Подвижные игры
учебно-методическое пособие по физкультуре по теме

Савина Елена Геннадьевна

Подвижные игры с художественным словом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который признаны изменить.

А. М. Горький

Подвижные игры с художественным словом

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, — это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм в настоящее время относятся «Кошка-мышка», «Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Конечно, они созданы народом, так же как песни и сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы.

Пока ребёнок маленький, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми-прибаутками. Но вот малыш научился ходить, бегать, и характер игр резко изменяется — появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство самостоятельности и вместе с тем объединения с другими детьми. Ребенок при этом испытывает много положительных эмоций, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не попалась кошке, заяц убежал от волка, сочувствует пойманному и т. п.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, помогают получить важный для человека дар слова.

Структура такой игры очень проста. В ней есть единая цель и одноплановость действия, на которых сосредоточивается все внимание играющих. Эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, что имеет неоценимое значение для детей. Итак, подвижные игры со словом:

  • сближают, объединяют их общей, интересной для всех деятельностью;
  • исключают поводы для конфликтов, соперничество;
  • удовлетворяют потребность малышей в движении, общении, поэтическом слове;
  • поднимают настроение;
  • преодолевают неуверенность, боязнь, так как дети чувствуют поддержку остальных участников;
  • наполняют новыми впечатлениями от художественного слова и от воображаемой игровой ситуации, т. к образный текст помогает осмысливать свои движения;
  • создают атмосферу раскованности и веселья благодаря подражанию друг другу, взрослому;
  • снимают скованность, нервное напряжение, являясь своеобразной разрядкой;
  • влияют на здоровье и физическое развитие, так как насыщены разнообразными полезными движениями — бегом, прыжками, ходьбой, приседаниями, поворотами. Несомненно, каждая игра доставит детям радость, оживит интерес к культуре движения и к владению бесценным даром слова.

Играйте и получайте удовольствие! 

Колобок


По считалке выбирается ловишка  - «лиса», - который становится в центре круга.

Лиса

Колобочек, колобок,

Где ты был вчера, дружок?

Колобок

На окошке отдыхал,

С кошкой Муркой я играл.

Лиса

А сметану вы не ели?

Колобок

Нет. Только носиком задели.

Лиса

Вас бы надо наказать.

Колобок

Ну, попробуй-ка догнать.


Дети разбегаются, ловишка ловит.

Охота


По считалке выбирается ловишка - «цапля», - который становится в центре круга. Все остальные играющие - «лягушки» - идут по кругу и произносят слова:

Идёт, идёт охота,

Заквакало болото,

Лягушки удирают

Со всех зелёных лап.

Им вовсе неохота,

Им страшно неохота,

Чтоб цапли их зацапали,

— Цап! Цап! Цап!


После слов «цап, цап, цап!» «лягушки» разбегаются, а «цапля» их ловит.

Мыши и кошка


По считалке выбирается ловишка - «кошка», - который становится в центре круга. Все остальные играющие -  «мышки».

Кошка

Мыши-мыши, где гуляли?

Мышки

Сыр в кладовке воровали.

Кошка

Почему остались крошки?

Мышки

Тебе оставили немножко.

Кошка

За такие вот делишки,

Мы накажем вас, воришки.

Мышки

Если хочешь наказать,  

Так попробуй нас догнать!


Дети разбегаются, ловишка ловит.

Пеликан


В игре участвуют две команды - «Пеликан» и «Рыбаки». Команды стоят на одной площадке, лицом друг к другу, и начинают диалог.


Рыбаки

Кто ты, птица-великан?

Пеликан

Моё имя пеликан.

Рыбаки

Что ты ловишь понемножку?

Пеликан

Ловлю рыбу и рыбешку.

Рыбаки

А улов где, пеликан?

Пеликан

Я кладу его в карман.

Рыбаки

Нас рыбёшкой угостите?

Пеликан

Нет, меня сначала догоните.


На последнее слово - «догоните» - команда «Пеликан» поворачивается кругом и старается убежать и спрятаться в болоте (забежать за полосу на противоположной стороне зала), а команда «Рыбаки старается их догнать. Пойманные «Пеликаны» выходят из игры.

Цапли


По считалке выбирается ловишка, который становится в центре круга. Все остальные играющие — «цапли».

Ловишка

Кто здесь стряхивает капли?

Цапли

Это мы, зовут нас цапли.

Ловишка

Расскажите, где живете? 

Цапли

Проживаем на болоте.

Ловишка

Чем питаетесь, подружки?

 Цапли

Блюдо лучшее — лягушки.

 Ловишка

Вас здесь очень много?

Цапли

Да!

Ловишка

Разбегайтесь, кто куда.


Дети разбегаются, ловишка ловит.

Летела сорока

По считалке выбирается ловишка - «ястреб». Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова:

Летела сорока высоко-высоко

(дети поднимают руки вверх),

Гостей созывала на птичий базар

(дети останавливаются в круг лицом):

Вот аист идет длинноногий

И важный

(говорят медленно, высоко поднимая колени),

Вот гусь в красных сапожках

Шагает отважно

(говорят быстро, маршируют),

А вот пингвин, какой чудак,

Одел темно-синий

Короткий пиджак

(переступают с ноги на ногу, изображая пингвина).

А вот толстая утка идет

(дети берутся за руки, делают широкий круг)

И трех утят за собою ведет

(приседают и хлопают локтями по бокам).

Вдруг откуда ни возьмись

Ястреб налетает

(дети поворачиваются направо и идут по кругу, притопывая ногами),

И все птицы со двора быстро улетают

(дети убегают, «ястреб» догоняет).

Кошка и воробышки


По считалке выбирается ловишка - «кошка». Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова:


Тень, тень, потетень,

Села кошка под плетень,

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки

(дети останавливаются и хлопают в ладоши):

Улетайте, воробьи,

Берегитесь кошки!

Кошка

Раз, два, три, 

Полетели воробьи!

Лиса и зайцы


По считалке выбирается «лиса».

Скачут, скачут, скачут зайки

По зелёненькой лужайке.

Вот какие зайки

Скачут по лужайке.

Зайки скачут, веселятся

И лисички не боятся.

Дети выполняют прыжки врассыпную, «лисичка» сидит в норке, на последнее слово все «зайчики» останввливаются.

Дети

Эй, лисичка, выбегай,

Нас, зайчишек, догоняй!


«Зайцы» разбегаются, а «лиса» ловит.

Тень-тень-потетень


По считалке выбирается ловишка, который становится в центре круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова:


Тень, тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялись целый день

(На последнее слово все останавливаются).

Похвалялася лиса:

Всему лесу я краса
(Дети идут на носочках и хвастаются  - «виляют хвостиком».)
Похваляются ежи:

У нас шубы хороши!

(Дети садятся на пол и обхватывают колени, изображают ёжика, который свернулся в клубок.)

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!
(Ловишка ловит зверят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...