ритмическая гимнастика у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре на тему

Казанцева Светлана Игоревна

Ритмическая гимнастика для дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста

«Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста
средствами хореографии»

Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в образовательных дошкольных учреждениях.
Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания, формирует «творчество» детейкаккачестволичности.
"Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать главным, благодаря Ритму и Гармонии, которые глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным и с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт" (Платон).
У философов Древней Греции, по мнению которых основой прекрасного является Гармония, было не мало последователей. Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950 гг.), который разработал на его основе систему музыкально-ритмическоговоспитаниядетей.
Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению "с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать развитие в нём "мышечного чувства", то, в свою очередь, способствует... более живой и успешной работе мозга".
Сам процесс занятий должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены". Швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней заложен идеальный образец организованного движения; музыка регулирует движение и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Дальнейшее развитие система Э. Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Члены московской ассоциации ритмистов (Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Е.В. Конорова и др.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходим тренинг танцевальных движений, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.
Александрова Н.Г. характеризовала танец, как одно из средств биосоциального воспитания и ставила его в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д.
Все эти идеи и изыскания легли в основу программы "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной к.п.н. доцента ЛГОУ. Она обобщила и развила опыт предыдущих педагогов и представила нам систему музыкально-ритмического воспитания, нацеленную на формирование самостоятельной двигательной активности, как составного движения, элемента культуры личности дошкольника.
Метод музыкального движения используется ею для развития эмоциональной, коммуникативной, психофизической и нравственной сферы развития личности ребёнка. Занятия ритмопластикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Ритмические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.
Конечно, все это связанно с образованием, и как говорил М.А. Ариарский в своих трудах, что «образование - приобщение к культуре общества, в ходе которой человек овладевает определенной системой научных знаний, приобретает умения и навыки, планомерно изучает и усваивает опыт, накопленной человечеством в той или иной области.
А педагогика - наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями конкретно - исторического этапа общественного развития».
Все это подводится к педагогическому процессу, с одной стороны это самовыдвижение, с дрогой стороны, - это управляемый процесс, который происходит через решение бесчисленного ряда педагогических задач, починенных конечным целям системы воспитания и обучения соотнесенных с ними.
В связи с вышеизложенным, актуальным является поиск новых форм, средств и методов в развитии ритмопластики. На мой взгляд. Чем раньше мы научим детей понимать музыку, владеть своим телом, как выразительным инструментом, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, вниманием, памятью, мышлением, формированием правильной осанки.
Целью занятий по ритмопластике является - развитие стойкого интереса у дошкольников к народному искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления;
- развитие стойкого интереса у дошкольников к народному искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления;
- расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Для выполнения поставленной цели определила задачи:
-Формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных.
-ознакомление детей с историей возникновения и развития танца;
-поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами народно-сценического танца, с элементами свободной пластики в игровой форме, образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный материал;
Развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации ритмичных движений, исполнительских умений и навыков;
-развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур.
-снятие мышечных «зажимов» и психологического процесса торможения средствами хореографии;
-формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», участник-ансамбль/коллектив»);
Развитие воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления ритмического материала.
Ритмика - это синтез элементов упражнений, танца, музыки.
Музыкальное сопровождение упражнений ведет к более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.
Мои занятия Ритмикой базируется на огромном арсенале движений. Упражнения направлены на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребёнка желание, заниматься физическими упражнениями.
Учитывая, что способности детей индивидуальны, создаю наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддерживаю неуверенного в себе, останавливаю тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.
Работу над танцевальной импровизацией детей веду поэтапно. На первом этапе использую эпизод « Знакомство»
На втором этапе нацеливаю на имитацию различных персонажей.
На третьем этапе учитю детей импровизировать.
Работа над танцевальным творчеством начинается с простых импровизаций, различных переплясов. Затем дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Особенно стараюсь обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно детей подготавливаю к развёрнутой композиции. Детям очень нравится, что они сами могут сочинить движения, пляски, проявляют всё большую и большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра, дети с удовольствием сочиняют польку или вальс.
В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку вполне свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Дети произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения.
Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок. Творческая активность развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.
Чтобы заинтересовать учащихся, танцевальным творчеством, в рамках разработанной методики. Совместно с практическими занятиями проводились и теоретические. На таких занятиях давалась общая характеристика танца, отмечались его особенности. Проводились беседы об особенностях фольклорного творчества, рассматривались иллюстрации и слайды, знакомящие детей с костюмами, использовались видео материалы по данной тематике. Все это необходимо для того, чтобы вести учащихся в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать.
На занятиях ритмопластики большую роль играет Классический танец, воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц, корпуса и конечностей. Развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечнососудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и
сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат. Кроме того, современные танцы наиболее привлекательны для детей.
Эффективность моей работы подтверждена аналитической картой развития (за два года). В сравнении за 2008 годом отмечен рост высокого уровня развития (с 8,9% до 59,4%) и соответственно снижения среднего уровня развития (с51% до 40,6%) (см. сводную диагностику).
Так же участие детей в различных мероприятиях утренниках, концертах, участие в конкурсах района и т.д., чему свидетельствуют дипломы детей, грамоты. Кроме того, внедряемая методика убедила меня, что все дети любят танцевать, нужно только помочь некоторым из них преодолеть скованность движений. Энергия внутренних сил ребенка в этом возрасте требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. Моя задача на этом этапе объединить последовательность этих движений в несложную по построению композицию, придать им изящество и выразительность.
Поэтому. При формировании танцевальной культуры ребенка всегда помню, что любое отношение должно опираться на понимание эстетической, исторической и, танцевальной деятельности. На понимание того, что данный предмет является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества, и как уже говорилось выше, что на различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания личности.



Предварительный просмотр:

«Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста

«Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста
средствами хореографии»

Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в образовательных дошкольных учреждениях.
Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания, формирует «творчество» детейкаккачестволичности.
"Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать главным, благодаря Ритму и Гармонии, которые глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным и с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт" (Платон).
У философов Древней Греции, по мнению которых основой прекрасного является Гармония, было не мало последователей. Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950 гг.), который разработал на его основе систему музыкально-ритмическоговоспитаниядетей.
Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению "с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать развитие в нём "мышечного чувства", то, в свою очередь, способствует... более живой и успешной работе мозга".
Сам процесс занятий должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены". Швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней заложен идеальный образец организованного движения; музыка регулирует движение и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Дальнейшее развитие система Э. Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Члены московской ассоциации ритмистов (Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Е.В. Конорова и др.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходим тренинг танцевальных движений, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.
Александрова Н.Г. характеризовала танец, как одно из средств биосоциального воспитания и ставила его в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д.
Все эти идеи и изыскания легли в основу программы "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной к.п.н. доцента ЛГОУ. Она обобщила и развила опыт предыдущих педагогов и представила нам систему музыкально-ритмического воспитания, нацеленную на формирование самостоятельной двигательной активности, как составного движения, элемента культуры личности дошкольника.
Метод музыкального движения используется ею для развития эмоциональной, коммуникативной, психофизической и нравственной сферы развития личности ребёнка. Занятия ритмопластикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Ритмические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.
Конечно, все это связанно с образованием, и как говорил М.А. Ариарский в своих трудах, что «образование - приобщение к культуре общества, в ходе которой человек овладевает определенной системой научных знаний, приобретает умения и навыки, планомерно изучает и усваивает опыт, накопленной человечеством в той или иной области.
А педагогика - наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями конкретно - исторического этапа общественного развития».
Все это подводится к педагогическому процессу, с одной стороны это самовыдвижение, с дрогой стороны, - это управляемый процесс, который происходит через решение бесчисленного ряда педагогических задач, починенных конечным целям системы воспитания и обучения соотнесенных с ними.
В связи с вышеизложенным, актуальным является поиск новых форм, средств и методов в развитии ритмопластики. На мой взгляд. Чем раньше мы научим детей понимать музыку, владеть своим телом, как выразительным инструментом, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, вниманием, памятью, мышлением, формированием правильной осанки.
Целью занятий по ритмопластике является - развитие стойкого интереса у дошкольников к народному искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления;
- развитие стойкого интереса у дошкольников к народному искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления;
- расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Для выполнения поставленной цели определила задачи:
-Формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных.
-ознакомление детей с историей возникновения и развития танца;
-поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами народно-сценического танца, с элементами свободной пластики в игровой форме, образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный материал;
Развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации ритмичных движений, исполнительских умений и навыков;
-развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур.
-снятие мышечных «зажимов» и психологического процесса торможения средствами хореографии;
-формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», участник-ансамбль/коллектив»);
Развитие воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления ритмического материала.
Ритмика - это синтез элементов упражнений, танца, музыки.
Музыкальное сопровождение упражнений ведет к более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.
Мои занятия Ритмикой базируется на огромном арсенале движений. Упражнения направлены на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребёнка желание, заниматься физическими упражнениями.
Учитывая, что способности детей индивидуальны, создаю наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддерживаю неуверенного в себе, останавливаю тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.
Работу над танцевальной импровизацией детей веду поэтапно. На первом этапе использую эпизод « Знакомство»
На втором этапе нацеливаю на имитацию различных персонажей.
На третьем этапе учитю детей импровизировать.
Работа над танцевальным творчеством начинается с простых импровизаций, различных переплясов. Затем дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Особенно стараюсь обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно детей подготавливаю к развёрнутой композиции. Детям очень нравится, что они сами могут сочинить движения, пляски, проявляют всё большую и большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра, дети с удовольствием сочиняют польку или вальс.
В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку вполне свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Дети произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения.
Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок. Творческая активность развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.
Чтобы заинтересовать учащихся, танцевальным творчеством, в рамках разработанной методики. Совместно с практическими занятиями проводились и теоретические. На таких занятиях давалась общая характеристика танца, отмечались его особенности. Проводились беседы об особенностях фольклорного творчества, рассматривались иллюстрации и слайды, знакомящие детей с костюмами, использовались видео материалы по данной тематике. Все это необходимо для того, чтобы вести учащихся в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать.
На занятиях ритмопластики большую роль играет Классический танец, воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц, корпуса и конечностей. Развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечнососудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и
сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат. Кроме того, современные танцы наиболее привлекательны для детей.
Эффективность моей работы подтверждена аналитической картой развития (за два года). В сравнении за 2008 годом отмечен рост высокого уровня развития (с 8,9% до 59,4%) и соответственно снижения среднего уровня развития (с51% до 40,6%) (см. сводную диагностику).
Так же участие детей в различных мероприятиях утренниках, концертах, участие в конкурсах района и т.д., чему свидетельствуют дипломы детей, грамоты. Кроме того, внедряемая методика убедила меня, что все дети любят танцевать, нужно только помочь некоторым из них преодолеть скованность движений. Энергия внутренних сил ребенка в этом возрасте требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. Моя задача на этом этапе объединить последовательность этих движений в несложную по построению композицию, придать им изящество и выразительность.
Поэтому. При формировании танцевальной культуры ребенка всегда помню, что любое отношение должно опираться на понимание эстетической, исторической и, танцевальной деятельности. На понимание того, что данный предмет является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества, и как уже говорилось выше, что на различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста».

Подобные консультации проводятся с целью ознакомить родителей с тем материалом, который используется на занятиях по физкультуре....

Консультация для родителей на тему: «Занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста»

Консультациядля родителейна тему: «Занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста»...

Занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста

Консультация для родителей "Занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста"...