«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр»
рабочая программа по физкультуре по теме

Бондаренко Екатерина Николаевна

         Организованное систематическое, целенаправленное обучение на прогулке народным подвижным играм поможет укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств и повышения физической подготовленности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ ДЕТСКИЙ САД № 153 «ОЛЕСЯ»

«Процесс социализации дошкольников

 посредством народных игр»

                                                                                          Подготовила:

             воспитатель  

                          Бондаренко Е.Н.

г. о. Тольятти

(С № 1)«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр» (С №2)

Естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий способностью развивать социальные качества в дошкольнике – это игра. (С № 3). Сегодня мы говорим об одном из видов игры – народной. Именно она заключает в себе возможность зарождать в душе ребенка ростки любви  в Родине, к своему народу, к людям. Народная игра в дошкольном воспитании представлена в музыкальной и двигательной деятельности детей. Она способна создавать ситуации взаимодействия детей согласно игровым ролям  и  в процессе реальных отношений.  (С № 4). Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражаются: образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, умением проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, умение достойно проигрывать и при этом волю и стремление к победе.  Радость движения в игре сочетается с духовным обогащением детей. (С № 5)У них формируется устойчивое заинтересованное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития положительных чувств, любви и преданности Родине. Народная игра способствует интенсивному проникновению национальных культур. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что люди все разные и разные по национальности. Однако, они могут дружить помогать друг другу. Эти добрые отношения отражаются в народных песнях, сказаниях, движениях танца и играх. Народные игры вызывают активную работу мысли, расширяют представление об окружающем мире, развивают все психические процессы. Педагог способен увидеть отраженные в игре впечатления и переживания ребенка, и может умело корректировать их в игровой ситуации через выявление отношения персонажа, через поведение в игре. Правила игры это огромный источник для воспитания волевых качеств личности. Они обеспечивают условия в которых все типы социализации личности открыто проявляют себя. И педагог с помощью игровых мотивов может воздействовать на процесс социализации дошкольников.

Таким образом, народная игра является одним из механизмов социализации дошкольников.

(С № 6)Но все выше сказанное подводит нас к пониманию, что «один в поле не воин», что  один педагог не в состоянии решить проблемы социального воспитания в группе детей с разными изначально социальными проявлениями. Как говорилось выше «нельзя индивидуально влиять на ребенка, не учитывая ту социальную среду, в которой он развивается, то есть – семью. Так как семья часто является первоначальной в социальной активности,  инертности,  псевдосоциальности (первопричина психических проблем), и антисоциальности. Педагог не может изменить семью, но может помочь малышу через одного из родителей, через бабушек и дедушек, через опекунский совет, через элементарные педагогические знания, т. е. просвещение родителей.   Поэтому взаимодействие ДОУ  с семьей в процессе проведения физкультурных праздников, музыкальных развлечений может шире использовать народную игру объединяя детей и родителей, способствуя их взаимопониманию и выстраиванию добрых отношений внутри семьи. (С № 7)

        В  МБУ творческой группой разрабатывается     программно – методический комплекс по развитию самостоятельности дошкольников на прогулке при организации народных подвижных игр, который позволит:

  1. Создать  педагогические условия для совершенствования приобретённого двигательного опыта в процессе целенаправленного обучения, в самостоятельной  двигательной деятельности детей, при косвенном руководстве со стороны воспитателя;
  2. Укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств, повышения физической подготовленности детей;  
  3. Организовать систематическое, целенаправленное обучение на прогулке    народным подвижным играм;
  4. Обеспечить эмоциональное благополучие, нормальное психическое развитие;
  5.  Обогатить и совершенствовать двигательный опыт детей;
  6. Использовать новые формы работы с родителями.  

 (С № 7) Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Также учитывается место игры, время года и другие условия. Нужно учитывать народность игры, чтобы её сюжет был интересен детям.

     (С № 8)    Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Его роль зависит от характера игры, от численности и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее должен проявлять себя педагог. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями.  (С № 9) При повторном проведении игры правила уточняются. Когда игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания игры и её правил должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры, в младших группах это обычно делает сам воспитатель,  в старших группах кто-либо из детей по его выбору. (С № 10)

       Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры, звуковые сигналы не должны быть слишком громкими.      (С № 11)   Взрослый делает указания, как в ходе игры, так и перед её повторением, оценивает действия и поведение детей. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу – все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз, вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием детей; регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.  ( С№ 12) Народные игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями – 25сек. Общая продолжительность народной подвижной игры постепенно увеличивается до 15 минут.

       (С № 13) Правила игры:   

1. Воспитатель объясняет правила игры сам,   а затем дети их повторяют.

2. Если игра знакома, дети сами вспоминают правила игры.

В процессе игры воспитатель следит за выполнением правил, так как их нарушение является признаком утомления детей. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

     ( С № 14)  Распределение ролей:

  1. Воспитатель назначает водящего или сам включается в игру.          
  2. Воспитатель пользуется считалками. Если в игре есть игровой зачин, воспитатель предлагает его сказать кому-либо их детей.  

  Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей.

        Постепенное усвоение содержания игры, ее правил, и в результате возрастающая самостоятельность детей  доставляет им радость, поддерживает интерес к игре. Необходимо при повторении немного видоизменять и усложнять игры. Это можно сделать, изменив правила, движения, слова, темп. Повторение игры в течение года должно проходить в разных условиях. Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, выдумке.

         Подводя итог, можно сказать, что единственный язык, который легко дается детям – это язык игры. Именно игра может помочь родителям и педагогам скорректировать возникающие возрастные проблемы в отношениях с детьми и повысить их ДА. (С № 15)     

 

 

           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий в процессе социализации дошкольников в условиях школы-интерната»

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Госуда...

Образовательное пространство как место становление единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка

Образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каки...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Семейный альбом как одна из форм взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи в процессе социализации дошкольника

В данной работе показано, что взаимодействие детского сада и семьи дает возможность внести в традиционные педагогические формы новые инновационные приемы, что будет способствовать социализации детей в...

Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...

Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения

      Данный опыт посвящен  проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...

"Роль воспитателя в процессе социализации дошкольника."

Данная статья о необходимости понимания воспитателем своей роли в процессе познания мира маленьким человеком. О его вкладе в будущую личность и его мироощущение....