Организация самоподготовки в условиях коррекционной школы - интерната
методическая разработка по теме

Роженцева Светлана Васильевна

Формирование общеучебных навыков и умений для успешного овладения знаниями,умениями и навыками в условиях коррекционной школы интерната. Пояснительная записка. Конспекты занятий по самоподготовке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация самоподготовки в условиях школы-интерната»


Выполнила: Роженцева С. В.
воспитатель
первая квалификационная категория

КГКСКОУ Первомайская КШИ


   Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

   Эта форма работы содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учащихся. Самоподготовка – вторая  основная форма обучения. Авторитет воспитателя должен быть таким же высоким, как и авторитет учителя.
    Способы организации и виды деятельности учащихся в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к старшему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников.
   При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков.    Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:
- закрепить навыки самообразовательной работы;
- воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность,        самостоятельность и прилежание;
- сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей.

    Следует приучать детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку, быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное.  Если большинство детей не справляются с заданием в определенное время, то необходимо попросить учителя внимательно относиться к объему домашнего задания. Процесс самоподготовки должен иметь определённую структуру. Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:
- подготовка детей к работе;
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.
   В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике,  (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Важно эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха и укрепление веры в силы ребёнка. Эти приёмы и методы способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.
        В процессе основной части самоподготовки главными приёмами и методами являются: самостоятельная работа,  практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.
Больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.
   Наиболее важным моментом  является обучение ребят  экономии времени и сил, так как рамки самоподготовки ограничены.

                      Требования к воспитателю на самоподготовке:

1. Отказ от применения каких – либо мер наказания.

2. Не допускать во время занятия каких – либо назидательных замечаний.

3. Использовать разнообразные формы одобрения, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.

    Успех самоподготовки определяется следующим:
- к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время.
- целесообразной регламентацией времени;
- строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.
   В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение.  Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.
   Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой школьников и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированностью, дисциплинированностью, организованностью, активностью своей группы. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.
   
Дисциплинированность детей можно увидеть в следующих их поступках:
1. Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.
2. Работают самостоятельно.
3. Соблюдают тишину и порядок.
4. Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
5. Без надобности не обращаются к воспитателю.
6. Следят за позой и осанкой во время работы.
7. Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
8. Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.
9. Соблюдают правила почтительности и уважительного отношения с воспитателем.
10. Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.
   
Организованность группы проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:
1. Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.
2. На рабочем месте нет ничего лишнего.
3. Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.
4. Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.
5. Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.
6. Требуют организованности от своих товарищей.
   
Информированность воспитанники демонстрируют следующим образом:
1. Ученики знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.
2. Быстро находят нужное в учебниках.
3. Им известно, как выполнять задания, где необходимо искать справку при затруднениях.
4. Они показывают знания изученного на уроках материала.
5. Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.
6. Соблюдают последовательность действий.
7. Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.
8. Не испытывают нужды в посторонней помощи.
9. Умело пользуются  учебно-письменными принадлежностями и т.д.
   Об
активности детей на самоподготовке можно судить по следующим проявлениям:
1) Прилежно и в темпе работают над заданием.
2) Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.
3) Успевают все сделать вовремя.
4) Успевают провести проверку своей работы.
5) Действуют самостоятельно без посторонней помощи.
6) Участвуют во взаимопроверке выполненной работы.
7) Выявляют допущенные ошибки и анализируют их.
8)Помогают воспитателю в организации взаимопомощи и взаимоконтроля
   Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни школьников. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки.
    В помощь учащимся предлагается:
ПАМЯТКА для учащихся 
Общие рекомендации:
- всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время; 
- прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места; 
- о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике; 
- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать; 
- начинай самоподготовку в определенном порядке; 
- старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно; 
- забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику. 
Рекомендации к решению задач:
- прочитай внимательно задание; если не понял, прочитай еще раз, подумай; 
- постарайся представить себе то, о чем говорится в задаче;
- запиши задачу кратко; 
- подумай, можно ли сразу ответить на вопрос к задаче, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи; 
- составь план решения задачи;

- выполни решение;
- проверь решение и запиши ответ. 
 Рекомендации к списыванию текста:
- Начинай  с работы над ошибками. Повтори правила.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задание к упражнению.
- Прочитай упражнение. Устно выполни задания к нему. 
- Списывай, диктуя себе, проговаривая орфографически.
- Проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги.

 - Подчеркни орфограммы в написанном.

 - Сверь каждую орфограмму с исходным текстом. 
 Рекомендации по заучиванию стихотворений:
- приготовление уроков начинай с работы над стихотворением; 
- тихо прочитай стихотворение вслух;

 - помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить;

 - выясни все незнакомые слова и выражения; 
- громко прочитай стихотворение;

 - при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения; 
- прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно; 
- через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст;

 - постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение; 
через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст; 
- перед сном еще раз повтори стихотворение; 
- утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти. 

ЛИТЕРАТУР

1.Социально – психолого – педагогическая коррекция и реабилитация детей в системе образования. ПИПКРО Владивосток 2009 г.

2. Арсенов В. Успехи и задачи групп продленного дня. - "Народное образование", 1970, №10.
3. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 160 с.
4. Контаев С.С. Интернат как среда саморазвития.
5. Куценко Г.И., Ф.Коротков Режим дня школьника. 
6. Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под. ред. О.А. Лосевой. - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов.

Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов....

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья." Апрель 2016 г.

Данный материал знакомит с работой  по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы-интерната. Создание и развитие здоровой среды реализуется в 3х направлениях: физкул...

Коррекционное занятие для воспитанников 3 класса ГБОУ школы - интерната №117 им. Т.С.Зыковой "Осенняя пора..."

Коррекционное занятие по  теме  осень,  содержательное, интересное  в доступной форме раскрывает тему осени. Детям будет очень интересно....

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободноговремени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как...

Представление собственного педагогического опыта по теме: «Коррекционная направленность в процессе воспитания в условиях школы - интерната»

Обучающиеся школы - интерната с ограниченными возможностями здоровья отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана...