игры В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким , точные и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала иди в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Слайд 45

Распределения ролей Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять, эти роли. В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли . И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

Слайд 46

Выбор ведущего Считалками Кумулятивная считалка: Жеребьевка Вращение предмета (палки, стрелки, бутылочки) Перехват кулаков по предмету (палке, верёвке) и др.

Слайд 47

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель . Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает нары («Найди себе пару») Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей. Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако но следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу ― все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог подсказывает , как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо « ловишки », быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение трудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении ока достигает предельной нормы, а на пятом-шестом ― снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений. Игры большой подвижности повторяются 3―4 раза, более спокойные ― 4―6 раз. Паузы между повторениями 0,3―0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Слайд 48

Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему « ловишка » быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов . К обсуждению надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Слайд 49

Варьирование и усложнение подвижных игр По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остаётся при этом постоянной. Изменения всегда должны быть обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры. Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание ; изменить расстановку играющих по площадке ( ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (пойманных можно выручать). В старшей группе к составлению вариантов игр можно привлекать самих детей.

Слайд 50

Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.

Слайд 51

Подвижные игры на прогулке Подвижные игры включаются также в прогулки. Здесь они обычно продолжаются дольше. Игры, регулярно проводимые вне помещения, на чистом воздухе, в соответствующую погоду оказывают такое же воздействие, как воздушная и солнечная ванны, укрепляют организм, и постепенно дети привыкают приспосабливаться к изменяющимся природным условиям. Такое благодатное воздействие игры оказывают только в том случае, когда они проводятся с учётом погоды и времени года. Например, зимой лучше использовать игры с большим количеством движений, но чтобы дети меньше говорили; летом же лучше проводить менее подвижные игры, т, е, игры с пением, с чтением стихов: в жаркую погоду игры должны быть более спокойные.

Слайд 52

Подвижные игры на прогулке Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом план должен включать игры малоподвижные; игры средней активности; игры с высокой двигательной активностью. Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Слайд 53

При проведении подвижных игр необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала и оборудования, используемых для организации подвижных игр и месту их проведения; технику безопасности .

Слайд 54

В заключении Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Игры – витамины душевного благополучия.

Слайд 55

Спасибо за внимание ! Творческих успехов ! И крепкого здоровья !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по физической культуре "Подвижные игры в семье" (для всех групп)

Памятки по физической культуре "Подвижные игры в семье" (для всех групп)...

Мастер-класс для студентов и инструкторов по физической культуре «Подвижные игры и упражнения с мячом как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».

Текст к презентации №1Данный мастер-класс был проведен для студентов "Канского педагогического колледжа", а так же с инструкторами по физической культуре г.Канска и с воспитателями...

Проектная деятельность по физической культуре "Подвижные игры с парашютов в жизни ребенка младшего дошкольного возраста

Создать условия для формирования интереса у детей к подвижным играм с атрибутами, относящимся к новым технологиям развитие физической культуре у младших дошкольников: изучение подвижных игр, в которые...

Авторская программа по физической культуре «Подвижные игры для полилингвальных детей в ДОУ»

Программа ориентирована на интеграцию видов детской деятельности по ФГОС: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, конструктивная.  Психологи утверждают: &la...

Логопедическая консультация для инструктора по физической культуре «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями»

Подвижные игры привлекают детей своей особой занимательностью. Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в ...