Использование нетрадиционных форм оздоровления дошкольников в условиях современного детского сада
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Витвинова Елена Анатольевна

В методической разработке собраны материалы по организации работы с детьми с использованием нетрадиционных  форм  в Степ-аэробике, в Беби-Йоге и в детско-родительском объединении "Дочки-матери". Прилагаются примерные комплексы упражнений и игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy1.docx93.06 КБ

Предварительный просмотр:

Витвинова Елена Анатольевна,                                                                    педагог дополнительного образования                                                                              

                                                                               МБУ ДО ДТТ,                                                  Киселевский городской округ, Кемеровская область

Использование нетрадиционных форм оздоровления дошкольников в условиях современного детского сада 

                 МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 

2017

Пояснительная записка

           Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в этом  возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.                                             

      ФГОС определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.  

     Поэтому, чтобы музыкально-ритмическая  и физкультурно-оздоровительная  деятельность работали на укрепление здоровья ребенка, следует в систему образовательного процесса включать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и методике проведения. Такие занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью.

     Это и натолкнуло нас на  создание  методической разработки   «Использование нетрадиционных форм оздоровления дошкольников в условиях современного детского сада», куда вошли  такие виды здоровьесбережения  как  степ-аэробика и Бэби-Йога.                                                                                        

      Целью, которой  является -  формирование  интереса и ценностного отношения к образовательной деятельности.

     Данная цель конкретизировалась в постановке следующих задач:

  • Охрана и укрепление здоровья детей.
  • Воспитывать  потребность в здоровом образе жизни, желание заниматься физическими и  музыкально-ритмическими упражнениями.
  • Развивать физические качества детей, волевую сферу ребенка, интеллектуальные способности.
  • Сформировать основные двигательные навыки детей.
  • Укреплять дыхательную, сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат.

     Новизна методической разработки заключается в применении нетрадиционных форм в  физическом и музыкальном  воспитании в игровой форме, внедрение методик занятий в воспитательный процесс детей в дошкольном учреждении, которая позволяет повысить эффективность физкультурной и музыкальной деятельности, улучшить показатели физической подготовленности и укрепить здоровье детей, а также повысить  интерес образовательной деятельности, посредством степ-аэробики и «Беби-Йога».

Степ-аэробика

     Степ-аэробика   это танцевальные движения, выполняемые на специальной платформе, именуемой степером (высотой – 10 см, длиной – 40 см, высотой ножки – 7 см). Это нестандартное пособие, предназначено для работы с детьми 4-7 лет.

     Начинается обучение с освоения самых простых видов подъемов и спусков с платформы, постепенно  доводя  их до автоматизма. Сначала разучиваются некоторые шаги и движения на полу. Освоенные основные упражнения  можно видоизменять до бесконечности, варьируя  степень сложности и эффективности, в сочетании с музыкой.

     Степ-аэробика  помогает  формированию осанки, развить костно-мышечный аппарат, способствует устойчивому равновесию, укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, эстетический вкус и интерес к занятиям,  улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.  Степ-аэробика – это не просто сочетание разнообразных  движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.

     Особенность степ-аэробики  состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно - сосудистую систему; наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения — на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия степ-аэробикой  могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.

   Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления. Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность.

     

      Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

  • в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.;
  • как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
  • в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
  •  в показательных выступлениях детей на праздниках;
  • как степ-развлечение.

     Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд./мин.

Основные рекомендации по проведению занятий

     Прежде чем приступить к тренировкам по степ-аэробике, следует обучить занимающихся правильной технике выполнения движений:

  • При подъеме на платформу используется естественный небольшой наклон туловища вперед.
  • При переносе платформы следует держать ее ближе к телу.
  • При выполнении движений не допускаются переразгибания коленей в суставах.
  • Исключается прогиб в поясничном отделе позвоночника. При правильной осанке туловище удерживается прямо, плечи опущены, мышцы живота и ягодичные мышцы напряжены.
  • Шаги выполняются в основной стойке – стопы параллельны или находятся в свободной позиции, разведены и для большей устойчивости не касаются друг друга. В широкой стойке стопы располагаются параллельно или в свободной позиции.
  • Начинающим рекомендуется первое время чаще смотреть себе под ноги и на платформу. По мере освоения движений и привыкания к работе внимание концентрируется на технике выполнения движений и последовательности их в комбинациях с меньшим зрительным контролем.
  • Ставить ногу на центральную часть платформы нужно так, чтобы стопа полностью была на платформе. Спускаясь с платформы, ставить ногу надо с носка на пятку на расстоянии одной стопы от степ-платформы.
  • Угол сгибания в коленном суставе при постановке ноги на платформу не должен превышать 90°.
  • Не допускается сходить с платформы шагом или скачком спиной к ней или спрыгивать с нее.
  • Руки включаются в работу лишь после того, как освоена техника работы ногами.
  • При выполнении выпадов и поворотов пятка не опускается на пол.
  • Время выполнения повторов базовых шагов с одной ноги не должно превышать 1 мин., чтобы не вызвать перенапряжение опорно-двигательного аппарата.
  • Максимальное количество повторений одного элемента с подъемом ноги (например, сгибание ноги вперед) выполняется не более 5 раз.
  • Подходы к платформе можно выполнять в различных направлениях, что значительно разнообразит хореографию данного вида аэробики.
  • В зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся рекомендуется использовать разную высоту платформы.

     Темп музыкального сопровождения должен быть не более 120–130 уд./мин.

Части занятия

I. Разминка

     Целью разминки является подготовка организма к основной нагрузке.

     Начинать разминку следует с дыхательных упражнений. Основной принцип разминки – это плавность                                         

перехода организма от состояния покоя к основной части.  Продолжительность разминки должна быть не менее 3-4 мин.

II. Основная, или аэробная, часть

     Аэробная часть формируется на основе базовых движений, из которых составляется комбинация. Целью аэробной части является поддержания интенсивности работы при выполнении базовых движений, закрепление полученных ранее навыков, отработка выученных комбинаций. Продолжительность работы 10-15 мин.

III. Заминка

     Основная цель – постепенное понижение темпа выполнения базовых движений. Продолжительность работы 2-5 мин. В этой части могут чередоваться стретчинг, силовые упражнения  и статические упражнения на гибкость.

IV. Заключительная  часть

     Цель заключительной части – снижение интенсивности занятия, восстановление организма после интенсивной нагрузки. Продолжительность работы 5 мин.

«Беби-Йога»

     «Baby yoga» - переводится на русский язык как «младенческая йога»  или  «Йога для детей». Это китайская методика включает в себя три  основных компонента:  

  • правильное дыхание;
  •  правильное движение;
  •  правильное мышление.

     Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Каждое упражнение  разучивается отдельно. Показ упражнений  сопровождается  пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызывать у ребенка желание войти в предложенный образ. Очень важно поддерживать спокойную  доброжелательную обстановку. При выполнении упражнений из исходных положений сидя и лежа необходимо использовать коврики, чтобы размеры соответствовали  росту ребенка. Продолжительность занятий постепенно увеличивать  от 5-7 минут до 30 минут. Все упражнения проводить в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен.

     Бэби-Йога  отличается от традиционных  занятий  физической культурой  тем, что ориентирована не на  результаты и достижения, а на поддержание организма в хорошей форме, на формирование привычки к здоровому образу жизни, где царствуют радость, движение, энергия, красота.

     Нашим воспитанникам очень нравятся комплексы бэби-йога, построенные  на основе  китайских техник.  В веселой, игровой форме, «Бэби-Йога» показывает, как дети могут направить свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья - статические позы животных, отображение природных явлений. Дыхательные упражнения помогают  накапливать и восстанавливать жизненную энергию ребенка, а динамические позы – направлены на развитие концентрации,  осознание возможностей своего тела.

     Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы. Сюжетная форма проведения занятий позволяет  детям с легкостью осваивать и запоминать упражнения –  всё это способствует развитию памяти, наблюдательности и воображения.

     Если ребенок  в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность двигаться.

     Важным и существенным в работе по системе китайских методик является  поэтапный подход.

    На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети выполняют упражнения Бэби-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.

     На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.

     На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.                                                                          

Методические рекомендации по организации работы с детьми

  1. Группы детей для занятий гимнастикой Бэби-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога, а так же         мониторингого  исследования.
  2. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.                                     
  3. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
  4. При проведении упражнений ведется контроль над  физической нагрузкой на детей.
  5. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
  6. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
  7. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
  8. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

  1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинать выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 раза  спокойных   вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
  2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
  3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
  4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
  5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
  6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

Таким образом,  занятия  детской йогой развивают силу, гибкость и выносливость, расширяют диапазон движений, улучшают координацию, совершенствуют возможности владения телом, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют исправлению осанки. На чрезмерно тревожных и легко возбуждаемых детей эти упражнения действуют успокаивающе, гармонично.

Работа с семьей в детско-родительском  объединении

 «Дочки – матери»        

     Эта объединение  ориентировано  на взаимодействие взрослого с ребенком, развитие  мобильности у родителей и детей. Оно направлено на познание ребенком окружающего мира    с помощью взрослого, гармонизацию отношений с ребенком,  зрительный и тактильный контакт.   

     Целью является – формирование   гармоничного  развития, эмоциональной связи  родителей с ребенком.  Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  • формирование интереса и потребности к двигательной деятельности посредством проведения увлекательных комплексов совместной йоги, используя разнообразные приемы и средства китайских методик;
  • развитие у детей способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми;
  • умение общаться с  взрослыми и друг с другом
  • укрепление эмоционально-доверительного отношения с ребенком

     Наше объединение в комплексе решает задачи физического и психического развития детей и взрослых, укрепления их организма, создания условий для эмоциональной активности и познавательной деятельности.

Структура совместной деятельности

  1. Вводно-подготовительная часть

     Цель: настроить взрослых и детей на предстоящую совместную двигательно – игровую деятельность и подготовить их к физической нагрузке.

    Содержание: самомассаж, игровые упражнения, разные виды ходьбы.

  1. Основная часть

Цель: формировать умения выполнять упражнения (позы) детско-родительской паре.

Содержание: упражнения динамического и статического характера, основные позы йоги, музыкально-подвижные игры.

  1. Заключительная часть

         Цель: восстановить дыхание, способствовать профилактике нарушения осанки и плоскостопия, дыхательных и глазных заболеваний, раскрепостить как родителей, так и детей, повысить эмоциональный настрой.

Содержание: дыхательная гимнастика, игровые упражнения, психогимнастические этюды, релаксация.

Для того чтобы совместная деятельность была интересной и увлекательной, я использую сюжетные, интегрированные комплексы йоги в игровой форме. При первых встречах упражнения    проводится в обычной форме; его цель – формирование представления о йоге вдвоем. В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и родителей, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий  позволяет ребенку вместе преодолевать трудности, решать  проблемные ситуации.

Формы работы:

  • Комплекс разогревающих упражнений;
  • Основные позы (асаны): «аист»,  «рыба»,  «плуг»,  «лодка», «стойка на плечах»,  «лук», «верблюд» и т.д.;

Дыхательные упражнения и упражнения

  • на расслабление;
  • Командные игры;
  • Суставная и глазная гимнастика;
  • Элементы массажа;
  • Работа с голосом и звуком.

     Благодаря упражнениям с ребенком устанавливается очень тесный контакт. Йога помогает родителям и детям  становиться более чувствительными друг к другу. Если заниматься регулярно – занятия перестают быть просто упражнениями, йога превращается в образ жизни. Взрослый научится, как с помощью йоги обрести радость, духовное сближение и взаимопонимание с собственным ребёнком  – это уже не «Мама  и ребёнок», это «Мама с ребёнком».

     Совместная йога – это игра, общение,  физкультура, и конечно, развитие отношений с ребенком!  

     Использование нетрадиционных форм в воспитательно-образовательной деятельности, показали результативность  работы с детьми. Нетрадиционные занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью, они с удовольствием приходят в спортивный зал, активно участвуют в играх, перевоплощаются в различных героев, проявляют большую фантазию в соответствии с сюжетами, раскрепощаются, освобождаются от напряжения, позитивно взаимодействуют в среде сверстников.

Список литературы

  1. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста»  /[Текст] К.Ю. Белая, В.А. Зимонина -  М.: Просвещение, 2007 – 94 с.
  2. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. /[Текст] В.А. Зимонина - М.; ВЛАДОС, 2003-304 с.
  3. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. /[Текст] М.Н. Кузнецов - М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  4. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду: журнал « Инструктор по физкультуре»  /[Текст] – Ю.М. Машукова -  «ТЦ «СФЕРА»: 2009 – 128 с.
  5. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. /[Текст] О.Н.  Моргунова - Воронеж, 2005 – 127 с.
  6. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ /[Текст] – Н.А. Мелехина, Л.А.  Колмыкова – СПб, ИЗД.  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: 2012 – 111 с.
  7. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. / [Текст] Т.С.  Овчинникова - СПб, 2002 – 176 с.
  8. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. / [Текст] Л.И. Пензулаева - М.: 2004- 159 с.
  9. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. [Текст] И.В. Чупаха - М: 2003 - 143 с

 Приложение 1

НОД    «Путешествие по волшебной поляне»

 с элементами «Беби-Йога» для старшего дошкольного возраста

     Цель:  формирование основ здорового образа жизни, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие ребенка.

     Задачи:  1.  Укреплять здоровье детей, формировать правильную осанку.

        2. Закрепить навыки детей в ходьбе  «змейкой», по массажному коврику, гусенице,  с перешагиванием предметов  (цветов), а так же в прыжках на двух ногах через предметы (бревнышки)

        3. Воспитывать интерес к физическим упражнениям  и подвижным играм, к здоровому образу жизни.

        4. Создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой  с помощью комплекса упражнений « бэби йога».

     Оборудование:  волшебные цветочки (высокие и низкие)  8 штук, гусеница, бревнышки 4 штуки, массажный коврик, солнышко с лучиками, коврики по количеству детей.

Ход

 «Здравствуйте  ребята!

Солнце светит ярко,

Сядем на полянке,

Подставим солнцу свои щечки,

А потом ладошки

Пусть погреет их немножко.

Чувствуете ветерок?

Поиграй с нами, дружок,

Ветер дует, задувает

Вправо, влево нас качает.

Ветер весело играл

Лучи у солнца разбросал.

Что же делать нам друзья?

Ведь солнышку без лучиков

Совсем - совсем нельзя!»

(Ответы детей)

«А мы ребята лучики найдем?»

«И солнышку их отнесем?»

Построение в шеренгу  по одному. Разминка проводится стоя на месте.

«Мы идем, идем

Никогда не устаем

Все преграды на пути

Можно запросто пройти!»

- Ребята на пути кочки  (ходьба с высоким подниманием колен), а теперь деревья (приседаем на слово деревья), а на встречу ветер (ходьба спиной вперед), дождик (имитация в руках зонтик), ямки (прыжки на месте).

Дозировка ходьбы по 10 секунд.

ОРУ на полянке.

- Вот и пришли мы на поляну.  Посмотрите ребята, как  красиво, давайте подышим свежим  лесным  воздухом: вдох- выдох (3-4 раза) Молодцы!  Давайте поприветствуем нашу полянку:        

1 .  Поза «горы» встать прямо, ноги вместе, стопы параллельно. Проверить      

      осанку: колени, ягодицы, живот подтянуты, плечи, грудная клетка  

      расправлены. На  вдохе поднять руки над головой, потянуться вверх.

Пятки стоят на полу.  Поза «дерева» Левую ногу поставить на внутреннюю поверхность бедра правой ноги  пальцами вниз. Соединить ладони рук над головой, ноги, ягодицы, живот подтянуты. Тело прямое. Принять исходное положение, повторить с опорой на левую ногу.

  1. Поза «половина лодки» сесть на пол, вытянуть прямые  ноги вперед. Пальцы рук в замок, сложить на затылке, локти в стороны. Выдохнуть, отклонить туловище назад, одновременно поднять прямые ноги над полом. Дышать свободно. Можно облегчить последнее упражнение, поставив руки в упор за спиной, плечи  расслаблены, согнув ноги в коленных суставах.
  2. Поза «прямого угла» исходное положение, лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. На выдохе поднять ноги до образования ими угла с туловищем 90 градусов. Пятки тянуть вверх. Удерживать позу как можно дольше при нормальном дыхании. Принять исходное положение.
  3. Поза «саранчи»  лечь на пол, на живот. Руки вытянуты вдоль туловища. С выдохом поднять  одновременно голову, грудь, ноги. Руки тянуть назад. Оставаться в этом положении как можно дольше при нормальном дыхании.
  4. Поза «отдыха» исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища, закрыть.  Проследить, как расслаблены мышцы, отдохнуть.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, повтор 2-3 раза.

Спокойная ходьба с восстановлением дыхания.

ОВД

- Молодцы ребята!

Посмотрите,  какие красивые цветы.  А какая чудесная гусеница, и даже бревнышки с волшебными бабочками.

1. Ходьба с перешагиванием через низкие цветы

2. Ходьба по массажному коврику

3. Ходьба «змейкой», обходя высокие цветы

4. Ходьба по гусенице (соблюдая движение по следам)

5. Прыжки через бревнышки с продвижением вперед на двух ногах    

     После того как прошли полосу препятствий, нужно взять лучик. Второй подход выполняем с лучиком.

- Вот  и  добрались с вами до солнышка, а чтобы вернуть лучики мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Подари лучики солнышку»

Под веселую музыку дети разбегаются по поляне. Как только музыка закончилась,  ребята подбегают к солнышку и прикрепляют лучики к солнышку. Игра проводится 2-3 раза.

- Какие вы молодцы! Помогли солнышку найти потерянные лучики.  А в благодарность за это оно вам хочет подарить частичку тепла и хорошего настроения. Дети встают в круг, берут друг друга за руки и закрывают глаза, (звучит тихая спокойная музыка и ребятам дарят значки в виде смайлика) открываем глаза ребята, опускаем руки.

- Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется

А под солнышком таким веселей живется!

- Ребята вы сегодня были очень смелые, веселые, ловкие. Я надеюсь, что хорошее настроение у вас останется на целый день. До свидания!

Приложение 2

Комплексы гимнастических упражнений  «Бэби-йога»

     Комплекс «Бэби-йоги» несет детям здоровье и душевное равновесие.

     Комплекс «Бэби-йога» развивает в детях умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения.

Комплекс № 1 «Путешествие на голубую звезду»

     Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?

     Сейчас помечтаем и мы...

     Ложитесь на спину удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

     Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза.

     Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда...

     И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

      Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и ... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

     Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.

Комплекс № 2 «Полет птицы»

      Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь», потом выдохните. Вдох: – «Я – лебедь» – выдох (3 раза). Хорошо!

     Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!

     Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох – выдох (3 раза). Вдох – выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох – выдох... (3 раза).

     Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

     Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

     Замечательным был полет!

     Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!

     Неизменным успехом в занятиях по выработке механизмов саморегуляции у детей пользуется «Бэби-йога». Дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, с удовольствием выполняют несложные ассаны (так называются отдельные позы-упражнения), испытывают умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии окружающего мира. Мышечная раскрепощенность и радостное настроение передается и взрослым, занимающимся с ними, они становятся добрее, мягче, спокойнее.

     Выполнять упражнения надо на коврике под спокойную, лучше восточную музыку. Ритуальными являются упражнения «Приветствие Солнцу» и «Благодарение Солнцу». Другие ассаны можно выполнять по усмотрению; дозировка и темп зависят от возраста и настроения детей в данный момент.

Комплекс № 3 «Приветствие солнцу»

     Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните набок. Рот чуть-чуть откройте, язычок прижмите к верхнему ряду зубов, как будто говорите букву «Т». Глаза закройте. Лежа на спине, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, красиво дышите вдох-выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. 1 минута. (Музыка). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза.

     А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину в струну, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко.

     Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх – выдох. Опустите руки на пол – вдох. Правую ножку назад – выдох, левую ножку назад – вдох. Прогнули спинку – вдох – выдох. Легли на живот. Правую ногу поджали – вдох, левую ногу поджали – выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох.

     Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, Солнце! Скажем все вместе: «Здравствуй, Солнце!»

     А теперь ляжем на спину. Будем глубоко дышать. Вдох – выдох, вдох – выдох. Ни о чем не думаем, отдыхаем (музыка 30 сек). Повернулись на бок, поджали ноги  к груди и обхватили их руками. Лежим, дышим, думаем  о хорошем: о зеленой травке, божьей коровке, бабочке, ромашке... Дышим ровно, спокойно...

     Сели, руки на пол, голову тоже наклонили я полу, попробуем медленно подняться и встать на голову. Не бойтесь, это не страшно, не торопитесь, у кого не получится, ничего, в другой раз обязательно выйдет.

     А сейчас сядем, согнем ножки друг к другу, сложим ручки ладошками к груди. Вы стали похожи на красивый цветок лотос, белый, стройный, нежный, спинку выпрямили, головку подняли, подбородок вверх. Хорошо, молодцы, ровно, красиво дышим, как будто нюхаем этот цветок...

     Легли на спину, расслабились, руки и ноги лежат свободно, дышим четко, четко вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошее! Потянулись сладко, попробуйте зевнуть. Возьмите себя руками за бока, поднимайте медленно ноги и постарайтесь встать на лопатки. Держите ноги прямо, подбородок нажимает на грудь. Чувствуем, как улучшается наше состояние. Вы чувствуете себя хорошо!

     Закиньте ноги за голову. Поднимитесь и сделайте мостик. А сейчас превратимся в колесо – встаньте на руки и ноги, выгнитесь. Вот такое колесо получилось. Молодцы!

     Ляжем на спину, вытянем руки и ноги, расслабились. Закроем глаза. Вдохнем глубоко-глубоко... – выдохнем глубоко (повторить вдох – выдох 3 раза).

Давайте превратимся в рыбку. Ляжем на спину, выпятим грудь, уберем руки под спину, выгнемся, дышим глубоко, ровно, спокойно 30 секунд. Вы рыбки в воде, дышите глубоко и ровно.

Теперь снимем всю усталость, ляжем ровно. Уберем руки за голову, сядем. Руки вверх и наклон  вперед – вдох;   руки вниз – выдох;  вверх – вдох, вниз – выдох...;  вдох – выдох... Спасибо, Солнце!

Все вместе: «Спасибо, Солнце!

Комплекс № 4  

  1. Поза «горы» встать прямо, ноги вместе, стопы параллельно. Проверить осанку: колени, ягодицы, живот подтянуты, надплечья, грудная клетка расправлены. Это исходное положение для вех поз, выполняемых стоя. На  вдохе поднять руки над головой, потянуться за руками. Пятки стоят на полу.
  2. Поза «дерева». Левую ногу поставить на внутреннюю поверхность бедра правой пальцами вниз. Соединить ладони рук над головой, ноги, ягодицы, живот подтянуты. Тело прямое. Принять исходное положение, повторить с опорой на левую ногу.
  3. Поза «вытянутый треугольник»  ноги прыжком расставить на ширине плеч, стопы параллельно. Руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Правую стопу повернуть на 90 градусов вправо. С выдохом наклон к правой ноге, потянуться правой кистью к полу около правой стопы. Взгляд на 1 палец левой руки. Грудь и таз должны  располагаться в одной плоскости. Принять исходную позу. Повторить с наклоном к левой ноге.
  4. Поза «повернутый треугольник»  ноги прыжком расставить шире плеч, стопы параллельно. Руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Правую стопу повернуть на 90 градусов  вправо. С выдохом, сохраняя положения рук, повернуть туловище вправо, наклониться к правой ноге, потянуться левой кистью к полу около правой стопы. Взгляд на 1 палец правой руки.
  5. Поза «саранчи»  лечь на пол, на живот. Руки вытянуты вдоль туловища. С выдохом поднять  одновременно голову, грудь, ноги. Руки тянуть назад. Оставаться в этом положении как можно дольше при нормальном дыхании.
  6. Поза «половина лодки» сесть на пол, вытянуть прямые  ноги вперед. Пальцы рук в замок, сложить на затылке, локти в стороны. Выдохнуть, отклонить туловище назад, одновременно поднять прямые ноги над полом. Дышать свободно. Можно облегчить последнее упражнение, поставив руки в упор за спиной, надплечья расслаблены, согнув ноги в коленных суставах.
  7. Поза «прямого угла» исходное положение лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. На выдохе поднять ноги до образования ими угла с туловищем 90 градусов. Пятки тянуть вверх. Удерживать позу как можно дольше при нормальном дыхании. Принять исходное положение.

8. Поза «отдыха»  исходное положение:  лежа на спине, руки вдоль туловища. Закрыть глаза. Проследить ,как  расслаблены мышцы, отдохнуть. Потянуться пятками  вниз, завести руки за голову, потянуться руками вверх. Одновременно потянуться пятками вниз, а руками вверх, порасти. Открыть глаза, встать.

        Приложение 3

Нетрадиционные   упражнения  гимнастики «Бэби-Йога»

     Цель: средствами нетрадиционных методик  укреплять здоровье дошкольников, закалять организм, доставить разнообразие впечатлений, мышечную радость.

Задачи:

  • удовлетворять    природную двигательную потребность, разумно распределяя нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • повышать качество физкультурно-игровых упражнений;
  • формировать интерес дошкольников к движениям и подвижным играм;
  • закреплять на практике знания и умения, освоенные на физкультурных занятиях.

Методы саморегуляции для детей

     Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, или, последствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

«Возьми себя в руки» (для детей с 5 лет)

     Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локотки сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека»

«Врасти в землю» (для детей с 5 лет)

     Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сожми зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«Ты  — лев!» (для детей с 5 лет)

     Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

«Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет)

     Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий маз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.

«Сбрось усталость» (для детей с 5 лет)

     Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

«Заряд бодрости» (для детей с 5 лет)

     Надо сказать ребенку: «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» -10 раз в одну сторону и 10 — в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками, Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» — помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. «Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»

     Предостережение: взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.

«Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет)

     Скажите ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:

мысленно скажи: «Я — лев» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — птица» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — камень» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — цветок» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я спокоен» — выдохни. Ты действительно успокоишься».

«Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет)

     Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

«Замри!» (для детей с 5 лет)

     Если ты расшалился и тобой  недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно.

«Спаси птенца» (для детей с 4 лет)

     «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

«Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет)

     «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу,  носу,  ротику,  щечкам,  подбородку».

«Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)

     Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!

«Гора с плеч» (для детей с 5 лет)

     Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче.

«Торт» (для детей с 4 лет)

     Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – «мука», другой – «сахар», третий – «молоко», четвертый – «масло»  и т.д. Взрослый – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Добавим  сахар, «посыпаем» тело, и  соли – чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям.

     Замечание: Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

                                   «Портрет» (для детей с 5 лет)

     Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. Все остальные краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать?» – спрашивает он у ребенка, такую же, больше, меньше? Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.

     Замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет измениться.

«Театр прикосновений» (для детей с 6 лет)

     Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

     Замечание: Взрослый следит за силой прикосновений. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным. Поглаживаний должно быть мало.

     А сейчас вы можете познакомиться с несколькими программами, входящими в авторскую «Методику снятия психо-эмоционального напряжения у детей». Выполнять их с детьми необходимо, когда вы чувствуете, что они возбуждены, тревожны, чего-то боятся, устали. Можно 1—2 раза в неделю под спокойную музыку начитывать их перед сном. В программах учтены особенности восприятия ребенка, способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки ребенка и регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное использование программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове.

      Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представлял. Можно попросить нарисовать красками свое настроение или то, что он представлял в этот момент.

     Предостережение: Старайтесь в тексте ничего не менять, так как в его содержании, дыхательных паузах заложен глубокий психофизиологический смысл.

                Приложение 4

СТЕП-АЭРОБИКА

Название основных шагов для разминки

Профессиональные термины

Термины для детей

Марш – шаги на месте

Марш

Степ-тачь

1 - шаг правой ногой в правую сторону;                                               2- левую ногу приставить к правой ноге на носок (точка);                                                                                                   3 - шаг левой ногой в левую сторону;                                            4- правую ногу приставить к левой ноге на носок (точка).

Приставной шаг

Степ-лайв

1- шаг правой ногой в правую сторону;  

2 - левую ногу   приставить к правой ноге;  

3- шаг правой ногой в правую сторону;                                          4 - левую ногу приставить к правой ноге на носок (точка);                                                                                                      5- шаг левой ногой в левую сторону;                                                     6- правую ногу приставить к левой ноге;                                             7- шаг левой ногой в левую сторону;                                                       8- правую ногу приставить к левой ноге на носок (точка).

Два приставных шага

Опен степ

 И.П.- ноги врозь;                                                                             1-полуприсед;                                                                                         2-выпрямляя ноги, слегка наклон туловища вправо, левую ногу ставить на носок;                                                                                               3-полуприсед;                                                                                                4- выпрямляя ноги, слегка наклон туловища влево, правую ногу на носок.  

Открытый шаг

Степ «кёрл»

 И.П. - ноги врозь.                                                                                              1- полуприсед;                                                                                  2-выпрямляя ноги слегка наклон вправо, левую ногу согнуть в колене и  постараться ступнёй  коснуться ягодиц «захлёст»;                      3-  разогнуть левую ногу поставить на пол, полуприсед;                                     4-выпрямляя ноги слегка наклон влево, правую ногу согнуть в колене и постараться ступнёй коснуться ягодиц «захлёст»;                        1-разогнуть правую ногу поставить на пол, полуприсед;                           2-3-4- то же.

Захлёст

Греб вайл

1 -шаг правой ногой в правую сторону;  

2- левую ногу приставляя к правой ноге накрест назад;  

3- шаг правой ногой в правую сторону;                                                           4 - левую ногу приставить к правой ноге на носок (точка);                                 5 - шаг левой ногой в левую сторону;                                                                   6- правую ногу приставляя к левой ноге накрест назад;                                 7- шаг левой ногой в левую сторону;                                                               8 - правую ногу приставить к левой ноге на носок   (точка).  

Скрёстный шаг

(Принцесса)

Шаг страдел (шаги делаются по одной линии в сторону):

И.П.- ноги вместе.                                                                                             1- шаг правой ногой в правую сторону;                                                             2- шаг левой ногой в левую сторону;                                                               3- правой ногой вернуться в и.п.;                                                                        4- левой ногой вернуться в и.п.

Ноги врозь-врозь, вместе-вместе

Кни ап

Ходьба на месте с высоким подниманием коленей;                                        1- поднять правое колено вверх, носок тянуть вниз;                                       2 – опустить  ногу на пол;                                                                                    3-4- то же поднимая вверх левое колено.

Петушок

Мамба  

И.П.- ноги вместе, левая нога стоит на месте.                                                     1-шаг правой ногой вперёд;                                                                                   2-шаг левой ногой на месте;                                                                                        3-шаг правой ногой назад;                                                                                                  4- шаг левой ногой на месте.                                                                                То же с левой ногой.

Мамба

Дабле степ - два приставных шага прыжками, завершая скрёстным шагом;                                                                                                              1-шаг правой ногой в правую сторону;                                                                  2- левую ногу   приставить к правой ноге;                                                           3-шаг правой ногой в правую сторону;                                                         4-левую ногу приставляя к правой ноге назад накрест;                                             5- шаг левой  ногой в левую сторону;                                                                    6- правую ногу приставить к левой ноге;                                                     7- шаг левой ногой в левую сторону;                                                                      8- правую ногу приставляя к левой ноге назад накрест.

Ча-ча-ча

Рок-степ - два приставных шага прыжками, в конце мамба

1- шаг правой ногой в правую сторону;  

2- левую ногу   приставить к правой ноге;                                                   3 - шаг правой ногой в правую сторону;                                                           4 - левую ногу приставляя к правой ноге;                                                    5 - шаг левой ногой назад накрест;                                                                    6 - шаг правой ногой на месте;                                                                      7 - шаг левой ногой вперёд;                                                                               8 - шаг правой ногой на месте.

Рок-степ

Название основных шагов в основной части

Все шаги выполняются по диагонали.

Основные шаги на степах

Название шагов  детям

Базовый шаг 

И.П.- о.с.                                                                                           1 - встать на  степ правой ногой;                                           2- приставить к ней левую.                                                            3-опустите правую ногу на пол;                                                                       4- левую ногу.                                                                                    То же   с левой ноги.  

Основной шаг

V- степ (ви – степ) Шаги врозь-врозь, вместе-вместе.

  И.П. – о.с.                                                                               1-поставить правую ногу, на правый край степа;                              2-встать на степ левой ногой, на левый край степа;                               3-опустить со степа правую ногу в и.п.;                                                    4-опустить со степа левую ногу в и.п.

Галочка

А – степ  Шаги вместе-вместе, врозь-врозь.

И.П.- ноги врозь.                                                                               1-поставить правую ногу, на степ;                                                      2-встать на степ левой ногой, ноги вместе;                                   3-опустить со степа правую ногу в и.п.;                                       4-опустить со степа левую ногу в и.п.

Буква  А

Касание

И.П. – о.с.

 1- встать на  степ правой  ногой, на левый край степа;                                                                                                       2-левой ногой носком коснуться степа;                                                   3-на пол поставить левую ногу;                                                           4-опустить на пол правую ногу;                                                          5-встать на степ левой ногой, на правый край степа;                        6-правой ногой носком коснуться степа;                                                 7- на пол поставить правую ногу;                                                         8-опустить на пол левую ногу.

Касание

Угол с касанием

И.П.- о.с. Угол с касанием степа.                                                  1- встать на  степ правой  ногой, на левый край степа;                               2- левой ногой носком коснуться степа;                                        3- с боку от степа на пол поставить левую ногу;                                4-опустить на пол правую ногу на носок (точка);                              5-встать на степ правой ногой;                                                         6-левой ногой носком коснуться степа;                                                 7-на пол поставить  левую ногу, в и.п.                                      8-опустить на пол правую ногу, в и.п.                                                 То же начинать с левой ноги, на правый край степа.

Угол с касанием

Захлёст

 И.П.- о.с.                                                                                                      1- встать на степ правой ногой, на левый край степа;                   2-левую ногу согнуть в колене и постараться ступнёй коснуться ягодиц  «захлёст»;                                             3-разогнуть левую ногу поставить на пол;                           4-опустить со степа правую ногу;                                                5-встать на степ левой ногой, на правый край степа;             6-правую ногу согнуть в колене и постараться ступнёй коснуться ягодиц «захлёст»;                            7-разогнуть правую ногу поставить на пол;                     8-опустить со степа левую ногу.

Захлёст

Угол с захлёстом

1- встать на степ правой ногой, на левый край степа;    2-левую ногу согнуть в колене и постараться ступнёй коснуться ягодиц «захлёст»;                                                  3- с боку от степа на пол поставить левую ногу;                           4- правую ногу согнуть в колене и постараться ступнёй коснуться ягодиц  «захлёст»;                                    5-встать на степ правой ногой;                                                            6- левую ногу согнуть в колене и постараться ступнёй коснуться ягодиц  «захлёст;                                                                 7-на пол поставить  левую ногу, в и.п. 8-опустить на пол правую ногу, в и.п.                                                         То же начинать с левой ноги, на правый край степа.

Солдатик

Колено вверх

И.П. – о.с.                                                                                           1- встать на степ правой ногой, на левый край степа;               2-левую ногу согнуть в колене и поднять вперёд-вверх;                                                                                             3-разогнуть левую ногу и поставить  на пол;                               4-опустить на пол правую ногу;                                                  5-встать на степ левой ногой, на правый край степа;        6-правую ногу согнуть в колене и поднять вперёд-вверх;                                                                               7-разогнуть правую ногу и поставить на пол;                                8-опустить на пол правую ногу

Солдатик шагает

Подскок

И.П.- о.с.  Угол с подниманием колена вверх и подскок                                                                                    1- встать на степ правой ногой, на левый край степа;             2-левую ногу согнуть в колене и поднять вперёд-вверх, подскок;                                                                        3-разогнуть левую ногу и поставить  на пол с боку от степа;                                                                                               4- правую ногу согнуть в колене и поднять вперёд-вверх, подскок;                                                                                    5-встать на степ правой ногой, на правый край степа;               6- левую ногу согнуть в колене и поднять вперёд-вверх, подскок;                                                                                7-разогнуть левую ногу и поставить на пол, в и.п.;                           8-опустить на пол правую ногу, в и.п.                                        То же начинать с левой ноги, на правый край степ.

«Отдохнём»

Мах ногой назад

И.П.- о.с.                                                                                                1- встать на степ правой ногой, на левый край степа;          2-мах левой ногой назад, руки поднять вверх, прогнуться назад;                                                                                   3-на пол поставить левую ногу;                                               4-опустить на пол правую ногу;                                                     5-встать на степ левой ногой, на правый край степа;          6-мах правой ногой назад, руки поднять вверх, прогнуться назад;                                                                            7-на пол поставить правую ногу;                                                           8-опустить на пол левую ногу.

Ласточка

Кик. Мах ноги вперёд

И.П.- то же.                                                                                      1- встать на степ правой ногой, на левый край степа;                2-левой ногой «кик» мах вперёд;                                                   3-на пол поставить левую ногу;                                              4-опустить на пол правую ногу;                                                    5-встать на степ левой ногой, на правый край степа;

6-правой ногой «кик» мах вперёд;                                                7- на пол поставить правую ногу;                                                        8-опустить на пол левую ногу.

Мах ноги вперёд

«Мамба»

И.П. – о.с. Левая нога стоит на месте.                                               1-шаг правой ногой вперёд на степ;                                                     2-шаг левой ногой на месте;                                                              3-шаг правой ногой назад спуститься  со степа;                               4- шаг левой ногой на месте.                                                      Затем, то же, только правая нога стоит на месте, движения левой ногой.

 Мамба

Выпад назад

И.П.- стоя на степе, руки вниз.                                                              1-опустить на пол назад правую ногу, на всю ступню, руки согнуть в  локтях вверх;                                                   2-вернуться в и.п.;                                                                         3-4- то же опуская левую ногу.

Силачи

Выпад в сторону

И.П.- стоя на степе, руки вниз.                                                     1- выпад правой ногой в правую сторону, встать на пол, руки в стороны;                                                                                   2- вернуться в и.п.;                                                                                    3- выпад левой ногой в левую сторону, встать на пол, руки в стороны;                                                                                    4- вернуться в и.п.

Бабочка

Выпад вперёд

И.П.- стоя на степе, руки согнуты в локтях перед грудью.                                                                                                  1- опустить на пол вперёд правую ногу сделать выпад, руки в стороны;                                                                                   2-вернуться в и.п.;                                                                              3-4-то же опуская левую ногу.

Лебедь

Приложение 5

Комплекс степ-аэробики № 1

Подготовительная часть:

1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться.)

2. Ходьба на степе.

3. Приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками.

4. Приставной шаг назад со степа, вперед со степа.

5. Ходьба на степе; руки поочередно вперед, вверх, вперед, вниз.

Основная часть:

1. Ходьба на степе, руками рисуя поочередно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.

2. Шаг на степ - со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочередно вдоль туловища.

(1 и 2 повторить три раза)

3. Приставной шаг на степе вправо-влево, прямые руки, поднимая одновременно вперед-вниз.

4. Приставной шаг на степе вправо-влево с полуприседанием (шаг - присесть); кисти рук, согнутые в локтях, - к плечам, вниз.

5. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.

6. Шаг на степ - со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной.

(3, 4, 5 и 6 повторить 3 раза.)

7. Бег на месте на полу.

8. Легкий бег на степе.

9. Бег вокруг степа.

10. Бег врассыпную.

(7, 8, 9 и 10 повторить 3 раза.)

11. Обычная ходьба на степе.

12. Ходьба на носках вокруг степа, поочередно поднимая плечи.

13. Шаг в сторону со степа на степ.

14. Ходьба на пятках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская плечи.

15. Шаг в сторону со степа на степ.

16. «Крест».   Шаг со степа - вперед; со степа - назад; со степа - вправо; со степа – влево,  руки на поясе.

17. То же, выполняя танцевальные движения руками.

18. Упражнение на дыхание.

19. Обычная ходьба на степе.

20. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам.

21. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.

22. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.

23. Шаг на степ со степа.

24. Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу.

25. Мах прямой ногой вверх-вперед (по 8 раз).

26. Ходьба змейкой вокруг степов (2-3 круга).

27. Мах прямой ногой вверх-вперед, руки на поясе (по 8 раз).

28. Бег змейкой вокруг степов.

29. Подвижная игра   «Цирковые лошадки».

    Круг из степов - это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2-3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.

     Дети убирают степы в определенное место и берут по коврику, которые раскладывают по кругу и садятся на них.

30. Упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс степ-аэробики № 2

Степы расположены в хаотичном порядке.

Подготовительная часть:

1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки.

2. Шаг на степ - со степа, бодро работая руками.

3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади.

4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону)

5. «Крест». (Повторить 2 раза.)

Основная часть:

1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой - по левому плечу.

2. Шаг со степа в сторону, чередуется с приседанием, поднимая руки вперед.

3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой.

4. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи.

5. Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками танцевальные движения.

(Повторить 2 раза.)

6. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево.

7. И.п. - то же. Взмахнув руками вперед, быстро встать, вернуться в исходное положение.

8. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в исходное положение.

9. Ходьба на степе, бодро работая руками.

10. Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении.

11. Кружение на степе, руки в стороны, в одну и другую стороны.

12. Повторить № 10.

13. Кружение с закрытыми глазами.

14. Шаг на степ - со степа.

15. Бег врассыпную с выполнением заданий для рук.

16. Повторить № 1.

17. Легкий бег на степе чередуется с ходьбой 2 раза.

18. Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе, вернуться в исходное положение.

19. Шаг на степ - со степа.

20. Повторить № 18 в другую сторону.

21. Ходьба на степе.

22. Подвижная игра      «Физкульт-ура!»

      Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны площадки. На одной стороне на один степ меньше. Сами становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне - финиш. Ребята говорят:

«Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим,

Спорт - помощник!

Спорт - здоровье!

Спорт - игра!

Физкульт-ура!»

     С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ. (Игру повторить 3 раза.)

23. Игры и упражнения на релаксацию.

Комплекс степ-аэробики № 3

В зале на полу в три ряда разложены степ-доски.

Подготовительная часть (1-й музыкальный отрезок)

1. Наклон головы вправо-влево.

2. Поднимание плеч вверх-вниз.

3. Ходьба обычная на месте на степе.

4. Приставной шаг вперед со степа на пол и обратно на степ.

5. Приставной шаг назад.

6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п.

7. Приставной шаг вперед-назад; вправо-влево.

8. Ногу назад, за степ-доску -- руки вверх, вернуться в и.п.

9. Выпад ногой вперед, руки в стороны.

Основная часть (2-й музыкальный отрезок)

1. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п.

2. Правую (левую) ногу вперед перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперед. Вернуться в и.п.

3. То же вправо-влево от степ-доски. Назад от степ-доски.

4. Правую (левую) ногу поставить резко вперед; вправо (влево); назад и вернуться в и.п.

5. Полукруг. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степ-доски; вернуться в и.п.

6. Приставной шаг на степ-доске с полуприседанием (упражнения повторить два раза).

(3-й музыкальный отрезок)

7. Поворот вправо (влево), ногу назад за степ-доску, руки в стороны; вернуться в и.п.

8. Стоя на полу перед степ-доской, поставить правую (левую) ногу на степ, руки резко вверх; вернуться в и.п.

9. И.п. то же. Выпад правой (левой) ногой на степ, ладони на колено; вернуться в и.п. (упражнения повторить два раза).

10. Выпады ногой вправо; влево; назад, стоя на степ-доске.

(4-й музыкальный отрезок)

11. «Покачивания».

12. Беговые упражнения.

13. Полуприседания с круговыми движениями руками.

14. Беговые упражнения.

(5-й музыкальный отрезок)

15. Прыжковые упражнения.

16. Кружение на степ-доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны.

17. Прыжковые упражнения.

18. Ходьба вокруг степ-доски на полусогнутых ногах, руки на поясе.

19. Ногу вперед, за степ-доску, руки резко в стороны; вернуться в и.п.

(6-й музыкальный отрезок)

20. Ходьба обычная на месте.

21. Шаг вперед; шаг назад; ноги ставить широко.

22. Перестроение со степами в круг. Ходьба на степах на месте.

23. Взявшись за руки, приставной шаг вправо по кругу.

24. И.п. то же; четыре шага вперед-назад.

25. Упражнения на восстановление дыхания. (Длительность занятия 30--35 мин.)

Комплекс степ-аэробики № 4 с мячами малого диаметра для детей подготовительной к школе группы

1-й музыкальный отрезок. Вводная часть.

   Упражнения у стены для формирования правильной осанки (3-4 упр.). Ходьба в колонне в чередовании с бегом; ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы; бег змейкой между степ-досками и перепрыгиванием (перешагиванием) через них; ходьба по коррекционным дорожкам (во время ходьбы дети берут правой рукой мяч малого диаметра); перестроение в три звена к степ-доскам (заранее разложенным); ходьба на месте: поворот к степ-доскам.

     Основная часть делится на четыре музыкальных отрезка. Упражнения на степ-досках с малым мячом:

2-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: стоя на степе, мяч в правой руке. Шаг со степа вперед, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.

2. И.п.: то же. Шаг со степа назад, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.

3. И.п.: то же. Шаг вперед, шаг назад, мяч перекладывать над головой из руки в руку.

4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести вперед на носок перед степом, одновременно вынести вперед правую (левую) руку с мячом; вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

5. И.п.: о.с. Выполняется то же движение вправо (влево) от степа.

6. И.п.: о.с. То же -- назад от степа.

7. И.п.: о.с. на степе, руки в стороны, мяч в правой руке. Выпад вправо (влево) от степа, три покачивания, вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

3-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: о.с. на степе, руки вперед, мяч в правой руке. Поворот направо (налево), поднимаясь на носки и отводя правую (левую) руку с мячом назад. Вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

2. И.п.: то же. Тот же поворот вправо (влево), но ногу ставить за степ-доску поочередно. Поворот направо -- правую ногу: поворот налево -- левую ногу.

3. И.п.: о.с. на степе. Выпад правой (левой) ногой вперед за степ-доску; руки вперед; мяч переложить; вернуться в и.п.

4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести назад за степ и поставить на носок; руки поднять вверх, мяч переложить; вернуться в и.п.

5. И.п.: о.с. перед степом, мяч в правой руке. Шаг на степ, мяч переложить над головой; вернуться в и.п.

4-й музыкальный отрезок.

1. Бег на месте, на степ-доске.

2. И.п.: о.с. на степе, руки вверху над головой, мяч зажат между ладонями. Кружиться на носках вокруг себя, одновременно ладонями «растирать» мяч.

3. Бег вокруг степ-доски в правую и левую стороны.

4. Повторить упр. № 2.

5. И.п.: о.с. на степе. Бросание мяча вверх и ловля его после хлопка.

6. То же, сидя на степ-доске, ноги в стороны.

7. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Бросание мяча о пол и ловля одной рукой, поочередно правой и левой рукой.

8. То же, сидя на степ-доске, ноги в стороны.

9. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Перебрасывать мяч из руки в руку, переминаясь с ноги на ногу.

5-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Прыжком -- ноги врозь, за степ в разные стороны; мяч переложить в другую руку; прыжком вернуться в и.п.

2. Ходьба на степе, «растирая» мяч в ладонях.

3. И.п.: правая нога -- на степе, левая -- на полу слева от степа, руки в стороны, мяч в левой руке. Прыжком сменить положение ног, мяч переложить в другую руку.

4. Повторить № 2

5. Ходьба на месте, на степ-доске.

6. Перестроение в колонну по одному, мяч положить на место.

7. Перестроение в три звена к степ-доскам. Взять степы.

8. Перестроение в круг. Положить степ-доски по кругу.

9. Ходьба на месте на степ-доске.

10. Шаг назад-вперед.

11. Приставной шаг вправо по кругу, до возвращения на место.

Заключительная часть.

6-й музыкальный отрезок (музыка для релаксации).

     Игра-медитация «У озера». Круг из степов - озеро. Дети в нем «плещутся», «охлаждаются», «брызгаются», опускают ноги и отдыхают.

Комплекс степ-аэробики № 5 для утренней гимнастики

Степы раскладываются в три ряда

1-я часть:

Ходьба и бег в колонне по одному вокруг степов.

Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.

2-я часть:

1. И.п.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади (10 раз).

2. И.п.: о.с., шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; то же влево. (По 5 раз.)

3. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук (10-12 раз).

4. И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (10-12 раз).

5. Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками).

6. И.п.: о.с. на степе, взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок (10-12 раз).

7. Прыжки обычные на степе чередуются с ходьбой 2 раза.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка

В настоящее время широко применяются нетрадиционные формы оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка.К ним относятся: упражнения для мелких мышц руки, мимики, элементы психогимнаст...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...