Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов.
календарно-тематическое планирование на тему

Чайка Елена Анатольевна

Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikaz_minobrazovaniya_oblasti_ot_27.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приказ Минобразования области от 27.09.2010г. № 778 «Об утверждении единых требований»

Приложение 2.  Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов.

Коррекционно-развивающая программа, реализуемая в учреждении РО, утверждается директором учреждения, должна содержать информацию об авторе-составителе (ФИО, должность, квалификационная категория), пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы (описание занятий, упражнения и т.д.), список использованной литературы, аналитический отчет о реализации программы.

Пояснительная записка коррекционно-развивающей программы включает следующие пункты:

1. Актуальность и обоснование реализации программы в данном учреждении.

2. Цель программы - результат, которого хотят достичь. Формулировка цели должна быть такой, чтобы можно было оценить степень ее достижения. Исходя из цели, оценивается степень коррекционного воздействия и результативность развития той или иной функции.

3. Задачи программы - конкретизация цели, дробление ее на составные части. Как правило, задачи программы представляют собой последовательные шаги в достижении цели и определение направлений деятельности при достижении цели программы.

4.  Целевая группа, на которую ориентирована программа и критерии отбора в группу, противопоказания (при необходимости) к включению в группу. Критерии отбора должны быть определены таким образом, чтобы после окончания занятий можно было провести повторную диагностику и оценить эффективность коррекционного воздействия.

5. Средства (формы) и методы коррекции.

6. Этапы реализации программы, сроки реализации программы. Важно обозначить критерии перехода с одного этапа на другой.

7. Организация занятий - количество участников и режим работы группы, требования к помещению и оборудованию.

8. Структура занятий.

9. Оценка эффективности программы: прогнозируемые результаты, критерии и методы оценки эффективности, виды контроля реализации программы.

Приложение 3. Учебно-тематическое планирование представляет собой таблицу:

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание программы может быть представлено подробно расписанными занятиями, с указанием номера и темы занятия, его цели описания занятия, упражнений и т.д. или списком игр и упражнений, используемых на каждом этапе. При использовании второго варианта представления содержания программы обязательно указывается литература, из которой заимствованы упражнения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Программа педагога - психолога содержит несколько обязательных структурных элементов - титульный лист, содержание программы, пояснительная записка, цели и задачи, тематическое планирование с описанием блоков программы (диагностический, развивающий), описание занятий, список литературы.

Программа должна включать:

I - Вводная часть программы и её составляющие элементы

1. Титульный  лист содержит: полное название и номер учреждения в котором работает педагог - психолог, вид программы и её название, должность, фамилия, имя, отчество разработчика программы, город, год составления программы, гриф утверждения и согласования.

2. Содержание программы включает в себя краткое описание структурных элементов и номера страниц, на которых они находятся.

3. Пояснительная записка с указанием вида программы, обоснованного описанием проблемной ситуации,  на решение  которой она направлена,  описание  контингента потенциальных участников программы.

В данном разделе, прежде всего, описываются те трудности, с которыми обращаются родители (или законные представители), причины, их вызывающие. Актуальность программы может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного учреждения, систему районных, городских, областных структур, а также в целом ситуацию в стране и за рубежом.

Описание общего контекста ситуации в учреждении и применения предлагаемых коррекционно-развивающих, развивающих, профилактических процедур включает ответы на несколько вопросов: кто и с какими запросами обычно обращается к специалистам соответствующего профиля в данном ОУ; каков его ресурс в решении поставленных проблем; чем чаще всего продиктовано обращение к специалисту; в чем состоят конкретные трудности ребенка, выступающего в качестве клиента; кто формулирует запрос - родители, образовательное учреждение или сам ребенок - и как в связи с этим изменяется процедура работы с ним? От ответов на эти вопросы зависит, с одной стороны, правомерность применения предлагаемой программы, а с другой -специфика ее использования в каждом конкретном случае.

Проблемы, на которые направлена программа, целесообразно ранжировать: на первое место ставить те из них, которые с большой долей вероятности будут решены при использовании предлагаемой программы, а на последнее - проблемы, при работе с которыми она может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами.

Важный момент - адресность программы, т. е. указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена: возрастные особенности; типичные физические, физиологические, психофизиологические, психологические качества; отклонения и дефекты (степень подробности описания выбирается в зависимости от содержания программы).

Указание возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа, поможет лучше сориентироваться в вопросах организации работы, интерпретации результатов, анализа соответствия психического и личностного развития ребенка нормам развития.

Программу, следует формировать в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, которые основаны на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка. Ключевой задачей введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является реализация программы формирования универсальных учебных действий.

Программа должна обеспечивать формирование у детей  универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе,  учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития детей

Функции универсальных учебных действий включают:  

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 - мотивация учебной деятельности;

 - сформированность «внутренней позиции школьника» (взять из таблицы).

Регулятивные действия.

 Развитие регулятивных действий связано с формированием  произвольности поведения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом,  осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. К регулятивным действиям относятся:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания какого-либо признака), классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий –  их уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития,  и свойства.

4.  Описание целей и задач программы.

Под целью обычно понимается будущий результат, определяющий характер и способы действий человека по его достижению. Поэтому цели программы должны быть

- предельно конкретно сформулированы,

-   давать четкие представления о том, чего ожидают авторы после проведения программы, а также об основном способе достижения предполагаемых результатов. Любую поставленную цель следует развернуть в систему частных задач с указанием условий их решения в определенный отрезок времени.

5. Научные, методологические и методические основания программы, обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.

Методологические основы программы позволяют раскрыть сущность понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить коррекционно-развивающие, развивающие, профилактические мероприятия и интерпретировать полученные результаты.

В качестве методологических основ программы могут выступать общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода и др., а также зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности (например, теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и проч.), научные концепции, раскрывающие особенности личности, на которые направлено коррекционно-развивающее, развивающее, профилактическое воздействие, описывающие структуру деятельности, в рамках которой это воздействие осуществляется, и определяющие набор методов и частных методик, включенных в программу.

6.   Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники.

7. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.

Ограничения по использованию программы описываются в том случае, если ее применение при особых обстоятельствах может вызывать отрицательные последствия.

8. Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.

9. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов).

10. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

• требования к специалистам, реализующим программу;

• перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы;

• требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.);

• требования к информационной  обеспеченности  учреждения  для реализации программы (библиотека, Интернет и т.д.),

• другие ресурсы.

Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним, необходимые требования к специалистам и ограничения в применении. Также учитывается его назначение, определяются роль и место процедур с использованием оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования в контексте возможных методов и приемов работы в конкретной ситуации.

11. Сроки и этапы реализации программы.

12.  Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые).

13. Система организации контроля за реализацией программы,

В программу целесообразно включить полный список методов диагностического съема информации об участниках группы с подробным перечнем используемых методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения диагностического исследования.

14. Критерии оценки достижения планируемых результатов

- качественные

- количественные.

Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Оценка эффективности коррекции зависит от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет ее итоговую оценку. Так, для участника группы основным критерием успешности прохождения программы будет ощущение удовлетворения от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для педагога-психолога, ответственного за организацию и проведение коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных целей. А для лиц из окружения участников группы эффективность программы определяется степенью выполнения их запроса, удовлетворения мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также осознанием проблем и непосредственно связанных с ними задач.

Какой бы критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

субъективно переживаемые участником изменения во внутреннем мире;

• объективно регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;

• устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.

15. Перечень и описание программных мероприятий.

16.  Функциональные модули, дидактические разделы.

II - Основная часть программы:

1. Описание используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария с указанием источников, списки литературы и т.д. в зависимости от вида программы - профилактическая, коррекционно-развивающая, развивающая, обучающая, диагностическая).

2.  Учебно-тематические планы –

тематическое планирование должно включать:

- название каждого занятия;

- цели и задачи каждого занятия;

- время, необходимое для проведения занятия (часы).

3.  Описание занятий:

- описание вводной части занятия;

- описание основной части занятия;

- описание заключительной части занятия;

- контрольные вопросы участникам программы.

Описание содержания занятий предполагает не только подробное изложение упражнений, игр и процедур, но и указание используемого оборудования, четкую формулировку цели каждого занятия, его ожидаемых результатов и методов обратной связи, касающейся эффективности занятия. Если предлагаемые процедуры не являются авторскими, следует сообщить литературный источник, в котором есть их подробное описание и обоснование. При описании работы необходимо указать форму, в которой она проводится:

- индивидуальная;

- групповая;

- смешанная.

Полезно сообщить, какая из них дает максимальный эффект и при каких условиях.

III - Заключительная часть программы.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения:

- на базе какого образовательного учреждения была апробирована программа;

- срок апробации;

- количество участников;

- отзывы участников и администрации;

- другая информация.

В заключительной части программы прилагается список использованной литературы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЩЮННЫХ ПРОГРАММ

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. Каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска - это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2.   Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса, оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3.   Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих 'трудностей. Коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами: эти: проблемы и отклонения в развитии клиента.

(Например, применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей, однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект. Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом:, например - высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии, позволит' избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.)

4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической: основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н, Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути: развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

7.  Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная, система социальных отношений, субъектом которых он является.

8.  Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом:, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

10.  Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Организация самоподготовки в условиях коррекционной школы - интерната

Формирование общеучебных навыков и умений для успешного овладения знаниями,умениями и навыками в условиях коррекционной школы интерната. Пояснительная записка. Конспекты занятий по самоподготовке....

Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Конспект презентации на тему: «Реализация права детей на проживание и воспитание в семье) (итоги работы по программе «Дорога к дому») (в рамках проведения семинара директоров детских домов и школ-интернатов Орловской области «Детская субкультура как меха

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государс...