Коррекционное занятие для воспитанников 3 класса ГБОУ школы - интерната №117 им. Т.С.Зыковой "Осенняя пора..."
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Якунина Светлана Николаевна

Коррекционное занятие по  теме  осень,  содержательное, интересное  в доступной форме раскрывает тему осени. Детям будет очень интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осень бывает разная86.83 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами.

В структуре психического дефекта у детей с ЗПР на первый план могут выступать незрелость эмоционально-волевой сферы с неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов.

 Ограниченная способность к организованной целенаправленной деятельности; недостаточная выраженность интеллектуальных интересов, слабая мотивация познавательной деятельности, сочетаясь с недостатками восприятия, памяти, внимания, работоспособности, координации движений, речевым недоразвитием, делают недоступными для этих детей темп и объем общепринятой образовательной программы. У слабослышащих детей свои особенности восприятия и развития. Особенности развития речи.

Глухие/слабослышащие ученики имеют следующие особенности речевого развития: нарушения произношения, недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при  произнесении и написании слов. На лексическом уровне дети с нарушенным слухом  имеют ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление их, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением. Недостатки грамматического строя речи, особенности в усвоении и воспроизведении известных речевых (грамматических) конструкций также могут  вызвать сложности ориентировки на синтаксическом уровне, выражающиеся в   трудностях  восприятия глухими/слабослышащими учащимися предложений с нетрадиционным/инвертным порядком слов/словосочетаний и  ограниченном понимании читаемого текста.

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в развитии такого ребенка.

У детей с нарушением слуха могут проявляться особенности не только в речевом развитии, но и в развитии познавательной и личностной сферы.

Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей познавательной сферы выделяют следующие: сниженный объем внимания и низкий темп переключения - ребенку с нарушением слуха, требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому. А если ребёнок с ЗПР, да ещё слабослышащий возникает целый клубок трудностей в обучении. Вот и приходится планировать так свои занятия, чтобы это было доступно и понятно. В моей группе 10 воспитанников, все слабослышащие. Из них 5 человек с нормальным психическим развитием, а 5 учащихся с ЗПР.

Занятие на тему: «Осень бывает разная…»

Цель: Закрепить и пополнить знания детей с ОВЗ о том, что осень бывает разная (используя различные анализаторы: слуховые, зрительные, органы обоняния, вкусовые рецепторы)

Задачи:

  • коррекционные: развивать внимание, память, слуховое восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление, формировать грамматический строй речи, развитие мелкой моторики.        
  • воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать  собеседника, правильно выполнять речевые инструкции воспитателя, развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивать эстетическое восприятие.
  • образовательные: закреплять умения различать и опознавать на слух (с помощью ИСА) предлагаемый речевой материал, повторять названия деревьев, фрукты, овощи, пополнить знания о музыкальных произведениях.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, разрезные картинки, музыкальные произведения: Ф. Шопен  «Вальс дождя»,  П.И. Чайковский

«Времена года», фрукты, овощи, картинки «овощи и фрукты», таблички со словами, ёмкости с семенами, картинки с деревьями и листочками, нарисованное дерево и картинки с красными, зелёными яблоками,  краски акварельные, листы бумаги формата  А-4,  кисточки.

Предварительная работа: Экскурсия в осенний  лес, чтение произведений М. Пришвина, прослушивание произведений А. Вивальди «Осень», Вальс дождя Ф. Шопена, П.И. Чайковского «Октябрь», заучивание стихов про осень С. Есенина, А.С. Пушкина и др.

Ход занятия

1. Организация детей  (Проверка слуха)

Воспитатель: Ребята, сядьте прямо, слушайте меня внимательно. Старайтесь говорить правильно, чётко произнося все звуки.

2. Проверка слуха.

Воспитатель (за экраном) – Добрый день, ребята.

Дети: - Добрый день.

Воспитатель (за экраном) –  Ты меня слышишь? Артём, Лена  и т. д.

Ребёнок: - Слышу.

1. Какое сегодня число?

2. Какой день недели?

3. Кто сегодня дежурный?

Воспитатель: - Какие звуки сегодня дежурные?

Дети: - Сегодня дежурные звуки «С – З»

- Прочитайте слоги  зва – сла, зла – сла, зна – сна

- Прочитайте слова: до свидания, масло, грязно, весна

- Спроси у товарища: Как тебя зовут? (На одном выдохе – сказать слитно)

- Скажите медленно, нормально, быстро: Листья жёлтые кружатся!

 Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся (Кинезиология)

 "Дыхательное упражнение"

Так как дети слабослышащие упражнения все выполняются  по образцу воспитателя.

  1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь) При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать - плавно, избегая толчков.
  2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
  3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо - влево, вперед - назад, по кругу.

Воспитатель: - Молодцы ребята, а теперь садитесь удобней и слушайте

меня внимательно. Сегодня мы с вами будем говорить об осени, о прекраснейшем из времён года. Осень  неповторима своими яркими красками, пышным убранством, вкусными осенними дарами.

- Кто будет меня внимательно слушать и правильно отвечать, тот будет получать фишки и в конце занятия обменяет их на приз.

  1. Игра "Что осенью бывает"

Цель: Вспомнить и повторить приметы осени, используя картинки и музыкальное произведение, закреплять умения чётко и понятно для окружающих излагать свои ответы.

 Воспитатель: - Какие осенние приметы вы знаете?

(Учащиеся называют приметы, если затрудняются, то воспитатель  вешает на доску яркие картинки с различными осенними явлениями и вместе с детьми по очереди повторяют, так же используются таблички со словами под каждой картинкой)

Воспитатель: - Сейчас закройте все глаза и послушайте прекрасное музыкальное произведение (дети с закрытыми глазами прослушивают « Вальс дождя» Ф. Шопена) беседа по произведению, дети высказываются, кто что услышал, при затруднении воспитатель помогает, если нужно ещё раз прослушивают фрагменты, особенно где льёт дождь, и уточняют.

Игра "Собери картинку из частей и составь рассказ"

Цель: Развивать логическое мышление, умение грамматически правильно строить предложение, развивать слуховое восприятие.

Каждому учащемуся предлагается разрезанная на части картинка на тему "Осень"

Учащиеся собирают картинку из частей и составляют рассказ. 
 Рассказывать можно по кругу, по одному предложению, добавляя рассказ предыдущего участника  (это облегчённый вариант)

-Ребята, вы наверно немножко устали, засиделись? Давайте поиграем.  Физкультминутка

 «Осень».

Воспитатель показывает, дети повторяют.

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки)

Листья все уже опали, (плавное движение ладонями)

Солнце уж не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

 Дождик к нам в окно стучится (барабанить пальцами, тo  по одной, то по другой)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь (зажимаем кулачки)

Игра  «Чудесный мешочек»

Цель: Учиться на ощупь узнавать предметы (фрукты и овощи), развивать тактильные способности.

Воспитатель: - У меня в руках чудесный мешочек, вы сейчас по очереди будете опускать руку в него и на ощупь узнавать  какой фрукт или овощ лежит там.  Дети по очереди  находят и отгадывают, если затрудняются назвать, воспитатель предлагает красочные картинки «овощи и фрукты» и вместе с детьми называет, соотнося настоящий плод и картинку.

 Игра проводится с детьми без ЗПР, а в это время дети с ЗПР опускают руки в заранее подготовленные ёмкости, наполненные различными мелкими семенами  (для снятия напряжения), конечно если это потребуется, в индивидуальном порядке.

Игра «С какого дерева листочек»

Цель: Закрепить и пополнить знания детей о названиях деревьев.

У воспитателя картинки листочков с разных деревьев, а у детей разные деревья, воспитатель показывает листочек, а дети показывают дерево, которое соответствует листочку  (при затруднении воспитатель помогает)

Игра «Отгадай на вкус»

Цель: Развивать вкусовые рецепторы.

Воспитатель: - А теперь вкусная игра. У меня на столе лежат дольки различных овощей и фруктов, я сейчас буду по очереди вам завязывать глаза, а  вы будете пробывать и  называть, что это за фрукт или овощ.

Упражнение «Рисуем Осень»

Цель: Развивать эстетический вкус, желание выразить свои эмоции посредством рисования, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитатель: - Я предлагаю, вам взять разноцветные краски и нарисовать осень, так как вы её себе представляете, а чтобы вам было приятней и интересней, во время рисования послушаем знаменитое произведение П.И Чайковского «Времена года» Октябрь (дети с ЗПР могут просто положить голову на ладони и расслабиться во время прослушивания)

 Обязательно поблагодарив всех воспитанников  за рисунки, воспитатель с детьми делают  выставку на доске.

Рефлексия

По окончании работы воспитатель подводит итоги:

- Мы сегодня с вами говорили про осень и узнали, что осень бывает разная.

Она бывает красивая, яркая, пышная, бывает грустная,  когда пасмурно и льёт дождь. Осень можно услышать в природе, на прогулке, в произведениях великих композиторов, осень можно попробовать на вкус  благодаря её осенним дарам.

«Дерево чувств»

Учащимся  предлагается повесить на дерево яблоки красного  цвета, если они чувствуют себя хорошо после занятия, комфортно. Или зелёного, если ощущают дискомфорт. Если много красных яблок, воспитатель  доволен занятием и благодарит детей, а если много зелёных яблок, то воспитатель говорит о том, что ничего страшного яблоки ещё не поспели и к следующему занятию обязательно они созреют.

Далее  подсчитывают фишки и меняют на призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе с нарушением зрения «В гости к Зимушке - Зиме».

В статье говорится о значении адаптации    реберка в  детском   саду. Какие трудности могут возникнуть у  родителей и детей во время адаптации.  Как родители должны прави...

Модель индивидуального коррекционного занятия для подготовительной к школе группе "Домашние птицы"

Конспект индивидуального коррекционного занятия для подготовительной к школе группе "Домашние птицы", проводимый учителем-дефектологом....

Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе "Встреча со сказкой".

Конспект коррекционного занятия  в подготовительной к школе группепо развитию зрительной  ориентировки в микропространстве. (Развитие подвижности глаз, закрепление лечебно - восстановит...

Интегрированное коррекционное занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме "Рыбы"

Цели занятия:-Развивать словарь  по теме «Рыбы».-Развивать грамматический строй речи  (словообразование, образование притяжательных прилагательных).-Развивать фонематические функ...

Технологическая карта коррекционного занятия в подготовительной к школе группе ТНР "В гостях у Королевы Знаний"

Создать условия для закрепления полученных знаний по обучению грамоте и звуковой культуре речи...