«Использование современных образовательных технологий в процессе социализации дошкольников в условиях школы-интерната»
материал по теме

        В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОГОУ Рыбновская школа-интернат для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

 

«Использование современных  образовательных  технологий

 в процессе  социализации дошкольников

в условиях школы-интерната»

Выступление на педагогическом совете 05.04.2011г.

воспитателя высшей квалификационной категории

Солоненко Татьяны Валентиновны

        В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников. 

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Е.А. Волошиненко определяет сущность социализации следующим образом: социализация - это двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду . Личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентиры. Этот момент преобразования социального опыта предполагает не пассивное его принятие, а активность личности в применении такого опыта. Усвоение и преобразование, и воспроизводство личностью социального опыта есть суть процесса взаимодействия личности с социальной средой.

       Социализация определенной категории детей происходит вне семьи. К этой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

        Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации.

      Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения со взрослыми и сверстниками; 2. Отсутстивием общения с родителями; 3. неготовностью к общению в социуме.

        Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым условиям жизни.

        Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2. неумение адекватно оценивать себя; 3. ориентированность на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего .

Интернат выступает моделью общества, где ребенку передается вся система социальных требований и норм.

Известно, что социальное развитие  осуществляется в двух направлениях:

  • в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и  окружающим миром  
  • в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре

Вот как раз на этот процесс мы и можем влиять.

Цель педагогической деятельности:

Оптимизация педагогического процесса социализации дошкольника через использование современных образовательных технологий.

Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Поиск  оптимальных методов педагогического воздействия на социальное развитие дошкольников.
  2. Адаптация методов с целью формирования навыков социального поведения.
  3. Организация педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий.

4.Создание педагогического мониторинга для изучения уровня сформированности социальных навыков у детей дошкольного возраста.

        Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов дошкольных групп – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Я считаю  эффективным использование в социализации дошкольников следующие современные образовательные технологии: проектный метод, информационно-коммуникационные технологии.

        1. Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
       Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

       Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д. Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Почему современному педагогу необходимо владеть методом проектирования?

1) Метод проектов в образовании является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:

• развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;

• формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);

• развитие личностных качеств (умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями неопределенности, умение субъектно преобразовывать наличную ситуацию).

      Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать ЗУНы на занятиях, компетентности – на исследовательских семинарах, а личные качества – на психологических тренингах. В процессе грамотно организованного проектирования все это формируется как бы исподволь, незаметно для ребенка, увлеченного решением актуальной проблемы, положенной им самим в основу проекта.

2) Применение метода проектирования является ключевым способом реализации индивидуального подхода в образовании. Индивидуализация образовательного процесса предполагает, что дети, занимающиеся в одной и той же группе, делают разное. Причем не в смысле разделения труда (все делают разные части одного и того же скворечника), а в смысле, что кто-то делает скворечник, кто-то готовит занятие по природоведению для младшей группы, кто-то разрабатывает страничку сайта, а кто-то составляет карту микрорайона. Метод проектирования позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.

3) Методика проектирования создает культурную нишу для реализации продуктивной детской инициативы, которой нет места в рамках традиционного образовательного процесса.

4) В детском саду и младшей школе применение метода проектирования позволяет  лучше узнать внутренний мир  ребенка – взрослые и дети становятся ближе друг другу.

          В дошкольных группах метод проектов реализуется с начала этого учебного года.

За это время «родилось» несколько проектов, как кратковременных, так и долгосрочных – «Дома», «Вырастим огород  на подоконнике», «Космос», «В гостях у сказки».В рамках проектной деятельности проводится большая разноплановая работа с педагогами  о значимости этого метода для развития личности дошкольников: беседы, деловые игры, консультации, семинары-практикумы, тренинги, презентации проектов и др.

        Метод проектов очень помогает  в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников и  педагогов.

Первым педагогическим проектом стал  проект «Дома» (это творческий исследовательский, долгосрочный рассчитанный на 3 месяца) направленный на развитие у ребенка поисковой деятельности, коммуникативных способностей. Конечная цель проект  формулировалась так: «Помочь ребенку осознать себя, уяснить свое место среди людей, пробудить чувство эмоциональной удовлетворенности от общения с ними».

Например, в проекте «Дома» перед детьми я поставила проблему. «Необходимо купить игрушки для мальчиков и девочек. Нужно узнать, сколько мальчиков и девочек у нас в группах?» в результате проекта у детей получился альбом «Наша дружная семья».

В проекте  «Вырастим огород на подоконнике»- перед детьми очередная проблема: скоро в школу, но дети не умеют готовить несложные блюда,  чтобы обслужить себя дошкольники знакомятся не только с правилами приготовления блюд, но и с техникой безопасности на кухне, которая очень важна для социализации детей на пороге школы. В результате у детей появилась кулинарная книга «Наши любимые рецепты».

Проектный метод как никакой другой позволяет включиться ребенку в определенную систему получения знаний и ведет к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением.

Ребенок в процессе работы над проектом обучается:

  • Работе с информацией;
  • планированию собственной деятельности;
  • решению проблем или  нетиповых задач.

        Прежде чем приступать к пробам проектной деятельности я изучили научно-методическую литературу по данной проблеме, постарались разобраться в непонятных для педагогов вещах. Самым трудным оказалось понимание собственной позиции, ее субъектности. В садах воспитатели привыкли быть хорошими исполнителями. Даже появился термин «творческий исполнитель». Этот факт во многом обусловлен организацией воспитательно-образовательного процесса любого ДОУ, в котором жизнь слишком регламентирована, много стандартных образовательных ситуаций, где воспитатель действует по шаблону (написанному конспекту, разработанной методике, использует привычные, подчас надоевшие ребенку игровые приемы и т. д.).

         Реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, т. е. переосмысления собственной деятельности.

Показателем результативности работы по проблеме управления социального развития ребенка мы считаем не только усвоение и осмысление важнейших жизненных понятий, а формирование базовых проявлений личности, таких, как самостоятельность, общительность, активность, любознательность, стремление стать лучше.

    Метод проектов актуален и очень эффективен.

     Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

      Во-вторых, проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с ОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ОУ.

      В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.

      В-четвертых, проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности.

       Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект.

      В заключении необходимо сказать, что использование проектного метода обучения в практике работы ОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоподготовки в условиях коррекционной школы - интерната

Формирование общеучебных навыков и умений для успешного овладения знаниями,умениями и навыками в условиях коррекционной школы интерната. Пояснительная записка. Конспекты занятий по самоподготовке....

Использование нетрадиционных форм оздоровления дошкольников в условиях современного детского сада

В методической разработке собраны материалы по организации работы с детьми с использованием нетрадиционных  форм  в Степ-аэробике, в Беби-Йоге и в детско-родительском объединении "Дочки-мате...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободноговремени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как...

Представление собственного педагогического опыта по теме: «Коррекционная направленность в процессе воспитания в условиях школы - интерната»

Обучающиеся школы - интерната с ограниченными возможностями здоровья отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната».

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и посто...